В четверг, 2 октября, Президент России Владимир Путин принял участие в пленарной сессии XХII ежегодного заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай», сообщает пресс-служба Кремля. Тема заседания в этом году – «Полицентричный мир: инструкция по применению».
После своего выступления Президент России ещё в течение трёх часов отвечал на вопросы участников заседания Валдайского клуба. И ответы на вопросы расширяли проблематику его Валдайской речи.
Заседание XХII ежегодного заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» проанализировал председатель «Русского Собрания», главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Дмитриевич Степанов:
Выступление Президента России Владимира Путина на заседании Валдайского клуба всегда ждут с нетерпением и слушают с пристальным вниманием во всём мире, поскольку, выступая перед мировыми экспертами-политологами, Глава Российского государства поднимает и обозначает многие важнейшие проблемы мироустройства.
В этом году Валдайский клуб обсуждал грядущий полицентричный мир. Пожалуй, сегодня это наиболее сложная и важная проблема, как и всё, что относится к будущему мироустройству. Поэтому с особым вниманием участники Валдайского клуба и все эксперты слушали выступление Президента.
Что я услышал в выступлении Владимира Путина?
Президент отметил, что сегодня ситуация в мире меняется очень быстро. Причём меняется, порой, кардинально, – важная констатация. И хотя никто не может предвидеть будущее, как заметил Путин, нам нужно быть готовыми ко всему. И как мы видим, российское руководство именно этому правилу и следует.
Владимир Путин отметил, что сегодня нет единогласия относительно того, как следует обустроить мир, на каких принципах он должен базироваться в предстоящие годы и десятилетия. И тем ценнее его выступление, которое предлагает некую твёрдую конструкцию будущего мироустройства.
Прежде всего, Путин зафиксировал появление такого феномена как «мировое большинство», «нового явления международной жизни». Новизна его заключается в том, что сегодня, по мысли Путина, «подавляющее большинство государств настроено на реализацию собственных цивилизационных интересов». Хотя так было всегда, как заметил Президент, но в прошлые времена это «искажалось нездоровыми амбициями, эгоизмом, влиянием экспансионистской идеологии». Очевидно речь идёт о колониальной и неоколониальной политике Запада.
А сегодня большинство стран и народов уже чувствует в себе силы, уверенность для того, чтобы отстаивать эти интересы вопреки внешним воздействиям, как отметил Глава Российского государства.
Будущий полицентричный мир, наступление которого мы всё яснее наблюдаем, таит в себе, по мысли Президента, как возможности, так и опасности. Возможности заключаются в «расширении пространства свободы» для всех участников мирового процесса. А опасности – в том, что будет сложнее найти и установить этот самый «прочный баланс интересов», который обеспечил бы мирное развитие человечества.
Президент предложил своё понимание механизмов согласования интересов в полицентричном (многоплярном) мире. По его мысли, они должны быть на основе договорённостей, которые устраивают все заинтересованные стороны или подавляющее большинство.
И вот эта способность сочетать интересы, «далеко не всегда совпадающие, но в основном и не противоречащие друг другу», что свидетельствует об отсутствии антогонизма, – это основной принцип организации полицентричного мира.
По мнению Президента, в отношениях между странами должен быть многосторонний, более кооперативный подход, который учитывал бы договорённости не только ведущих стран мира, но и учитывал бы интересы всех стран мира.
Здесь в качестве основы Владимир Путин уделил пристальное внимание цивилизационной специфике, которая всё явственнее появляется в новом мире. «Бóльшую роль, чем когда-либо, играет культурно-историческая, цивилизационная специфика разных стран», – заявил Президент.
В этой специфике, пояснил российский лидер, надо искать точки соприкосновения и совпадения интересов. Она должна стать прочной опорой для того, чтобы мир не скатился в полосу конфликтов и катастроф.
Каждая цивилизация и каждая национальная культура за свою историю выработала свои ценности, поэтому «культура и история, этические и религиозные нормы, влияние географии и пространства – основные элементы, из которых рождаются цивилизации» и призваны стать основой полицентричного или, как иногда выражаются, полифоничного мира.
Все эти мысли прозвучали в выступлении Президента. Но я хотел бы обратить внимание еще и на ответ Президента на вопрос гостя из Индии по поводу угрозы войны цивилизаций (видимо, имелась в виду концепция С. Хантингтона). Отвечая на этот вопрос, Владимир Путин отметил особенности Русской цивилизации, которая хотя и по своей древности уступает цивилизациям Индии и Китая, тем не менее, выработала уникальный механизм согласования многоконфессиональных и многонациональных интересов. Президент в этом видит силу русской цивилизации и то, что Россия может предложить миру.
Это очень важная мысль, которая показывает место России в будущем полицентричном (полифоничном) мире.
Если Китай может предложить другим странам экономическое сотрудничество и финансовые возможности, как впрочем и Индия, превращающаяся в одну из крупнейших экономик мира, то Россия может предложить нечто большее, как следует из мысли Президента. Россия может предложить механизм согласования интересов разных конфессий и разных национальностей (на которых основаны все цивилизации), который выработан веками русской истории и который может быть экстраполирован на международные отношения.
Эта очень важная и глубокая мысль Президента – он представляет Россию как страну, которая потенциально может играть роль миротворца во всём мире – страну, которая может выполнить одну из важнейших «Заповедей Блаженства», о которых говорил Господь наш Иисус Христос: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9).
Владимир Путин видит миротворческую миссию в качестве основной задачи для Российского государства. Что коррелирует с мыслью апостола Павла о Катехоне – об Удерживающем. И с вытекающей из него мыслью нашего духовидца-прозорливца инока Филофея о Москве как Третьем Риме. Именно эту мысль в политической упаковке, на мой взгляд, и предложил мировым экспертам Президент России.
В этом смысле и можно понять оптимистические слова Главы нашего государства: Россия была, есть и всегда будет!