В предыдущем материале шел разговор о конфликте образованных классов и народа в России в начале XX века. Рассмотрим подробнее вопрос об идейной агрессии Запада против России, а так же вопрос о механизмах сопротивляемости глубинного народа.
Во-первых, надо отметить, что в России массовая европеизация русского дворянства и интеллигенции (с XVIII в.) почти совпала с периодом этнического надлома (болезненной перестройки ментальности, с 20-30 гг. XIX в.). Что добавило неприятностей по части «модернизации умов».
По поводу заимствования чужих идей Гумилёв писал: «Идеологические воздействия иного этноса на неподготовленных неофитов действуют подобно вирусным инфекциям, наркотикам, массовому алкоголизму. То, что на родине (иного этноса – Е.Е.) рассматривается, как обратимое и не существенное отклонение от нормы, губит целые этносы, не подготовленные к сопротивлению чужим, завлекательным, опьяняющим идеям».
Ученый говорил это по поводу разъедающей идеологии гностицизма, но параллели с идеологией либерализма и прочих «измов», возросших на идеях Просвещения (все традиционное – долой!) здесь четкие.
С каких пор стала проникать к нам западная идейная зараза? Принято считать, что с Петра I, хотя на самом деле раньше – с присоединения Левобережной Украины в XVII в. Это было «латинство», которое распространяли ученые украинские монахи, прошедшие через католические духовные школы («кража науки») и Киево-Могилянскую академию. (Стефан Яворский и др.) С этого момента в РПЦ берет начало движение филокатоликов, ныне весьма актуальное.
С XVIII в. усиливается влияние протестантской культуры. (Если при Алексее Михайловиче «в моду входит все польское и венгерское, то при Петре – все голландское и немецкое».) Причем это влияние затрагивает и нашу церковь. Например, после смерти Феофана Прокоповича выяснилось, что три четверти (!) его библиотеки состояло из протестантской литературы.
Затем был «век просвещения» Екатерины II, которая будучи в душе типичной протестанткой, нанесла удар по Церкви, и вывернула все, что могла на европейский манер, в первую очередь – культуру и образование. (См. в кн. гл. «Акматическая фаза».) С Екатерины II у нас появляются масоны (организованные) и начинают размножаться господа либералы...
Ну, а далее везде! – в XIX в. в Россию приходят: немецкая (антихристианская) философия, анархизм, марксизм и несколько разновидностей социализма! Это не считая всяких «библейских обществ», оккультизмов, спиритизмов и протестантских сект. Короче, как кувалдой по головам ударили!
Результаты западного инфицирования русского «общества» были таковы: первая, локальная вспышка болезни — это восстание декабристов-масонов в 1825 г.; затем – массовый интеллигентский психоз XIX – нач. XX вв., закончившийся Февралем 1917 г.; потом – безумная попытка устроить мировую коммунистическую революцию после октября 1917 г. Ну и наконец, перестроечный «демократический» рецидив в 1980-х – нач. 1990-х . Многовато для двух веков, не правда ли?.. До сих пор расхлебываем!
Еще раз напомним золотые слова Гумилёва: «Для всех неромано-германских народов (неевропейских – Е. Е.) практика европеизации вредна, как переливание крови несовместимых групп».
Надеемся, что таких умственных «патологий» у нас больше не будет, поскольку Европа, как культура, свое отжила. Но… Но вместо этого надвигается другая «патология», которую можно назвать идеологией расчеловечивания (трансгуманизма). Однако этот глобалистский крючок уже не такой соблазнительный и «опьяняющий», как это было с западными идеями. Тут нужно время.
Положение России в начале XX века осложнялось тем, что внутри страны сформировалась целая сеть антисистем, которых до конца XVIII в. практически не было. Это – масонские организации, революционные партии и деструктивные тоталитарные секты. Плюс к этому антисистемы в культуре (декаденты и пр.), церкви (обновленцы) и «обществе» (оккультные и «философские» кружки).
Надо подчеркнуть, что западная «умственная культура» упала в России на уже подготовленную, подгнившую почву, что и дало импульс в развитии антисистемных ОРГАНИЗАЦИЙ и их ИДЕОЛОГИЙ. Это относится, в первую очередь к радикальным либералам (будущим февралистам) и мировым революционерам (будущим троцкистам).
Что значит – упала на «подгнившую почву»? Это значит, что рыба гниет с головы. К концу XIX века в высших и средних классах российского общества, кроме «расслабленных» и «беспочвенных» дворян и интеллигентов появилось немало энергичных людей антисистемного типа – «метафизических нигилистов» (типа Герцена). По накоплению. Вообще, это характерно для фазы надлома, которая выпадает на середину жизни этноса (суперэтноса), спустя 600-700 лет от начала этногенеза (у нас – с нач. Московской Руси, XIII - XIV вв.).
Гумилёв этот вопрос специально не разбирал, но, очевидно, что причина этого явления в накоплении в этнической системе (популяции) определенной суммы противоречий. Во-первых, сбоев на ментальном, «мозговом» уровне. Это маргиналы-субпассионарии, нигилисты, оккультисты и пр. – внутренний фактор: «свои». И во-вторых, в образовании этнических химер – русско-европейской и др. Внешний фактор: «чужие», с тем же набором характеристик, даже хуже. Эти два фактора и явились питательной средой для формирования антисистем.
И вот здесь вновь надо обратиться к русской литературе, поскольку историки эту тему почти не затрагивали. (Они больше упирали на социально-экономические и пр. следствия.) Данный тип – людей с «негативным мироощущением» – хорошо описал Достоевский в романе «Бесы». Он знал, о чём писал – с людьми антисистемного типа Достоевский столкнулся в молодости (петрашевцы), да и потом насмотрелся на различных нигилистов, в основном из «своих». Собирательный типаж – Смердяков из последнего романа писателя. «Смердяковщина» – это о них, антисистемщиках! Помните, что говорил Чубайс о Достоевском? – «Ненавижу!»… Столько лет прошло, а их все корежит!.. В этом и заключается главное противоречие сегодняшнего дня. Не «политическое» противоречие, а вот это самое!..
А вспомните «страшилки» Гоголя, написанные на малоросском материале. Ведь этот народный оккультизм, или, по-православному, бесовщина, представлял собой типичную сетевую антисистему. И это тоже накапливалось!..
Если же подняться на более высокий религиозный уровень, то эта «сумма противоречий» внутри популяции объясняется очень просто. В нашем народе произошло НАКОПЛЕНИЕ ГРЕХА. Начиная, как минимум, с очистительного «монголо-татарского ига». Что, кстати, уже бывало в истории других народов: древнееврейского, древнеримского, греко-византийского и пр. И чтобы очиститься от этого совокупного греха, русским людям надо было пройти через скорби и испытания. Об этой духовной терапии хорошо сказал, приехавший в Россию в 1945 г., митрополит Вениамин Федченков: «Как смирились!.. Как смирились!..» (Не был 25 лет.) Этим всё сказано! Это и есть главный результат революции 1917 года. Хватило лет на сорок. Что для фазы надлома очень много!
Что же касается питательной среды для антисистем в XIX в., то упаднические настроения в «образованном обществе» отлично показал Чехов в своем позднем творчестве. Взять его пьесу «Три сестры», написанную в 1900 г. Это же жуть какая-то! Фильм ужасов! Среди персонажей ни одного здорового человека, все больные и несчастные! Поздние чеховские герои сначала ноют, потом воют от безысходности, а затем, некоторые стреляются. Недаром Лев Гумилёв говорил, что люди, включенные в этнические и идеологические химеры «начинают метаться в поисках смысла жизни, которого они никогда не находят».
Еще можно порекомендовать И. Шмелёва – «Няня из Москвы» (первую часть) – о жизни интеллигентской семьи начала XX века. Картина без прикрас: супружеские измены, истерики, тихая наркомания, «красивая жизнь» и главное: «не смейте водить ребенка в Церковь!» (няне) (см. в кн. Литературный комментарий в гл. «Фаза надлома»).
Кто-то может возразить, что литература – еще не показатель. Да, писатели, как правило, плохие историки, но отличные наблюдатели! Текущий момент они схватывают очень хорошо. Разумеется, обращаясь к литературе, надо делать поправку на авторский субъективизм. Например, на мизантропию Горького (показательный псевдоним!), тоскливость Чехова, или «садомазохизм» Ф. Сологуба. Но, вообще, все эти негативные настроения очень характерны для кризисов внутри фазы надлома (шизофренической болезни этноса). Когда поражается не «экономика и политика», а самое главное – нервная система и мозг нации. Даже глубже – когда ПОРАЖАЕТСЯ ДУША НАРОДА, его ДУХ! Русская литература это все очень хорошо отразила! А историки прошли мимо.
Однако, повторим, здесь следует сделать оговорку: не все «мозги нации» к началу XX века радикализировались и денационализировались; и не все интеллигенты после 1917 убежали, или были высланы за границу. Хотя, конечно, русские потери там были. Серьёзные. Поскольку патологических русофобов и христоненавистников среди руководителей большевиков (первые 20 лет советской власти) было немало. И идеализировать тот «коммунизм» ни в коем случае нельзя!
Но даже в этих условиях многие интеллигенты остались и помогли подняться советской науке и образованию. Те же Вернадский, Циолковский, академик Павлов. Заметьте, в основном естественники, которые ближе к «природе вещей». А, вообще, в России национальное течение среди интеллигенции существовало всегда; меняя лишь формы и названия, начиная с Ломоносова и адмирала Шишкова и, затем, – славянофилов. Но здесь не об этом…
И еще: не все уехавшие после 1917 г. прижились на чужбине. Вернулся «красный граф» Алексей Толстой, возвратился перед смертью А. Куприн. Вернулся тот же А. Вертинский. Возвратился даже белогвардейский генерал Слащёв-Крымский…
В этом смысле ГЛУБИННЫЙ НАРОД – как большой магнит. После всех потрясений и смут он притягивает к себе разбросанных по миру русских людей. Все те осколки, которые сохранили в себе русское ядро, т.е. русские культурные коды.
Ещё можно сравнить глубинный народ с ядерным реактором. Пока топливо, т.е. пассионарность в нем имеется, он будет работать. И ничего ты с ним не сделаешь!.. Именно поэтому Российский суперэтнос, в отличие, от уже распадающегося Европейского суперэтноса, продолжает существовать, как СИСТЕМНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ. Несмотря на все беды и потери надлома. Его так просто не возьмёшь – этот глубинный народ!
Теперь – главное. Дело в том, что ЭТНОС в отличие от социума СИСТЕМА БОЛЕЕ ГИБКАЯ И ПЛАСТИЧНАЯ, то есть, ЖИВУЧАЯ! Поэтому социальные системы приходят и уходят (например, советская система), или, вообще могут отсутствовать (как сегодня!), а суперэтнос остается. Пока не проживет свои 1200–1500 лет. Редко меньше. Вот это у Гумилёва – одно из важнейших положений!
Таким образом, наше секретное оружие сопротивления – это сохранившийся ЗАПАС ПАССИОНАРНОСТИ и РУССКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ, которые «мозговой пропагандой» выбить из глубинного народа невозможно! Можно из какой-то части населения, да и то не сразу...
Лев Гумилёв умер в 1992 году. Он оставил нам Пассионарную теорию, которая говорит нам две вещи:
1) Не расслабляйтесь! Антисистема!
2) Не паникуйте! Пассионарности хватит.
Вот это второе – самое главное.
Хотя, понятно, когда мы оцениваем текущую политическую ситуацию, когда власть сдает позицию за позицией (пенсионная реформа, «санитарные меры 2020», миграционная «политика» и пр.), или когда мы смотрим на экраны, где проповедует и кривляется вся эта либеральная «пена», то – да, нам может показаться, что все уже кончилось.
По Гумилёву это называется аберрация близости, когда внимание людей сконцентрировано на недавних событиях, и общий ход истории не виден. Поэтому нам и необходима пассионарная теория этногенеза. Она помогает перейти от привычного коридорного мышления – «с позиции мыши», к более широкому взгляду на мир – «с высоты полета орла»!
И еще одно важное дополнение из области этнологии. Наша проблема сегодня заключается не только во вредительстве глобалистов и их пособников внутри страны. Дело в том, что Российский суперэтнос в последние 25-30 лет переживает очень болезненный ФАЗОВЫЙ ПЕРЕХОД от кризисной фазы надлома (расколы!) к благополучной фазе инерции (консолидация!), в которой, например, Европа прожила с XVII по XX в. Поэтому нас сейчас и лихорадит! Но в данном случае высокая температура пациенту на пользу – быстрее сгорают вредные вещества и выходят шлаки, в т. ч. субпассионарии. (Это отдельная тема.)
Согласно теории этногенеза, наш сегодняшний внутренний кризис – последний в череде кризисов XIX-XX веков. Им надо переболеть, чтобы войти в стабильную фазу инерции, которая продолжается 250-300 лет (без поправки на современные «катализаторы»). И тогда уже никакие глобалисты и, уж тем более, их надсмотрщики на местах, с Россией не справятся!
Это не «шапкозакидательский» оптимизм. Основанием для него являются открытые Гумилёвым законы, говорящие, что ЭТНОГЕНЕЗ — ЭТО ПРИРОДНЫЙ ПРОЦЕСС, который директивами «политиков» и гибридными технологиями остановить невозможно! Можно лишь создать зигзаги на его пути. Поэтому, повторим, пока в этносе не исчерпана пассионарность, он будет продолжаться несмотря ни на что! (см. в кн. раздел «Фазы этногенеза»).
Здесь возникает вопрос: а можно уничтожить целый этнос? – Да, можно, если этнос мал, а противник велик. Так римляне уничтожили даков во II веке. Правда, на это потребовались все силы Римской империи. Можно еще разложить небольшой этнос изнутри с помощью антисистем. Так манихейская община разложила государство уйгуров в IX веке, что привело к распаду страны. Был еще в истории случай, когда, в фазе надлома, в X веке, распался Арабский халифат (размахнувшись не по силам). Но при этом арабы, как этнос сохранились.
Однако подобных примеров в истории немного. И потом, мы слишком большие, чтобы позволить себя уничтожить. Ведь Россия – это суперэтнос, то есть группа близких этносов: русские, белорусы, малороссы (без западных и «химерных») и большинство коренных народов РФ, проживших с русскими с XVI-XVII вв. Не по зубам будет! Даже с учетом украинской проблемы. Кстати, чисто этнической. (См. в кн. гл. «Об Украине.)
А что касается большой войны или иных потрясений, то в создавшихся глобальных условиях, нам они только на пользу. Да-да – на пользу! Ибо адекватно ответить на вызов финансовых глобалистов, находясь в том узком «коридоре возможностей», куда нас загнали, – практически невозможно. В нынешнее, «мирное» время – преимущество на стороне врага. И основание для такого вывода – это планетарная операция под названием «Пандемия 2020», и реакция на нее туземных правительств, большинство из которых дружно взяли под козырек («вакцинации», «коды», «биометрии» и пр.).
Это к вопросу: почему наш народ, в большинстве своем, безмолвствует? Да потому, что время еще не настало! Любой народ, а особенно русский, долго выжидает, терпит, а потом еще какое-то время «запрягает». Он выходит на сцену истории не часто, а когда наступает некий предел. По накоплению. И при благоприятной «оперативной» (военной!) обстановке. Вспомните Смуту XVII века и народное ополчение Минина и Пожарского. Вспомните 1917 г., который накапливался, как минимум, с 1860-х гг. И еще – «зеленую волну» крестьянских восстаний 1920-1921 гг., сильно напугавших «мировых революционеров» с их лозунгом: «Россия – это вязанка хвороста для мировой революции».
И еще вспомните конец 1990-х, когда такой «предел» терпения почти наступил. Ведь тогда, реально, была глухая готовность к бунту. Не у населения, а у народа! «Либералы» во власти эту опасность почувствовали, и произвели известную «рокировку». Что и стало первой незаметной русской победой, которую многие до сих пор не осознали!
Так что наш народ сегодня не спит, он «накапливает» и, возможно, уже начал «запрягать»... И «соцопросы» здесь не показатель. Это чувствуется по той нервной напряженности, в том числе на бытовом уровне, которая год от года нарастает. Особенно – в последний, «санитарный период» 2020-21. Пока еще до озверения не дошло, но близко. Что-то похожее у нас было перед 1917 г. Рано или поздно эта накопленная энергия должна выплеснуться, в тех или иных формах. Это железный закон этнической истории, обусловленный природным феноменом пассионарности, о котором мы говорили.
Хотя, повторим, на поверхностном уровне кому-то может показаться, что наш народ заснул и никогда уже не проснется. Действительно, посмотрите на демографию, на «культуру», на молодежь. Посмотрите, что происходит по границам России, да и внутри страны, особенно в столицах. Воронье уже каркает!.. Надеется поживиться. Но «вороньё» рано радуется. Они просто не знают русских. Давно не учили...
Еще раз: главное отличие глубинного народа от остального населения заключается в том, что эти люди никогда не согласятся стать рабами. Они скорее умрут, чем будут жить на коленях. И необходимый минимум таких людей у нас есть. Не в столицах, разумеется. В глубинной России…
Евгений Альбертович Евтушенко, историк, Красноярск
19.
18. Ответ на 15, С. Югов:
) Бронебойный аргумент.
Ещё бронебойнее - Гитлер говорил "дважды два - четыре", значит это геббельсовская пропаганда.
Жалко, что Вам изменяет чувство меры.
17. Ответ на 14, С. Югов:
) Значит, война? Ваша пассионарность подсказывает быть подленьким?
Собственно, лженаука к такому и ведёт.
16. Любителям анекдотов.
Подробнее:
https://ruskline.ru/news_rl/2023/08/11/o_roli_naroda_v_istorii
15.
14.
13. Ответ на 2, С. Югов:
К сожалению, уважаемый автор в этом "гниении", выражающемся в обезьяньем следовании диверсионно-разрушительной западной терминологии не одинок. Простой пример. Известно какие кондовые "патриоты" очень любят пользоваться терминологией "науки" геополитики, сформировавшейся в целом в Третьем рейхе. Говоря прямо - фашистской терминологией. Если кому-то покажется, что это слишком заострённая формулировка, то надо вспомнить, для чего была развита "теория" геополитики. По большому счёту, цель её была в оправдании гитлеровских завоеваний через "геополитическое" понятие лебенсраума (жизненного пространства). "Патриоты", с придыханием произносящие словечко "талассократия", должны отдавать себе отчёт, что здесь они вместе с Гитлером. Назначение "науки" геополитики - оправдание войн за "жизненное пространство". Люди, использующие эту "науку" - по факту фашисты. Вот к чему приводит бездумное использование терминологии врага. Или, всё-таки, "думное"?
12. Ответ на 8, С. Югов:
Кроме сурковщины ("глубинное государство") и "гниения головы".
Быть полезным ... в интересах врага - это, конечно, не преступление. Так, одна из распространённых характеристик личности многих "патриотов".
11. Евгений Евтушенко
10.
А был патриотом.
Тогда и к автору никаких претензий