Вот уже почти треть века, с 1990 года, протоиерей Александр (имя при рождении — Винцент) Иванович Шаргунов (родился 31 декабря 1940 г.) служит настоятелем московского храма святителя Николая Мирликийского в Пыжах. Сан протоиерея он получил в 1986 году, в священники был рукоположен в 1977-м, а крещение вместе с именем Александр принял в 1965-м, то есть уже во вполне зрелом возрасте, будучи к тому времени женатым человеком, обучаясь в МГПИ иностранных языков имени Мориса Тореза и публикуя свои поэтические переводы (его оригинальное творчество для того времени было "неформатным"): сначала с английского и французского, а затем и с других языков, в том числе народов СССР.
Как рассказывал сам батюшка в телепроекте "Лица церкви", причиной крещения стало его и супруги Анны Борисовны (урождённой Левиной) случайное знакомство на отдыхе в Крыму со столичными адептами "невидимого мира" и "сверхъестественных сущностей", а затем — необходимость спасения от грозивших реальной гибелью (уже "напрямую", а не через людей!) козней нечистой силы — духовный опыт, который далеко не каждому даётся испытать. И понятно, что человек, получивший такой опыт, прошедший через такое испытание, неким образом будет отличаться от человека, такого опыта не получившего и такого испытания не прошедшего. Свидетельств тому можно найти превеликое множество, и не только в различных записях из далёкого прошлого. Например, митрополит Тихон (Шевкунов) в книге "Несвятые святые" так описывает мистические "эксперименты" своей вгиковской молодости — слава богу, без трагического исхода: "Мы ещё не осознавали, что столкнулись с беспощадными и до неправдоподобия зловещими силами, вторгшимися в нашу весёлую, беззаботную жизнь, от которых никто из нас не имел никакой защиты".
"Жизнь моя делится на два периода: до крещения и после", — говорит отец Александр. В этот второй по времени, но первый по значению период своей жизни, с 1965 года по нынешний день, уроженец вятской земли, бывший курсант Свердловского суворовского училища, поэт и переводчик не просто стал священником Русской православной церкви Московского патриархата и ярким проповедником Слова Божия, не просто окончил Московскую духовную академию, получив учёную степень кандидата богословия, не просто начал преподавать в своей духовной альма-матер Священное Писание, а также создал более сорока книг религиозно-патриотического содержания, в том числе такие известные, как "Новый мученик за Христа воин Евгений", "Чудеса царственных мучеников", "Евангелие дня", "Перед Пасхальным Судом Слова". Нет, слово отца Александра после "чёрного октября" 1993 года вышло за ограду церкви и стало весомым действенным фактором в жизни нашего общества.
Его сын писатель Сергей Шаргунов вспоминает: "В те дни осени 93-го наметился разлад отца с любившей его либеральной интеллигенцией. Помню, как перед Новым годом пришёл к нам в гости парижанин, писатель Владимир Максимов… и они с отцом сидели полдня и единодушно говорили о трагедии того октября.
"Почему же они не пошли со всеми либералами в одну сторону?" — думаю я. Наверное, они крепко были связаны с простонародной жизнью, слишком сочувствовали униженным, оскорблённым, отверженным".
Созданный и возглавленный им в апреле 1994 года общественный комитет "За нравственное возрождение Отечества", в который вошли писатели Валентин Распутин, Владимир Крупин, Василий Белов и многие другие представители российской творческой интеллигенции, имел выраженную антилиберальную и антизападную направленность, поскольку в "новой" "демократической" ельцинской России отец Александр Шаргунов узрел проявление "тайны беззакония", действие той самой нечистой силы, с которой ему ранее пришлось столкнуться в собственной жизни.
"Кто не против вас, тот с вами" — видимо, этими евангельскими словами Христа и руководствовался протоиерей-монархист в своей поддержке на президентских выборах 1996 года не "всенародно избранного" Бориса Ельцина, а лидера КПРФ Геннадия Зюганова. "Все самые страшные беды, какие только возможны на земле: голод, болезни, вымирание народа, от которых, конечно, не может не содрогаться человеческое сердце, — не идут ни в какое сравнение с вечным "плачем и скрежетом зубов" там, где нет покаяния. Можно делать какой угодно исторический, философский, политический анализ, но духовное видение всегда важнее. Никакие экстренные внешние государственные меры, никакие репрессии, самая искусная политика были не в состоянии изменить ход событий без подлинного обращения к Богу русского народа… Мы более всего страшимся сегодня утраты независимости России, и это понятно. Но не следует путать следствие с причинами: все самые ужасные, самые разорительные иноземные нашествия, будь то Батый, Наполеон или Гитлер, — ничто по сравнению с полчищами бесов, заполняющими всё в народе", — говорил отец Александр в беседе с Александром Прохановым, опубликованной газетой "Завтра" в 2008 году.
"Кто не со Мною, тот против Меня" — видимо, этими евангельскими словами Христа руководствуется отец Александр в своём непрерывном противостоянии и противодействии различным проявлениям "тайны беззакония" в жизни нашего общества, будь то "художественная" выставка "Осторожно, религия!" и другие "перформансы" типа шоу группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя.
"Для кого-то он пугающий образ — русский Савонарола. Для кого-то образ обнадёживающий — столп Православия. Для кого-то опасный фанатик. Для кого-то огненный проповедник.
За тридцать лет я так и не понял своего отца, не сумел раскрыть… Нет, кое-что мне видно. Это кое-что — чистота. Природная, естественная упрямая чистота… На плацу суворовского, в богемных застольях, среди грубой стройки, на амвоне он всегда был чист…" — свидетельствует Сергей Шаргунов. К этим словам можно добавить: не только сам чист, но и стремится — словом и делом — сделать всех нас чище.