Отвечая на один из вопросов нашего форума, откуда берут своё начало традиционные российские ценности? Можно ответить так: традиционные ценности формировались в каждой исторической эпохе нашего государства. Главным остаётся вопрос – какие ценности являются базовыми и служат основой образования нашего государства и народа?
Когда мы говорим о традиционных ценностях, то надо понимать, что в первую очередь мы говорим о духовно-нравственных ценностях, которые представляют собой принципы, убеждения, идеалы, другими словами определенные духовно-нравственные ориентиры.
Рассматривая обозначенные исторические периоды: Российской Империи, Советского Союза и Российской Федерации, мы очевидным образом пропускаем ключевой, первоначальный период образования наших традиционных ценностей, связанный со временем образования самого Древнерусского государства.
Почему традиционные ценности надо искать именно в начале, у истоков образования русской государственности? Потому, что именно в это время произошло важнейшее событие в истории нашего государства – Крещение Руси. Крещение Руси – это и есть тот самый главный источник формирования традиционных ценностей, которые дошли до наших дней.
Источником традиционных духовно-нравственных ценностей всегда являются религиозные ценности, поскольку в их основе лежит вера человека, а идеалом служат образы вполне исторических личностей, таких как: Иисус Христос, Мухаммед и Будда.
Именно жизненный путь и духовное учение этих людей лежит в основе составленных после них религиозных догматов представляющих собой первоисточник духовных ценностей, которые со временем, при передаче от поколения к поколению, превращаются в традиционные ценности.
Но что же такое Крещение, и какие ценности русский народ обрёл в нём?
Можно смело утверждать, что Крещение Руси – это формирование базовых, христоцентричных настроек нашего государства и общества. Крещение – это присяга перед Богом, которая даётся один раз и пересмотру не подлежит. Это принятие на себя личной ответственности хранить и защищать христианскую веру и верность Богу. Это отречение от демонических сил и вступление в ряды воинов Христа. Важно понимать, что у этой присяги, данной русским народом Богу, в период массового крещения Руси, нет срока давности. Она вечна и потому эта ответственность передаётся от поколения к поколению, по существу она является вечным несением Креста русским народом. Именно для исполнения этого, самого тяжелого обязательства человека на земле, Бог дал русскому народу всё, что для этого необходимо: самую большую и самую богатую территорию на земле, самую духовно сильную армию в мире, способную защитить страну, «русскую смекалку» и многое другое.
Само Крещение, как сакральный акт обязательства перед Богом, по сути, установило «приоритет духовного над материальным». Неудивительно, что эта важнейшая ценность приведена одной из 17-ти в Указе Президента №809. Только один этот факт возвращает нас к сакральному началу нашей истории и направляет народ к перезагрузке понимания смысла существования самой России.
Возвращаясь к основной теме доклада, для рассмотрения главных ценностей четырех периодов Российской государственности, надо принять во внимание следующее:
Период Древней Руси – это принятие базовых, христианских ценностей, через Таинство Крещения. В основе этих ценностей лежат Заповеди Ветхого и Нового Завета, Святое Писание и Предание Церкви, творения святых Отцов. Главной основополагающей ценностью в них является утверждение веры в Бога. Духовные ценности Святой Руси тоже имеют определенную преемственность, они включают в себя созвучные ценности более раннего периода – эпохи славянских племен, ориентирующих народ жить в правде, потому что: «сила в правде», верности и справедливости.
Следующий, Имперский период – это, прежде всего, провозглашение ценности «патриотизма», через формирование таких понятий как: «Отечество», «Служение Отечеству», «Верность государю». Их смыслы кратко выразил сам Петр I: «Русский тот, кто любит Россию и ей служит». Кроме этого, новые социально-культурные ценности состояли в получении образования, формировании отечественного научного знания, личных заслугах перед Отечеством, преданности Царю, государству и т.д.
К сожалению, одновременно с этими позитивными ориентирами был запущен механизм разрушения традиционного уклада жизни и глубинных, религиозных ценностей русского народа. Он состоял в публичном развенчании значения этих ценностей для самого Петра I и правящей элиты. Прежде всего, это отразилось в изменении структуры духовной власти через упразднение института Патриаршества, имеющего сакральное значение для управления Русским государством.
Кроме этого, разрушение традиционных ценностей происходило через учреждение богохульных «всешутейших и всёпьянейших соборов», парадирующих устройство ранее существующего государства и Церкви, которые были направлены на подрыв влияния старорусского духовенства, на народ и саму царскую власть. Характерным плодом этого богохульства стало разрушение главного детища Петра I – Российской империи – дела, которому он искренне посвятил свою жизнь, а также жесточайшие гонения на Церковь утратившим веру народом спустя 200 лет после его правления. Характерно и то, что неоправданно жестокие гонения Царя на старообрядцев привели к тому, что их потомки приняли самое активное участие в свержении Царской власти в 1917 году.
Перейдём к СССР Главная положительная ценность этого периода состоит в актуализации ценностей носящих общественный характер: социального равенства, коллективизма, справедливости, а в последующем – стремлении построить социально-ориентированное государство, в том числе, культивирующее нравственные семейные ценности.
Вместе с тем, всё это происходило на фоне попытки окончательного стирания полуразрушенных Петром I традиционных религиозных ценностей. Главную задачу действующая власть видела в формировании «новой» мировоззренческой парадигмы – без Бога, она пыталась создать человека нового типа – «советского человека» для достижения конечной цели – создания коммунистического общества или другими словами: «рая на земле без Бога».
Перейдем к России – главная положительная ценность текущего периода состоит в попытке возврата построения правового, социально-ориентированного государства в противовес крайне тяжёлому, деструктивному опыту 90-х годов. Но самым главным и ключевым является возвращение на путь возрождения традиционных духовно-нравственных ценностей, закреплённых Указом Президента России №809. Важнейшей из приведённых в нём ценностей является «приоритет духовного над материальным», означающий первенство традиционной духовной веры человека. Эта ценность, наряду с другими, позволяет говорить о возвращении нашего народа к своим религиозным корням, тому единственному, что может дать ему необходимую жизненную силу.
Эта важнейшая веха в тысячелетней истории нашего государства, поскольку встав на порог окончательной утраты традиционных религиозных ценностей, мы встали на край пропасти, за которым всегда следует крушение государства. История тому свидетель.
Подводя итог можно сказать следующее:
Опыт и тысячелетняя культура государственности нашей страны, говорят о том, что мы являемся не просто большим государством, а вполне самодостаточным государством-цивилизацией, у которой есть своё надмирное предназначение, порученное Самим Богом, которого не стоит стесняться и стыдливо о нём умалчивать – его стоит достойно выполнять.
Сделать это можно только при условии полного суверенитета в вопросе мировоззренческой и духовно-нравственной ориентации, основой которой являются исконные традиционные ценности и потому главной задачей на сегодня является правильное духовное привитие наших традиционных ценностей.
В рамках этой задачи мы реализуем в Новосибирской области разработанный нами большой духовно-просветительский проект с участием Церкви, Общества и Государства, под названием: «Традиционные ценности – основа российского общества и государства». По плану проект должен охватить от 20 до 30 тысяч студентов. Уже сейчас обратная связь показывает, что это тема очень актуальна и интересна для молодежи, и она готова к её восприятию.
Важно осознать, что если мы действительно хотим сохранить наше государство, то сделать это без восстановления, сохранения и защиты традиционных ценностей невозможно.
Поэтому необходимо без проволочек начать системную работу, направленную на просвещение не только студентов и школьников, но и детей дошкольного возраста и делать это на доступном для каждого возраста языке. Принципиально важным условием успешности такой работы является участие в ней Церкви, поскольку речь идёт не о передаче информационных знаний нашей молодёжи, а о передаче знаний духовных. Передачи скрытых в традиционных ценностях тех самых сакральных истин, которые не только наполняют смыслом содержание жизни каждого отдельного человека, но и на протяжении веков объединяют, защищают и направляют наш большой народ в будущее.
Для привития такого духовного знания у студентов можно подготовить духовно-лекторский курс второго семестра, который можно читать вслед за Основами Российской Государственности.
Предлагаю рассмотреть опыт Новосибирской области по привитию традиционных ценностей в среде студенческой молодёжи для его тиражирования – для начала в Ленинградской области, а затем и по всей стране, тем более что внутренняя инфраструктура каждого региона к этому полностью готова.
Если мы это сделаем, тогда нам не надо будет экстренно объяснять молодёжи, что такое патриотизм и почему надо любить и защищать свою Родину. Она не только нам объяснит это сама, но и осознанно выполнит свой долг по защите Отечества, и всё потому, что секрет привития традиционных ценностей прост – он состоит в обращении к ним.
Р.S. Из Резолюции Санкт-Петербургского форума Всемирного Русского Народного Собора «Будущее России: молодежь за веру, традиции и созидание»: «Поддержать реализацию в учебных заведениях Санкт-Петербурга проекта "Традиционные ценности – основа общества и государства", реализуемого в Новосибирской области, в целях практической реализации Указа Президента РФ от 09.11.2022 №809, Распоряжения Правительства РФ от 01.07.2024. № 1734-р».
Евгений Александрович Цыбизов, член Бюро Президиума Всемирного Русского Народного Собора, сопредседатель Правления Новосибирского отделения

