Объявлено публично, что Евросоюз бессрочно замораживает российские активы на 210 миллиардов евро. Попробуем разобраться, что это значит?
Начнём с того, что у Евросоюза нет денег, принадлежащих России. А значит, еврочиновники не имеют никакого права распоряжаться нашими деньгами. Большая часть денежных средств Российской Федерации, вложенных в заграничные счета, находятся в компании под названием «Евроклир». Euroclear (Euroclear Holding SA/NV) — международная расчётно-клиринговая организация, специализируется на обслуживании транзакций с ценными бумагами. Головной офис расположен в Брюсселе. Создавал «Евроклир» Morgan Guaranty, сейчас владеет Euroclear Bank.
В октябре 2012 года Euroclear начал сотрудничество с Национальным депозитарием России. НРД - главная финансовая организация, которая осуществляет депозитарную деятельность (хранение и обслуживание ценных бумаг). Материнская компания - Московская биржа. В результате произошла любимая нашими либералами интеграция российского рынка капитала в рынки Лондона и Нью-Йорка. А теперь внимание - общий баланс банка Euroclear около 200 миллиардов евро, из них на долю российских заблокированных активов приходится 160 миллиардов (?!). Фактически Euroclear существует на российские деньги.
Даже сейчас за первый квартал 2025 года финансовая группа Euroclear заработала 1,47 миллиардов евро на «замороженных» российских активах. А на что был использован этот «заработок»? На войну с Россией.
Кстати уже в декабре 2022 года НРД получил разрешение на разблокировку иностранных активов от Министерства финансов Люксембурга и Казначейства Бельгии. Однако в Центральном банке России тогда сочли, что эти разрешения не гарантируют их возврата инвесторам. Странная логика. Сама же глава Центробанка Набиуллина заявила, что некоторые инвесторы вернули активы из-за рубежа примерно на 3 триллиона рублей.
В мае 2024 года Euroclear заявил о возможной передаче замороженных активов Украине следующее: «Мы не участвуем в этом процессе». Генеральный директор Euroclear Валери Урбен отметила, что это подорвёт инвестиционный климат и может спровоцировать ответные меры со стороны России. Против воровства российских активов выступили Бельгия, Италия, Болгария и Мальта.
2 декабря 2025 года Европейский центральный банк отказался поддержать план Еврокомиссии по использованию депозитария Euroclear для выплаты Украине 140 миллиардов евро под залог замороженных российских активов. ЕЦБ пришёл к выводу, что предложение нарушает его мандат и запрет на прямое финансирование правительств.
А что же мы?
В 2023 году в России заблокировали активы Euroclear и Clearstream на сумму 2,9 миллиардов евро.
12 декабря 2025 года Банк России заявил, что подаст иск к Euroclear о взыскании причинённых банку убытков в связи с действиями депозитария и решением Евросоюза. Проснулись. А что же раньше тянули с подачей исков? Может, потому что деньги не свои, а государственные?
Напомним, что ещё в мае 2024 года Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск ВЭБа к Euroclear Bank на 297 миллионов долларов. Тот же суд постановил взыскать с Euroclear 17 тысяч долларов по иску Элиды Хасановой.
В том же году по иску Транскапиталбанка (ТКБ) к Euroclear, было взыскано более 20 миллионов долларов и около 99 тысяч евро убытков.
Совсем недавно, 3 сентября 2025 года, арбитражный суд Москвы по иску Сбербанка взыскал с Euroclear Bank 105 миллионов долларов.
Возникает вопрос, что за люди сидят в «тёплых» креслах руководства Центрального банка? Вопрос риторический, но есть и более конкретные. Как получилось, что огромные российские активы, читай народные деньги, оказались в рискованном предприятии? Почему не были возвращены накануне специальной военной операции? Почему заморозка активов не была оспорена в судах с первого дня? Наконец, уже сейчас, когда изъятие денежных средств Российской Федерации становится реальной, негативное отношение высказало Министерство иностранных дел, а Центробанк молчит. Защита финансовых интересов Российской Федерации является его прямой обязанностью. Но эта обязанность не выполняется. Чтобы душить российскую экономику удавкой учётной ставки у руководства Центробанка решимости хватает, а чтобы защищать финансовые средства России, нет.
Даже эти очевидные вопросы, которые напрашиваются сами собой, наводят на другой вопрос, а в порядке ли финансовая система, выстроенная в РФ младореформаторами? Взять хотя бы три факта: Центральный банк никому в России не подчиняется, зато тесно увязан с международными финансовыми структурами; второе, денежными активами Центробанка (то есть государственными денежными средствами) распоряжается организация, созданная частной биржей, третье, даже в условиях войны и финансового воровства Евросоюза вывод денег из страны продолжается. Более того Центробанк снял ограничения, введённые в начале СВО.
Может пора навести порядок в этой ключевой сфере экономического организма государства?
Владимир Робертович Анищенков, главный редактор радиостанции «Победа»

