По сообщениям индийской газеты The Times of India, во время визита Президента России Владимира Путина в Дели в декабре этого года ожидается заключение соглашения о привлечении в Россию квалифицированных кадров из Индии. Прирост числа индийцев в России составил 25% за прошедший год, и сегодня их трудится у нас более 70 тысяч, пишет «Московский комсомолец».
Общее мнение тех, кто в принципе не против применения иностранной рабочей силы, сводится к следующему: миграцию из Индии надо организовать так, чтобы не получилось как со среднеазиатами: то есть никаких диаспор, гражданства, семей. Ответственность полностью лежит на работодателе. Привезли, разместили, отработал — вывезли обратно на родину. «Индийцы во множестве работают в ОАЭ, живут в специальных поселениях, малейшее нарушение — высылка и штраф работодателю, поэтому они там никого не насилуют», — поделился один из жителей столицы.
Председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Васильевич Крупнов отметил в интервью «МК», что в случае с завозом к нам граждан Индии для работы, когда заключено специальное соглашение и осуществляется организованный набор, — это плюс.
Но сама проблема гораздо шире, полагает он. Демограф считает идею с завозом индийских специалистов «провалом политики работы со странами СНГ и в целом политики на нашем рынке труда».
«Рассуждать о том, что индийцы якобы имеют лучшее образование и профессиональный уровень, — это, по меньшей мере, странно, потому что никто не мешает, допустим, по отношению к гражданам СНГ также брать и повышать их образовательный уровень, делать спецнаборы и прочее, — отметил Юрий Крупнов. — По сути, проект с привлечением трудовых мигрантов из Индии означает, что мы бросили СНГ и не умеем ничего делать на постсоветском пространстве».
«Якобы нехватка у нас своих рабочих рук и необходимость в привозе трудовых мигрантов в страну — это обратная сторона провала в самом рынке труда России, — считает Юрий Крупнов. — То есть у нас дикая отсталость по роботизации, автоматизации. Доминирует своего рода "лопатный" уклад. Если мы будем не поспевать в этом плане, к примеру, за Китаем и будем продолжать воспроизводить те технологии, которые у нас были 50 лет назад, то в этом случае к нам действительно скоро будут и из Центральной Африки работников завозить».
Вся эта ситуация означает, по его словам, что «российская социально-экономическая модель — исключительно экстенсивная, построенная на использовании диспаритетов уровня жизни в РФ и в развивающихся зарубежных странах, когда российские компании, преследуя прибыль, стремятся не вкладывать в технологии, а использовать дешевизну мигрантской рабочей силы».
А ведь перед государством должна стоять принципиально иная задача, чтобы у коренного населения нашей страны улучшалось качество жизни.
«Поэтому нужно вкладывать инвестиции в собственное население. И это в целом показывает нежизнеспособность существующей социально-экономической модели», — резюмировал Юрий Крупнов.


1. 1