Сегодня знаменательная дата в истории русского патриотического монархического движения: в этот день 120 лет тому назад был избран Главный Совет Союза русского народа – самой мощной и самой многочисленной право-монархической организации дореволюционной России.
Что примечательно – Союз русского народа возник снизу. Конечно, был запрос и от власти на народную активность, поскольку 1905 год был тяжёлым и страшным годом для России: бушевали забастовки, вспыхивали бунты, политические убийства стали едва ли не обыденностью, а манифестации под красными флагами и с лозунгами «Долой самодержавие» заполонили улицы и площади всех крупных городов Российской Империи. Тогдашние органы правопорядка не могли справиться – они просто не имели опыта противодействия массовым скоплениям народа.
Спецслужбы Российской Империи научились работать с революционным подпольем: во всех крупнейших подпольных революционных организациях, в частности, в партии эсеров и большевиков были внедрены агенты Охранки, которые занимали довольно высокие посты и не только информировали охранку о ситуации среди революционеров-подпольщиков, но и помогали предотвращать террористические акты.
А вот то, что сегодня научились делать спецслужбы – противодействовать массовым беспорядкам – тогда ещё не умели. Органы правопорядка оказались в растерянности – городовые ничего не могли поделать с массовыми манифестациями.
И именно в этот момент самоорганизовался русский народ: появились правые монархические организации, которые вышли на улицы с портретами Царя, с национальными флагами, и в силу своей многочисленности вытеснили революционеров с улиц. Это – великая заслуга Союза русского народа. Именно поэтому не произошла революция в 1905 году, хотя уже тогда революционеры были готовы брать власть.
Но после того, как правые монархические манифестации вытеснили революционеров с улиц и туда вернулись городовые, порядок в городах был восстановлен. А вскоре власть смогла в целом подавить революцию 1905-07гг.
Однако возник вопрос о будущем монархических организаций, прежде всего, Союза русского народа. Они уже были созданы, почувствовали свою силу.
Представители либеральной бюрократии, которых было уже довольно много в среде российского чиновничества, конечно, были настроены решительно против монархистов, которые их до смерти напугали, не позволив воспользоваться ослаблением самодержавия в 1905 году. И они, используя судебную систему страны, начали мстить монархистам. Многие из тех простых русских людей – рабочих, крестьян, горожан-ремесленников, которые принимали участие в разгоне «левых» манифестаций и нередко применяли насилие (порой и чрезмерное) оказались под следствием за насилие. Началась череда судебных процессов, которые происходили в то время в многих городах России, когда на основании законов мирного времени судили людей защищавших государство. Многие монархисты оказались в тюрьмах. Понятно, что в 1917-м году уже мало кому хотелось выступать на защиту самодержавия.
Но и формально правая часть сановников и бюрократии, которые занимали высшие посты в государстве, не пылала любовью к Союзу русского народу. Они считали, что «мавр [черносотенцы] сделал своё дело, мавр может уходить». Однако Союз русского народа не собирался уходить. Многие лидеры Союза считали, что не достаточно загнать революцию в подполье, нужно ликвидировать сами основы государственного строя, возникшего под давлением на Царя 17 октября 1905 года. И вот здесь они столкнулись с противодействием именно со стороны правой части бюрократии, которая тоже стремилась ограничить самодержавие, но не так сильно, как хотели либералы.
Из-за неуступчивости лидеров Союза русского народа государственная система начала работать против них привычным образом: тех, кто был согласен идти на компромиссы – поддерживали и помогали финансово, а тех, кто не соглашался на компромиссы – начали демонизировать, разделять и дискредитировать, душить штрафами их органы печати, то есть фактически выводить в маргинальное поле. И этим, к сожалению, занимался государственный аппарат России.
Впрочем, если честно смотреть на вещи, надо признать, что и сами члены Союза русского народа не были готовы к высокой миссии стать «Николаевской опричниной». Черносотенцы были частью российского общества, которое пребывало в начале ХХ века в страшном духовно-нравственном кризисе. Поэтому и среди «союзников», как они сами себя называли, или черносотенцев, как называли их противники, или монархистов было много тех, кто желал сделать карьеру под «правыми» лозунгами и кто не стеснялся никаких средств для достижения своих целей, что и дискредитировало Союз русского народа в глазах Верховной власти.
По совокупности этих причин и не стал Союз русского народа «Николаевской опричниной», не смог одолеть революцию в 1917-м, не стал опорой Царя в борьбе против революции.
Союз русского народа просуществовал формально до 1917 года, расколовшись задолго до этого на целый ряд организаций. Революция 1917 года смела с политической сцены все монархические организации, они были запрещены Временным правительством. Многие их лидеры были посажены в тюрьмы, а потом расстреляны уже большевиками. Незначительной части монархистов (в основном выходцам из высших сословий) удалось сбежать за границу – они умерли в изгнании. Многие из монархистов пропали без вести – до сих пор нет никакой достоверной информации о судьбе целого ряда лидеров Союза русского народа.
В недавнем прошлом предпринималась попытка восстановить Союз русского народа. В 2005 году, к столетию Союза, выдающийся русский скульптор Вячеслав Михайлович Клыков проявил инициативу по восстановлению монархической организации. 21 ноября 2005 года состоялся съезд, который формально восстановил Союз русского народа. В заседании съезда принимала участие целая группа депутатов Государственной думы, ученых и писателей. Я принимал тогда активное участие в этом процессе – был на этом восстановительном Съезде, был избран членом первого состава Главного совета, руководителем идеологического отдела.
Однако буквально через полгода после восстановительного съезда Вячеслав Михайлович Клыков скончался. После его кончины Союз русского народа раскололся и закончил своё существование в междоусобных распрях и внутренней борьбе.
Сегодня звание «Союз русского народа» пытается взять себе Молодёжное отделение общества «Царьград», которое возглавляет Константин Малофеев. Но, к сожалению, от Союза русского народа у них есть разве что любовь к такой народной забаве как кулачные бои. Ничем другим с историческим Союзом русского народа Союз русского народа Константина Малофеева не связан. И показательно, что сегодня, в день 120-летия Союза русского народа, не проходят никаких памятных мероприятий, посвященных этой исторической дате.
Нам же сегодня стоит помянуть тех русских людей, кто в смутные революционные годы, встал на защиту Отечества, на защиту Церкви и Самодержавия, которые являются последними якорями нашего спасения, по слову выдающегося государственного деятеля Сергея Семёновича Уварова, автора знаменитой триада – Православие. Самодержавие. Народность.
Стоит вспомнить тех вождей Союза русского народа, кто в грозные годы лихолетья смело встал на защиту наших святынь, многие из них положили свои души за русские святыни.
Нужно вспомнить председателя Союза русского народа врача Александра Дубровина, расстрелянного чекистами в 1921 году, когда формально была отменена смертная казнь.
Вспомнить его заместителей – художника Аполлона Майкова (сына знаменитого поэта) и инженера Александра Тришатного (внука знаменитого героя Отечественной войны 1812 года), судьбы которых до сих пор неизвестны, они, весьма вероятно, сгинули где-то в пламени Гражданской войны. Вспомнить пламенного трибуна, лидера параллельного Союза русского народа после раскола инженера и депутата Государственной Думы Николая Маркова, бежавшего из страны и скончавшегося в Германии.
Помянем и первого духовника Союза русского народа игумена Арсения (Алексеева), который впоследствии стал одним из лидеров движения имяславия. И после смерти, увы, даже не был погребён подобающим христианину образом, только с пением «Святый Боже» его закопали в землю где-то вблизи Андреевского скита на Афоне.
Нужно вспомнить сегодня и члена Главного совета Союза русского народа, выдающегося русского учёного, академика Алексея Соболевского, подвергавшегося гонениям после 1917 года и умершего в конце 20-х годов на родине.
Нужно вспомнить купчиху Елену Полубояринову, которая истратила всё своё имущество на нужды Союза русского народа, а также и присяжного поверенного Павла Булацеля, который защищал «союзников» на судебных процессах. Их расстреляли как заложников на Сретение 1919 года. Помянем и расстрелянного чекистами в 1919 году яркого деятеля Союза русского народа, профессора Бориса Никольского, в литературном семинаре которого начинал будущий классик русской поэзии Александр Блок.
Помянем многих других «союзников», монархистов-черносотенцев, убиенных в лихолетье Гражданской войны, когда членство в Союзе русского народа считалось отягчающим вину обстоятельством, расстрелянных позднее в 20-е и 30-е годы, умерших в изгнании или в гонениях в Отечестве. Когда Россия оказалась в опасности, в годы революционного террора они смело выступили на защиту русских святынь, не жалея живота своего.
Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России
На фото картина А.А.Майкова, на которой изображены лидеры Союза русского народа вместе с прав. Иоанном Кронштадтским на фоне мятущейся России и молящейся Христу Распятому Царской Семьи

