Первоначально мне не хотелось реагировать на Русский идеологический форум, организованный обществом «Стоглав» и некоторыми другими новыми монархическими организациями. Уж слишком мелким событием выглядит это событие, несмотря на столь громкое название «Первый(?) Русский(!) Идеологический(?) Форум» и на претенциозность поведения организаторов.
Я посмотрел только некоторые отрывки выступлений и ознакомился с некоторыми сообщениями, которые были выложены в сети Интернет. Но уже этого, как и моего лично знакомства со многими выступавшими на форуме деятелями, хватило для понимания смысла и сути произошедшего события.
К некоторым людям, которые выступали на форуме, впрочем, я отношусь с уважением как к добротным специалистам в своей области. Например, давно знаю и с уважением отношусь к православному писателю Юрию Воробьевскому, к этнографу, фольклористу и кандидату философских наук Даниилу Крапчунову, с которым недавно принимал участие в конференции в Калининграде, к экономисту Дмитрию Любомудрову. Хотя они, как можно судить, были случайными людьми на этом мероприятии, их просто пригласили выступить на форуме, чтобы добавить ему авторитета и антуража.
Но затем я решил высказаться на эту тему. Не только потому, что наше «Русское Собрание», которое я возглавляю, было создано как раз для разработки вопросов идеологии, но и потому, что этот самый «Первый русский идеологический форум» – очень характерное во многих отношениях событие современной общественной жизни, лакмусовая бумажка состояния патриотического и монархического движения. Организаторы форума – достаточно молодые люди (полагаю 40-45 лет от роду), т.е. это дети эпохи безвременья. Причём, вполне законные дети, действующие по лекалам этой эпохи безвременья. С большими претензиями, что соответствует стилистике эпохи безвременья, когда подросткам и молодым людям предлагалось «брать от жизни всё!», быть ярким (но не обязательно глубоким), заметным и так далее.
90-е и 00-е годы – эпоха разгула постмодернизма, когда в чести были имитация, игры в реальность, когда популярными стали реконструкции, которые заменяли подлинность. Вот всем этим организаторы форума заражены в полной мере. Для них нет истории, а есть игра смыслами, образами прошлого. Поэтому они игнорируют нас, представителей старшего поколения патриотов. Они в нас не нуждаются, поскольку считают себя вправе и в состоянии открыть русские смыслы самостоятельно, но при этом они болеют теми же болезнями, которыми мы переболели в 90-е годы и уже от них вылечились.
Это касается и темы Мавзолея Ленина, который они называют не иначе как зиккуратом, начитавшись всякого рода патриотической литературы, имеющей происхождение из русской эмиграции. Отсюда обуревающая их идея непременно вынести тело Ленина из Мавзолея, которая подаётся как главное условие нашей Победы и, одновременно, как главное препятствие к единству русского народа. При том, что любому разумному человеку понятно, что сегодня вынос Ленина из Мавзолея расколет общество и создаст для России проблемы в отношениях с нашими ближайшими союзниками – странами левой ориентации.
Форум назван идеологическим, но организаторы очень плохо понимают, что такое на самом деле идеология. Судя по всему, они ничего серьёзного не читали о проблеме идеологии, всерьёз не размышляли на эту сложнейшую тему.
К проблеме идеологии сегодня есть два подхода. Один подход предполагает, что идеология – это область смыслов. И задачей, соответственно, является создание (или воспроизведение) и продвижение в общество этих смыслов. Такой подход к идеологии требует участия, прежде всего, историков, философов, литераторов. И судя по тому, что государство наконец-таки обратило свой взор на писательское сообщество, которое совсем недавно было объединено в единый Союз, во главе которого стал известный политик и общественный деятель, бывший министр культуры, а ныне советник Президента Владимир Мединский, наверху это многие понимают.
Однако есть и другой подход, как раз соответствующий постмодернистским установкам сознания, который предполагает, что идеология – это область образов. При таком подходе к идеологии главное внимание уделяется режиссёрам, политологам и пиарщикам. На мой взгляд, организаторы «Русского идеологического форума» разделяют именно такой подход к идеологии. Неслучайно на форуме говорили, что им нужны яркие образы, которые должны увлечь молодёжь, призывали «захватить молодёжь, привести её к монархическим идеям», через образы, через красивость, а вовсе не через смыслы.
К сожалению, такой подход господствует и у людей из Администрации Президента, которые занимаются вопросами идеологии. Там тоже акцент делается на формальной, образной стороне дела, а не на сущностной и смысловой.
Объявлено, что «Русский идеологический форум» посвящён «соборной Идее триединой Русской нации и Образу Русского мира будущего». Кстати, надо бы для начала выражаться правильно – не русская нация, а русский народ, ибо нация – понятие, рождённое в европейской цивилизации, и ныне под ним чаще подразумевают политическую конструкцию, а вовсе не этно-культурное единство, каковым и является триединый русский народ. Об этом, судя по всему, организаторы форума серьёзно не размышляли. Иначе они озаботились бы тем, что из понятия триединого русского народа пропало название одной из его частей (причём, главной) – сегодня нет великороссов (малороссы хотя бы называются украинцами, а великороссы никак не называются).
Что же касается образа будущего, то, похоже, для организаторов форума достаточно провозгласить, что образом будущего является империя и монархия, и этого довольно. Ни о социальном устроении государства, ни о политической реформе речи никто не вёл.
На форуме было много икон Государя Николая Второго. Но понимают ли организаторы форума смысл подвига святого Царя? У меня большое сомнение. Сложилось впечатление, что они пытаются вовлечь Государя в современные «красно-белые» споры именно на своей – белогвардейской и антисоветской – стороне. Но Государь не был участником гражданской войны! Он не возглавил одну из частей русского народа в противостоянии с другой частью своего народа. И в этом смысл величия его подвига. Благодаря этому идея монархии сохранила свою чистоту и не запятнала себя пролитием братской крови. Реальное «белое движение» выступало не за Царя, у них были лозунги «непредрешенчества», созыва Учредительного собрания, в лучшем случае – единой и неделимой России. В Белом движении не было монархической идеи (понятно, что её не могло быть в Красном движении), т.е. народ русский отказался тогда от своего царя. Поэтому ныне делать Государя участником «красно-белого» противостояния – совершенно глупая затея, которая противоречит как исторической реальности, так и пониманию смысла царского подвига.
Поэтому у меня создалось впечатление, что «Русский идеологический форум» – это один из проектов по раскачиванию единства нашего народа, по углублению линии противостояния внутри русского народа. Поэтому меня сильно удивило, что форум проходил в одном из помещений Министерства спорта России. Понятно, что организаторы хотели создать впечатление, что во власти поддерживают те идеи, которые они несут в общество. Но зачем это нужно чиновникам?!
И последний момент. На форуме нарочито подчёркивалось, что они собрались специально 21 ноября – в день 120-летия Союза русского народа. Постоянно звучали отсылки к этой дате. Но и тут сложилось впечатление, что организаторы форума совершенно не знают истории Союза русского народа, не понимают, что собой представлял Союз русского народа, как политическая сила. Впрочем, тут было одно характерное совпадение. «Русский идеологический форум» в одном был похож на Союз русского народа, но на Союз эпохи заката, последних лет его существования. Тогда в каждом номере официальной газеты Союза «Русское знамя» нарочито публиковались жидоедские призывы – в результате все здравомыслящие патриотически настроенные русские деятели отшатнулись от Союза.
А теперь люди, объявившие себя наследниками Союза русского народа, куда ни глянь, везде только и талдычат про «зиккурат на Красной площади», который только и мешает единству русского народа. И вновь мы наблюдаем соответствующую реакцию здравомыслящих русских патриотов, которые отшатываются от подобной риторики.
Поэтому у меня сложилось твёрдое впечатление, что «Русский идеологический форум» отражает не подъём, а упадок монархического движения. Хотя и возглавляют его относительно молодые люди…
Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России
Фотография Русского Центра СТОГЛАВ


