Что такое «самобытное государство-цивилизация»?

Выступление на студенческой научно-просветительской конференции «Основы российской государственности»

Российская Империя  Традиционные духовно-нравственные ценности России  Бывший СССР  Православный социализм  Русская цивилизация и Ватикан  Русская цивилизация и Запад  Русская цивилизация 
0
49
Время на чтение 8 минут
Фото: из личного архива автора

Выступая на последнем Валдайском форуме 2 октября, Президент России Владимир Путин отметил, что мир стремительно меняется, так что порой политика не поспевает за этими изменениями.

Впрочем, вектор перемен понятен, его отразила и тема Валдайского форума, который назывался: «Полицентричный мир: инструкция по применению». Наступает эпоха полицентричного (или чаще по старинке говорят – многополярного, что неверно по смыслу, поскольку полюсов всего два) мира.

Иногда сравнивают наступающую эпоху с той, которая сложилась после победы над Наполеоном и была оформлена в 1814-1815 гг. в Венской системе международных отношений, просуществовавшей до революции 1917 года и Версальского мира, и которая получила неформальное наименование «концерт великих держав».

Но «концерт великих держав» был в рамках одной цивилизации – западноевропейской, в рамках которой во многом находилась и Российская империя. И в этом принципиальное отличие. Грядущий «концерт цивилизаций» – это совсем другое явление, имеющее только внешнее сходство с «концертом великих держав».

Итак, будущее – полицентричный мир, одним из центров которого является Россия.

Формула существования России в полицентричном мире также определена Главой нашего государства – это «самобытное государство-цивилизация». В последний раз сказано об этом в «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2036 года», утвержденной Президентом совсем недавно 25 ноября 2025 г.: «Государственная национальная политика основывается на историческом опыте становления и развития России как самобытного государства-цивилизации». Но и до этого В.В. Путин не раз использовал это понятие в своих публичных выступлениях и подписываемых им документах.

Каждый элемент этого понятия – «самобытное государство-цивилизация» – достоин внимания.

Понятие «самобытность» вообще впервые используется в актуальной политической повестке. Оно активно использовалось в историософской и политической публицистике в первой половине XIX века славянофилами. А потом как-то подзабылось. И вот спустя почти 200 лет вновь оказалось востребованным. В словаре В.И. Даля понятие «самобытный» разъясняется так: «Самобытный, сущий сам собою или от себя, своими силами. Говоря строго, один Бог самобытен, но зовут так в человеке самостоятельную личность и свойства его, в противность всему подражательному, особенно же творческие дарования его, гениальность». Таким образом, согласно Далю, это понятие выражает такие характеристики человека (и любого явления) как самостоятельность и уникальность («противность всему подражательному»), что и позволяет точнее определить Россию как «государство-цивилизация».

«Государство-цивилизация» – это очевидная антитеза, возникшему в западной цивилизации понятию «государство-нация», почему и международное объединение государств называется на западный (англосаксонский) манер Организация объединённых наций. Впрочем, европейские «государства-нации» оказались неустойчивы. Мы видим сегодня, как европейские государства-нации объединились в глобалистское образование Европейский Союз, ставший рассадником всего антитрадиционного, противоестественного, и это образование проявляет какую-то глубинную ненависть к России, вставшей на путь защиты традиционных ценностей

А вот русское «государство-цивилизация» оказалось более устойчивым перед вызовом глобализма, стремившегося ликвидировать национальные государства как главную помеху на пути установления мирового правления глобальных элит и в перспективе мирового правительства.

Тут уместно вспомнить, что цивилизационный подход к мировой истории – это русское изобретение.

Основы заложили еще ранние славянофилы, которые оперировали, правда, понятием «образованность», а не цивилизация. Так один из основоположников славянофильства И.В. Киреевский в 1852 г. в работе «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России» писал, что фундаментальные особенности, давшие отличительный характер западной образованности, суть следующие: «особая форма, через которую проникло в него Христианство»; «особый вид, в котором перешла к нему образованность древнеклассического мира»; «особые элементы, из которых сложилась в нем государственность». Нельзя не заметить тут переклички с идеологемой Российской Империи, сформулированной несколькими годами раньше министром народного просвещения графом С.С. Уваровым: «Православие, Самодержавие, Народность». Киреевский утверждает: у нас с Европой разный тип «образованности».

В 1869 г. Н.Я. Данилевский в своей знаменитой работе «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому», опубликованной первоначально в журнале «Заря», предложил универсальную концепцию цивилизационного подхода. Данилевский справедливо считается основоположником цивилизационной концепции исторического процесса, хотя он тоже не использовал термин цивилизация, а ввёл для обозначения того, что мы сегодня называем цивилизациями, понятие «культурно-исторический тип». Мыслитель утверждал, что Европа враждебна России, «не признает нас своими», видит «в Руси и славянстве не чуждое только, но и враждебное начало», инстинктивно чувствует в них «крепкое, твердое ядро», которое «нельзя будет себе ассимилировать, претворить в свою кровь и плоть, – которое имеет и силу, и притязание жить своею независимою, самобытною жизнью». Данилевский говорит: у нас с Европой разные культурно-исторические типы.

А современник Н.Я. Данилевского, с которым они по ряду вопросов расходились, М.Н. Катков в те же года фактически формулирует идею России, как «государства-цивилизации». Катков писал, что в России есть много национальностей и есть большой государствообразующий русский народ, есть много разных верований и есть одна господствующая Православная Церковь. Но всё это многообразие народов и вер объединяет Верховная власть, фигура русского царя. Чем не современная ситуация?!

Еще один современник Данилевского и Каткова К.Н. Леонтьев глубоко понимал и блестяще описал логику умирания Европы в работе «Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения». Леонтьев еще и пророчески обмолвился, что будущее России за соединением идеи социальной справедливости (социализма) и единодержавия.

Наконец, в первой трети ХХ века в русском рассеянии появляется такое уникальное идейное явление как евразийство, которое выдвигает идею «месторазвития» как основы цивилизационного и государственного единства народов Евразии.

Словом, концепция «России как самобытного государства-цивилизации» укоренена в русской историософии, вполне органична для русской культуры.

Однако, надо признать, что сегодня «самобытное государство-цивилизация» – это не данность, это пока задание. Мы еще таковой являемся только в потенции. Есть целый ряд проблем, которые не просто требуют решения, они еще даже толком не проговорены учеными и экспертами.

Ну, например, первая проблема, кто такие русские? Во времена Российской империи под русскими понималось суперэтническое единство, включающее не только этнически русских, но и нерусских русских. И в этом смысле немки Александра и Елизавета Федоровны, Антоний и Макарий Римлянины, серб Савва Крыпецкий, татарин Авраамий Болгарский, вепс Александр Свирский – русские святые; а шотландец Барклай де Толли, немец Миних, грузин Багратион, поляк Рокоссовский – русские полководцы; а испанец Дерибас, шотландец Грейг, серб Войнович, немец Беллинсгаузен – русские флотоводцы.

Однако в советское время из пропагандистских соображений было создано понятие «советский народ» для обозначения суперэтнической общности «русские», которое начало агрессивно вытеснять понятие «русские», которое в свою очередь стало превращаться в этноним. Больше того словом русские стали обозначать не весь триединый русский народ, а только славянское население РСФСР, т.е. великороссов (это понятие встречается теперь только в словарях, с пометкой «устаревшее»).

Советский народ пропал вместе с крушением СССР, в итоге возникли разные национализмы, как в государствах, возникших на осколках Союза, так и в Российской Федерации, в том числе и этнически русский национализм.

И без возвращения понятию «русские» суперэтнического значения (для чего нужно, прежде всего, вернуть к жизни этноним великороссы) новое собирание земель вокруг Москвы невозможно. А без этого «государство-цивилизация» (только в границах РФ) будет неполноценной.

Вторая проблема. Третий закон культурно-исторических типов Данилевского гласит: «Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает её для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций».

Конечно, Данилевский понимал, что между культурно-историческими типами возможно взаимодействие. Он показывал и виды такого взаимодействия: «пересадку» (пространственное распространение влияния определённого типа), «прививку» (культурную ассимиляцию) и «внешнее почвенное удобрение на растительный организм» (стимулирующее влияние менее развитого культурно-исторического типа на более развитый). Но все эти взаимодействия, если присмотреться, носят характер навязывания одной цивилизации норм другой, что происходит в случае поражения.

В 90-е годы что у нас произошло? Говоря языком Данилевского, начала цивилизации европейского культурно-исторического типа были насильственно пересажены на нашу почву. Особенно опасно это в сфере политики и гуманитарной науки, последствия чего мы все прекрасно видим. Вся наша политическая система скопирована с Запада. Конечно, во время Путина ее «подлатали и подрихтовали», из-за чего мы постоянно слышим голоса от наших теперь уже непартнёров, что у нас нет свободы и демократии, т.е. у нас ослаблены те механизмы, за счёт которых Запад мог бы влиять на ситуацию в нашей стране.

Ослаблены только, но не ликвидированы! В основе своей политическая система у нас чужеродная. Из-за чего рейтинг доверия политическим партиям, к примеру, один из самых низких. А отчуждение народа от власти становится очевидной проблемой. И это делает наше государство-цивилизацию уязвимой в грядущем концерте цивилизаций. Нам очевидно нужна политическая реформа, которая преодолеет отчуждение народа от власти.

Третья проблема. Какое социально-экономическое устройство мы можем считать идеалом для нас? К чему мы стремимся? Каков образ будущего? Ответа на этот вопрос нет, тема эта практически не обсуждается на серьёзном уровне. Я полагаю, что нам нужна социально-экономическая система, сочетающая принципы государственной собственности на недра и средства производства, частной собственности на уровне мелкого и среднего бизнеса и социальной справедливости в распределении и потреблении. Что иногда называют «православным социализмом» (понятие, быть может, не самое подходящее, но лучшего пока нет), и оно имеет то очевидное преимущество, что фиксирует идею преемственности русской истории.

Все эти проблемы нужно обсуждать, формулировать предложения и выводить на уровень принятия решений государственной властью. И это задача для пытливых умов молодёжи.

Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
Народная радость!
В Санкт-Петербурге торжественно освящён памятник митрополиту Иоанну (Снычёву)
15.12.2025
Полицентричный мир формируется стремительно
Как и предсказывал Владимир Путин на Валдайском форуме
12.12.2025
Кто же такие Русские?
Важно разобраться в преддверие Года единства народов России
10.12.2025
Борьба за мир на Украине
Сегодня существует как минимум четыре плана урегулирования
05.12.2025
Единство народов России и цивилизационная идентичность
О нерешённых теоретико-идеологических проблемах
03.12.2025
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Российская Империя
Детобоязнь: эпидемия или приговор?
Интересная беседа со школьниками
16.12.2025
Есть ли вина за грех цареубийства на русском народе?
Мы отреклись от Царя Небесного через отречение от царя земного
16.12.2025
День памяти Великого князя Василия III
Сегодня мы также вспоминаем писателя, публициста и общественного деятеля князя Д.П.Голицына (Муравлина) и воинов, павших в 1941 г. при освобождении Калинина (Твери)
16.12.2025
День памяти Героя обороны Порт-Артура генерала Р.И.Кондратенко
Сегодня мы также вспоминаем летчика В.П.Чкалова и русских воинов, павших в сражении с повстанцами Ивана Болотникова
15.12.2025
День нашествия на Московскую землю хана Едигея
Сегодня мы также вспоминаем писателя Д.И.Фонвизина и генерала Л.И.Шершнева
14.12.2025
Все статьи темы
Традиционные духовно-нравственные ценности России
«Мы никогда не должны поступаться чистотой своей веры»
Святейший Патриарх Кирилл выступил с докладом на Епархиальном собрании Москвы
17.12.2025
Избавление от рабства
К вопросу о русской идеологии: социально-психологические патологии современных россиян
17.12.2025
«О Национальной идее и Национальной идеологии»
Декларация Президиума Федерального консультативного совета
16.12.2025
Будет ли гражданская война?
В нашу государственную власть уже на очень высокие посты влезли враги России
16.12.2025
Все статьи темы
Бывший СССР
«Счастье – это состояние души»
Мы должны сознавать уникальность того пути, по которому сейчас идет наша страна
15.12.2025
День памяти святого апостола Андрея Первозванного
Также сегодня мы вспоминаем «первого русского солдата» С.Л.Бухвостова, казака-героя К.Недорубова и поэта И.Ф.Анненского
13.12.2025
«Пассивное ожидание страшного конца недостойно человека»
О книге Николая Берсенёва «Под знаком вечности» (М., 2025)
12.12.2025
Почему русские ослабли?
О современном состоянии нашего народа и видах на будущее
12.12.2025
День принятия Конституции России
Сегодня мы также вспоминаем монархическое совещание в Нижнем Новгороде и контрнаступление советских войск под Москвой
12.12.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Страна Охо-ха
Новый комментарий от Василий В.В.
17.12.2025 13:31
Если новый переворот в России – кто остановит его?
Новый комментарий от Александр Волков
17.12.2025 13:19
Почему русские ослабли?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
17.12.2025 13:15
Вся, в том числе ДСП-эшная, переписка улетает врагу
Новый комментарий от Советский недобиток
17.12.2025 13:13
О теракте в школе поселка Горки-2
Новый комментарий от Александр Волков
17.12.2025 13:02
Антисистема и демография
Новый комментарий от Александр Волков
17.12.2025 12:51
«О Национальной идее и Национальной идеологии»
Новый комментарий от учитель
17.12.2025 12:33