Многие современники пытаются ныне оправдать своё вступление в коммунистическую партию в годы Советской власти. Зачем? В чём они оправдываются? Напомню, что ещё Н.А. Бердяев утверждал: «в социально-экономической системе коммунизма есть большая доля правды, которая вполне может быть согласована с христианством, во всяком случае, более, чем капиталистическая система, которая есть самая антихристианская. Коммунизм прав в критике капитализма. И не защитникам капитализма обличать неправду коммунизма, они лишь делают более рельефной правду коммунизма. <…> Русский коммунизм более традиционен, чем обыкновенно думают, он есть трансформация и деформация старой русской мессианской идеи. Коммунизм в Западной Европе был бы совершенно другим явлением, несмотря на сходство марксистской теории».
Советская власть, при всём её безбожии, ценила настоящие таланты, оплачивала приличные гонорары писателям, поощряла дорогостоящие заграничные командировки, утверждала, что народный учитель должен быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял в буржуазном обществе.
А нынешняя власть, на словах глубоко «воцерковлённая», на деле бросила и писателей, и учёных, и педагогов в постыдную нищету. И, к сожалению, Церковь не смогла тут перехватить инициативу. Вышло так, что её возрождение после советских гонений, возрождение слишком поспешное и стремительное, совпало с одновременным торжеством русофобов, облепивших верховную власть, совпало с распадом страны. А о скудости с трудом обретаемых церковных сил трогательно поведал нам одарённый поэт, епископ Геннадий (Гоголев).
Стихотворение, написанное в день восшествия на кафедру епископа Галичского
Галич встречает владыку,
Чаши полны до краёв.
Едут к владычному лику
Старцы с медвежьих углов.
Кто на раздолбанной «Ниве»,
Кто на «девятке» крутой.
Едет на стареньком диве
Попик заштатный хмельной.
Между ухабов и рытвин,
Мерзлой порой февраля.
Едут, и тихим молитвам
Внемлют немые поля.
Елей возносятся пики
В сказочных снежных лесах.
Кланяться просят владыке
Храмы в пустых деревнях.
Едут по зимним дорогам,
Прячут волненье в усах:
Верно, московским Синодом
Дан им святитель на страх,
Скорбны поповские лица
Им тяжела борода.
И благочинным не спится,
И казначеям беда.
Роясь средь ветхого хлама
Нищие стали ворчать:
«Нашу копейку у храма
Будут ли нам подавать?»
Кошки унылы и жалки,
Нет аппетита у крыс.
С крыш невеселые галки
Смотрят в молчании вниз.
Нет здесь ни блеску, ни шику:
Сонный, заснеженный рай.
Ждёт дорогого владыку
Богом спасаемый край.
Пора нам всем миром возрождать преданное и поруганное нами же Отечество. А воскресающая Православная Церковь наша призвана возродить прерванную почти на два столетия миссию – быть в государстве Духовной властью и оберегать власть Государственную от пагубного уклона в самовластие.
Юрий Владимирович Лебедев, профессор Костромского государственного университета, доктор филологических наук


1.