26 августа 2025 года на портале «Русской народной линии» опубликова статья «Ты гневаешься, Юпитер, значит, ты неправ». Статья посвящена тому, что генеральный директор телеканала «Спас» Борис Корчевников после оценки экспертным сообществом фильма «Мумия», посвященного Мавзолею В.И. Ленина, перешёл к практике хамства и оскорблений даже в адрес духовных лиц. Как пример – протодиакон Владимир Василик, который так же является и профессиональным учёным-историком. Подобное поведение совершенно не красит руководителя телеканала, позиционируемого, как православный.
Сам проект «Мумия» вышел откровенно слабым со стороны фактологии, владения историческим материалом. Сделана ставка на эмоциональное раздражение. По сути, вместо исторической документалистики «Спас» представил политическую агитку, построенную на унижении и оскорблении оппонента, совершенно в духе атеистических плакатов раннего СССР Но если советские безбожные плакаты были следствием кризисного атеистического сознания, то для православных подобное поведение вряд ли можно считать допустимым. Если, конечно, мы говорим о подлинной духовности, а не об её имитации.
Сама подача Октябрьского переворота 1917 года как такой фатальной трагедии русского народа, во-первых, примитивизирует очень непростой вопрос глубокого духовного и нравственного кризиса, которому подверглась Российская Империя во второй половине XIX века, во-вторых искусно подменяет реальный анализ исторических событий и извлечения вывода из них на банальное обострение политического противостояния в современной России. Мол, «во всём виноваты коммунисты».
Достаточно напомнить, что Император Александр II был зверски убит революционными террористами в 1881 году. Владимир Ульянов, будущий вождь мирового пролетариата, был тогда десятилетним ребёнком, а партии РСДРП(б) не существовало. Однако, страна, не просто страна, а целая Православная Империя, была погружена в пучину революционного террора. Интеллигенция была духовно больна. Если даже такие патриоты-консерваторы, как Ф.М. Достоевский и Н.Я. Данилевский прошли этап увлечения революционными идеями. А сын протоиерея Н.Г. Чернышевский стал материалистом-атеистом. Почему так произошло? На этот вопрос телеканал «Спас» отвечать не собирается. Вместо этого он призывает к магическому по сути ритуалу захоронения «мумии» (хотя, если быть точным, забальзамированное тело – это не мумия). Как после такого бороться с остатками магического сознания? Призывать не ходить к колдунам и «бабкам»? Если, оказывается, народные беды лечатся не покаянием, не кропотливым трудом, а просто выносом и захоронением мёртвого тела?
Однако, происходящее наводит вот на какие мысли. Почему «спасовцы» делают такое острое деление на Россию до Октября и после? Надо полагать, что Россия до Октября со всеми её проблемами и нестроениями, о которых сообщал, например святой праведный Иоанн Кронштадтский, их совершенно устраивает. В чём тут дело?
Можно предложить вот что. В 1981 году за рубежом и в 2000 году в России произошла канонизация Николая II и его семьи. И этот факт повлёк за собой одно важное следствие. Стало невозможным для православных верующих открытое одобрение Февральского переворота, посредством которого и был свергнут Николай II Напомним, что в 1917 году отречение Царя было поддержано даже представителями духовенства! А сейчас идейные февралисты вынуждены прятаться, мимикрировать под монархистов, при этом не скрывая своих пробуржуазных и либеральных симпатий. А ведь Февральская революция финансировалась представителями российского капитала!
Дело в том, что Февраль был весьма одобрительно принят Британией и Францией. Чего нельзя сказать об Октябре. Большевики, несмотря на все свои недостатки, сорвали планы Антанты по колонизации России.
На телеканале «Спас» зрителям не покажут ужасы американской и японской интервенции на Дальнем Востоке или Британские концентрационные лагеря около Архангельска. Нарратив построен так, что «злые большевики» вырвали Россию из «цивилизованного мира».
Такой же нарочито антисоветский пафос на Украине привёл к тому, что пока националисты озабочены борьбой с «совком», произошла реальная, а не мифическая колонизация страны западными империалистами. Всё это, кстати, сопряжено с борьбой против канонического Православия и подменой его «национально-свидомым» эрзацем.
Ощепков Алексей Николаевич, философ, публицист, г. Пермь
324. Ответ на 318, Дмитрий_белорус:
Ошибочно противопоставлять одно другому. Есть весьма правдоподобный апокриф, что св. Дух в своё время внушил Еноху начертать исторические записи на металлических пластинах, которые пережили потоп. Во всяком случае, ничего существенного по сравнению с немногочисленными сведениями книги Бытия и ряда апокрифов свв. Отцам так и не открылось.
323. Ответ на 322, Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
322. на п. 316
См.: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Skvorcov/po-povodu-otpadenija-ot-pravoslavnoj-tserkvi-grafa-lva-nikolaevicha-tolstogo/4.
Об анафематствуенных Церковь не молится. А в Определении Св. Синода сказано: "Посему, свидетельствуя об отпадении его от Церкви, вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние в разум истины (2Тим.2:25). Молимтися, милосердый Господи, не хотяй смерти грешных, услыши и помилуй и обрати его ко святой Твоей Церкви. Аминь".
А вот слова гения от 1881 г. о сегодняшнем дне: «Прошел месяц – самый мучительный в моей жизни. Переезд в Москву. – Всё устраиваются. Когда же начнут жить? Всё не для того, чтобы жить, а для того, что так люди. Несчастные! И нет жизни. – Вонь, камни, роскошь, нищета. Разврат. Собрались злодеи, ограбившие народ, набрали солдат, судей, чтобы обе-регать их оргию, и пируют» (Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. Серия вторая. Дневники. Т. 49. Записки христианина, дневники и запис-ные книжки. 1881-1887. М.: Государственное изд-во художественной лит-ры, 1952. С. 58).
321.
320. Ответ на 311, Русский танкист:Пожпалуй.
319. Ответ на 314, иерей Илья Мотыка:
А я думаю, что дремучая мифология местных "белорусов" ведёт именно туда - к невежеству, к отказу от интеллектуализма.
Один мой друг ещё в 1990-х годах получил второе образование в РПИ (сейчас - РПУ) имени св. Иоанна Богослова. Он застал там крупных латинистов и грецистов (там преподавал, например, Козаржевский в последние годы жизни). Несколько лет спустя пришло новое начальство с такой позицией: "Зачем нам греческий? У нас есть старые переводы свв. Отцов, и будет". Ныне РПУ - просто один из ряда вузов (ладно хоть нет совсем неуместных факультетов, как в ПСТГУ).
318. Ответ на 308, Константин В.:
Обратите внимание, что о чудесах я ничего не говорил. Речь шла о том, что, например, те же отцы церковной истории были не пассивными исполнителями воли трансцендентного разума (как это видится "белорусу"), а знатоками исторической литературы и вообще крупными учеными.
Дело в том, что, разумеется, епископские кафедры и монастыри веками были центром как небесного, так и земного любомудрия - богословия духа и материи. Естественно, святые Отцы всех веков были глубоко начитаны и стремились расширять познание. Но при этом они на первое место всегда ставили обращение к Богу и Божьему откровению, Священному преданию. Они прекрасно понимали (чего не понимала гносеологи Нового времени), что никакое соединение дедуктивной логики и индуктивной эмпирики само по себе не может дать истинного познания сущностей. Можно иметь под руками огромное множество фактов и при этом не понимать их сущности и связи, не видеть главное - перед носом. Они прекрасно понимали, что выяснить, "как же на самом деле было дело до и после Потопа", "что происходило с христианами при Нероне и Диоклетиане" можно только с помощью Святого Духа и самих этих святых и обязательно подготовив свой духовный разум для верного восприятия свидетельств Святого Духа. Попытка же найти корень всех вещей, явлений и событий не вверху, а внизу (в том числе в документах) может привести лишь к дурной бесконечности - с постоянным "открытием новых фактов" и "сменой научных парадигм", открытием новых уровней деления "неделимых частиц".
А про ваш самоуверенный и насмешливый ум, товарищ "Константин В." святые Отцы пишут следующее:
https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/simfonija-po-tvorenijam-svjatitelja-ignatija-brjanchaninova-tereshenko/237
317.
316.
315.