Мы хотим говорить с миром о русском

На территории церкви свт. Николы на Берсеневке стартовал этнокультурный проект «ЯСЕН КРАСЕН»

Традиционные духовно-нравственные ценности России  Русская Православная Церковь  Русская цивилизация 
1 Человек 
156
Время на чтение 6 минут
Фото: Анна Андреева

На территории усадьбы исторического комплекса «Палаты Аверкия Кириллова», что на Берсеневской набережной, в подклети храма свт. Николы уже несколько лет открыт для посетителей Музей русского быта «По сусекам». Совсем недавно к этому проекту добавилось ещё одно уникальное пространство, где традиции встречаются с современностью, где историческое культурное наследие Руси находит новое воплощение. У посетителей есть возможность познакомиться с региональными особенностями традиционного костюма, фольклора и этнографии.

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, окропил святой водой помещение, прочел молитву на начало доброго делания. Для прихожан провели небольшую экскурсию по экспозиции.

Помещение в подклети храма обустроено в едином стиле – старинная мебель, комоды, зеркала, медный рукомойник, традиционные русские элементы (северодвинские лошадки и т.п.). Творчество более десятка мастеров из разных регионов России представлено здесь.

Например, большая многодетная семья переехала в вымирающую деревню под Владимиром, фактически вдохнув в нее новую жизнь. Возродили ремесло XIX века, которым занимались местные крестьяне – изготовление старинной рождественской елочной игрушки из ваты (которая потом «ушла» в Советский Союз – ватные деды морозы и пр.). Всей семьей делают эти игрушки, проводят для местных жителей мастер-классы по ее изготовлению, создан музей.

Ещё одно семейное предприятие, но уже из Архангельской области. Они производят известную марку «Иван-чая». В деревне, где они работают, нет безработицы – местные жители собирают иван-чай по окрестным полям, который затем ферментируется и расфасовывается по упаковкам. Каждая упаковка вручную расписана в русском стиле. Руководитель предприятия – староста прихода местной деревенской церкви.

Другие мастера из Ярославля делают валенки. Валенки – известная вещь в России, но они их модернизировали. Известно, что валенок и на правую, и на левую ногу делается одинаковым. Они переделали производство и стали делать валенки, которые сразу садятся на правую и на левую ногу, поэтому их не нужно разнашивать, они более удобны, эстетичны, в том числе для прогулок по городу.

Ещё один экспонат из Ярославля, произведение искусства – вручную вышитые жемчугом венцы. Это реконструкция того, что носили московские царицы и царевны в XVII веке (с единственным отличием – своего жемчуга у нас сейчас нет, к сожалению, его больше не добывают, жемчуг привозной). В России всего два мастера, которые делают такие венцы. Работы одного из них представлены здесь, на Берсеневке.

Мастера из Костромы также вдохновились старинными женскими русскими головными уборами (кокошниками), и создали нечто новое – головной убор «Катама». Он пользуется огромной популярностью - молодые девушки покупают его очень охотно. Катама – это старое название Костромы, одно из произношений. В Костроме есть своя артель, мастерская, где вручную вышивается каждый «кокошник». Люди работают у себя дома, никуда не выезжая из Костромы, занимаются творчеством.

Глиняная посуда, лампадки – все эти предметы объединяет тема херувимов и серафимов. Прихожанин одного из московских храмов с любовью их изготавливает.

Есть в экспозиции необычные украшения, например, женские серьги в виде слов церковнославянскими буквами: «Добро», «Мир», «Царевна».

Бо́льшую часть экспозиции составляет современная русская одежда. Здесь собрано всё многообразие русского стиля — от классических косовороток до современных свитшотов с традиционными принтами, от армяков до оммажей на традиционные долгорукавки. Современное прочтение русского костюма в одежде, обуви и аксессуарах.

Руководителем выступает дизайнер и этнокультуролог Варвара Зенина. Варвара разрабатывает современную русскую одежду, которую можно и нужно носить каждый день. По словам Варвары, люди сегодня готовы к тому, чтобы носить русскую одежду, одеваться в соответствии со своими традициями. «На первый взгляд кажется, что ничего не мешает носить традиционный костюм. Люди будут стремиться носить "традиционное", потому что это престижно и дает возможность демонстрировать принадлежность к чему-то важному и большому. Если тебе есть, чем гордиться, то, безусловно, ты захочешь и будешь носить "русское". Но кажется, мы так долго сами себе рассказывали, что нам это не нужно, что сумели забыть, какое оно - настоящее русское. Теперь приходится наверстывать, и на это нужно и желание, и время».

Произошёл какой-то временной разрыв в ношении традиционной национальной одежды. «Мы визуально пытались продемонстрировать то, что мы — русские, но получалось коряво, — размышляет Варвара. — И получилось так, что в современном мире, кроме павловопосадских платков, нам и козырнуть то нечем. Но и, с другой стороны, нельзя сваливаться в какую-то историю вещей из эпохи, в которой мы не жили».

Эстетика народного костюма: цвет, фактура, форма — все это необычайно красиво и кажется бесконечным источником для вдохновения. Но, очевидно, что носить настоящий традиционный костюм в городе не очень удобно. В основном, это для фольклорных сценических ансамблей, кино, театра и т.п. Русский костюм в глазах самих русских — это что-то нелепое, склонное к карикатуре: сафьяновые сапоги, картузы, кокошники и т.п.

Варвара вспоминает, что после событий 2014 г. люди начали по-другому относиться к теме национального и теме традиционной культуры.

«Носить косоворотку хотели и в ультрапатриотической тусовке, и в либеральной. Люди приходили с одним и тем же запросом: а почему бы не сделать косоворотку, которую можно носить в городе и не выглядеть как сумасшедший».

Быть русскими, но не смешными, чувствовать себя уверенно в контексте города, а не как элемент фольклора, чтобы в той же самой косоворотке можно было бы пойти в современный столичный офис или куда угодно и не ощущать себя при этом белой вороной.

Так, в 2014 году появились первые современные косоворотки.

Варвара, создавая коллекции современной русской одежды, опирается не только на архивные и музейные фонды, но и совершает свои экспедиции, чтобы поддерживать связь с исчезающими носителями традиций, людьми, по-настоящему любящими место, в котором они родились, песни, с которыми выросли. В ее творениях, например, украшенных каргопольскими узорами, ощущается признание в любви к Русскому Северу, поклон местному ремеслу, желание опереться на опыт людей, живших на этой земле до нас и рассказать новое и неизвестное. Одежда, созданная в духе минимализма, где есть и косоклинные сарафаны и рубахи-долгорукавки, и орнаментальный трикотаж, который у нас не хуже скандинавского, и золотные вышивки.

«Мы сами — дизайнеры и изготовители — молодые люди, — акцентирует внимание Варвара. — Мы не делаем что-то такое, что как бы "повторяет" какое-либо время. Мы творим сегодня современную историю и говорим о том, что это некоторая интерпретация русского костюма. Не историческая реконструкция — потому что мы прекрасно знаем, как должен выглядеть традиционный русский костюм. А это современное прочтение и то, что сегодня может жить в современном обществе».

Можно только радоваться, что возрождается истинная настоящая древнерусская традиционная культура. Уверены, что это будет иметь будущее. Надеемся, что вся западная пыль, гниль, грязь, наконец-то, будет пресекаться, смываться и замещаться исконными русскими традициями и культурой. Мы любим свою страну и культуру. Мы хотим продвигать наше общее пространство вперед, не позволяя, чтобы внешнее полностью захлестнуло нас, и мы остались бы без своей культуры. Так работает «мягкая сила». Мы хотим говорить с миром о русском.

Анна Андреева, руководитель Издательского отдела храма свт. Николы на Берсеневке

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анна Андреева
Мы знаем, что Русь наша — Святая
О паломничестве в Троице-Сергиеву Лавру
25.10.2024
В самом сердце столицы
Под покровом Господня Крестителя и святых подвижниц
24.03.2023
Преподобный Феодосий объединял всех любовью
О престольном празднике в церкви свт. Николы на Берсеневке
27.01.2023
Все статьи Анна Андреева
Традиционные духовно-нравственные ценности России
Что такое «самобытное государство-цивилизация»?
Выступление на студенческой научно-просветительской конференции «Основы российской государственности»
17.12.2025
«Мы никогда не должны поступаться чистотой своей веры»
Святейший Патриарх Кирилл выступил с докладом на Епархиальном собрании Москвы
17.12.2025
Избавление от рабства
К вопросу о русской идеологии: социально-психологические патологии современных россиян
17.12.2025
Детобоязнь: эпидемия или приговор?
Интересная беседа со школьниками
16.12.2025
Все статьи темы
Русская Православная Церковь
Святителю исповедниче и целителе, отче Луко — моли Бога о нас!
Путешествие из Евпатории в Симферополь к Святителю Луке
16.12.2025
Будет ли гражданская война?
В нашу государственную власть уже на очень высокие посты влезли враги России
16.12.2025
«Счастье – это состояние души»
Мы должны сознавать уникальность того пути, по которому сейчас идет наша страна
15.12.2025
«Господь – мой помощник, мне нечего бояться»
В Санкт-Петербурге прошло итоговое заседание епархиального Совета православных общественных организаций
15.12.2025
«Спасибо за Ваше многолетнее служение»
По поручению Президента России Александр Беглов вручил митрополиту Варсонофию орден Александра Невского
12.12.2025
Все статьи темы
Русская цивилизация
Содержание и стиль творчества А.С.Панарина
Выступление на круглом столе к 85-летию мыслителя
17.12.2025
«Великий проект "глобализм", уходит»
Зеленский – последний выкидыш умирающего глобализма
17.12.2025
«О Национальной идее и Национальной идеологии»
Декларация Президиума Федерального консультативного совета
16.12.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Почему русские ослабли?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
17.12.2025 20:19
Есть ли вина за грех цареубийства на русском народе?
Новый комментарий от Владимир Петрович
17.12.2025 19:17
Что такое «самобытное государство-цивилизация»?
Новый комментарий от Игорь Бондарев
17.12.2025 19:15
Вся, в том числе ДСП-эшная, переписка улетает врагу
Новый комментарий от Русский танкист
17.12.2025 19:15
«Мы никогда не должны поступаться чистотой своей веры»
Новый комментарий от Александр Волков
17.12.2025 16:28
Антисистема и демография
Новый комментарий от С. Югов
17.12.2025 16:15
Если новый переворот в России – кто остановит его?
Новый комментарий от Иван Демид
17.12.2025 15:00