Первоначально мне не хотелось реагировать на Русский идеологический форум, организованный обществом «Стоглав» и некоторыми другими новыми монархическими организациями. Уж слишком мелким событием выглядит это событие, несмотря на столь громкое название «Первый(?) Русский(!) Идеологический(?) Форум» и на претенциозность поведения организаторов.
Я посмотрел только некоторые отрывки выступлений и ознакомился с некоторыми сообщениями, которые были выложены в сети Интернет. Но уже этого, как и моего лично знакомства со многими выступавшими на форуме деятелями, хватило для понимания смысла и сути произошедшего события.
К некоторым людям, которые выступали на форуме, впрочем, я отношусь с уважением как к добротным специалистам в своей области. Например, давно знаю и с уважением отношусь к православному писателю Юрию Воробьевскому, к этнографу, фольклористу и кандидату философских наук Даниилу Крапчунову, с которым недавно принимал участие в конференции в Калининграде, к экономисту Дмитрию Любомудрову. Хотя они, как можно судить, были случайными людьми на этом мероприятии, их просто пригласили выступить на форуме, чтобы добавить ему авторитета и антуража.
Но затем я решил высказаться на эту тему. Не только потому, что наше «Русское Собрание», которое я возглавляю, было создано как раз для разработки вопросов идеологии, но и потому, что этот самый «Первый русский идеологический форум» – очень характерное во многих отношениях событие современной общественной жизни, лакмусовая бумажка состояния патриотического и монархического движения. Организаторы форума – достаточно молодые люди (полагаю 40-45 лет от роду), т.е. это дети эпохи безвременья. Причём, вполне законные дети, действующие по лекалам этой эпохи безвременья. С большими претензиями, что соответствует стилистике эпохи безвременья, когда подросткам и молодым людям предлагалось «брать от жизни всё!», быть ярким (но не обязательно глубоким), заметным и так далее.
90-е и 00-е годы – эпоха разгула постмодернизма, когда в чести были имитация, игры в реальность, когда популярными стали реконструкции, которые заменяли подлинность. Вот всем этим организаторы форума заражены в полной мере. Для них нет истории, а есть игра смыслами, образами прошлого. Поэтому они игнорируют нас, представителей старшего поколения патриотов. Они в нас не нуждаются, поскольку считают себя вправе и в состоянии открыть русские смыслы самостоятельно, но при этом они болеют теми же болезнями, которыми мы переболели в 90-е годы и уже от них вылечились.
Это касается и темы Мавзолея Ленина, который они называют не иначе как зиккуратом, начитавшись всякого рода патриотической литературы, имеющей происхождение из русской эмиграции. Отсюда обуревающая их идея непременно вынести тело Ленина из Мавзолея, которая подаётся как главное условие нашей Победы и, одновременно, как главное препятствие к единству русского народа. При том, что любому разумному человеку понятно, что сегодня вынос Ленина из Мавзолея расколет общество и создаст для России проблемы в отношениях с нашими ближайшими союзниками – странами левой ориентации.
Форум назван идеологическим, но организаторы очень плохо понимают, что такое на самом деле идеология. Судя по всему, они ничего серьёзного не читали о проблеме идеологии, всерьёз не размышляли на эту сложнейшую тему.
К проблеме идеологии сегодня есть два подхода. Один подход предполагает, что идеология – это область смыслов. И задачей, соответственно, является создание (или воспроизведение) и продвижение в общество этих смыслов. Такой подход к идеологии требует участия, прежде всего, историков, философов, литераторов. И судя по тому, что государство наконец-таки обратило свой взор на писательское сообщество, которое совсем недавно было объединено в единый Союз, во главе которого стал известный политик и общественный деятель, бывший министр культуры, а ныне советник Президента Владимир Мединский, наверху это многие понимают.
Однако есть и другой подход, как раз соответствующий постмодернистским установкам сознания, который предполагает, что идеология – это область образов. При таком подходе к идеологии главное внимание уделяется режиссёрам, политологам и пиарщикам. На мой взгляд, организаторы «Русского идеологического форума» разделяют именно такой подход к идеологии. Неслучайно на форуме говорили, что им нужны яркие образы, которые должны увлечь молодёжь, призывали «захватить молодёжь, привести её к монархическим идеям», через образы, через красивость, а вовсе не через смыслы.
К сожалению, такой подход господствует и у людей из Администрации Президента, которые занимаются вопросами идеологии. Там тоже акцент делается на формальной, образной стороне дела, а не на сущностной и смысловой.
Объявлено, что «Русский идеологический форум» посвящён «соборной Идее триединой Русской нации и Образу Русского мира будущего». Кстати, надо бы для начала выражаться правильно – не русская нация, а русский народ, ибо нация – понятие, рождённое в европейской цивилизации, и ныне под ним чаще подразумевают политическую конструкцию, а вовсе не этно-культурное единство, каковым и является триединый русский народ. Об этом, судя по всему, организаторы форума серьёзно не размышляли. Иначе они озаботились бы тем, что из понятия триединого русского народа пропало название одной из его частей (причём, главной) – сегодня нет великороссов (малороссы хотя бы называются украинцами, а великороссы никак не называются).
Что же касается образа будущего, то, похоже, для организаторов форума достаточно провозгласить, что образом будущего является империя и монархия, и этого довольно. Ни о социальном устроении государства, ни о политической реформе речи никто не вёл.
На форуме было много икон Государя Николая Второго. Но понимают ли организаторы форума смысл подвига святого Царя? У меня большое сомнение. Сложилось впечатление, что они пытаются вовлечь Государя в современные «красно-белые» споры именно на своей – белогвардейской и антисоветской – стороне. Но Государь не был участником гражданской войны! Он не возглавил одну из частей русского народа в противостоянии с другой частью своего народа. И в этом смысл величия его подвига. Благодаря этому идея монархии сохранила свою чистоту и не запятнала себя пролитием братской крови. Реальное «белое движение» выступало не за Царя, у них были лозунги «непредрешенчества», созыва Учредительного собрания, в лучшем случае – единой и неделимой России. В Белом движении не было монархической идеи (понятно, что её не могло быть в Красном движении), т.е. народ русский отказался тогда от своего царя. Поэтому ныне делать Государя участником «красно-белого» противостояния – совершенно глупая затея, которая противоречит как исторической реальности, так и пониманию смысла царского подвига.
Поэтому у меня создалось впечатление, что «Русский идеологический форум» – это один из проектов по раскачиванию единства нашего народа, по углублению линии противостояния внутри русского народа. Поэтому меня сильно удивило, что форум проходил в одном из помещений Министерства спорта России. Понятно, что организаторы хотели создать впечатление, что во власти поддерживают те идеи, которые они несут в общество. Но зачем это нужно чиновникам?!
И последний момент. На форуме нарочито подчёркивалось, что они собрались специально 21 ноября – в день 120-летия Союза русского народа. Постоянно звучали отсылки к этой дате. Но и тут сложилось впечатление, что организаторы форума совершенно не знают истории Союза русского народа, не понимают, что собой представлял Союз русского народа, как политическая сила. Впрочем, тут было одно характерное совпадение. «Русский идеологический форум» в одном был похож на Союз русского народа, но на Союз эпохи заката, последних лет его существования. Тогда в каждом номере официальной газеты Союза «Русское знамя» нарочито публиковались жидоедские призывы – в результате все здравомыслящие патриотически настроенные русские деятели отшатнулись от Союза.
А теперь люди, объявившие себя наследниками Союза русского народа, куда ни глянь, везде только и талдычат про «зиккурат на Красной площади», который только и мешает единству русского народа. И вновь мы наблюдаем соответствующую реакцию здравомыслящих русских патриотов, которые отшатываются от подобной риторики.
Поэтому у меня сложилось твёрдое впечатление, что «Русский идеологический форум» отражает не подъём, а упадок монархического движения. Хотя и возглавляют его относительно молодые люди…
Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России
Фотография Русского Центра СТОГЛАВ



72. Ответ на 71, Vladislav:
Хотя мне и увиделась в статье Анатолия Дмитриевича помимо прочего некая обида на то, что "старшее поколение" оказалось обойдено вниманием, но комментарий на неё на телеграм-канале Стоглава - обескураживающе хамский.
71. Первый русский идеологический форум. Что это было?
70. Ответ на 61, annaiv:
Присвоили себе монополию на "русскость" и отказывают в ней всем, кто хоть на миллиметр не вписывается в их убогий мирок.
Я как раз и беру пример с Екатерины II (не с первой же брать...лол). Я недавно писал в обсуждении другой статьи. Лол - это по-нидерландски, фризски, на плат-дойч - мужской половой орган. Так же как и кролл. Будьте внимательны, не попугайничайте. Мало ли кто чего несёт... Информация стопроцентная. Просто без упрямства (предваряя отторжение .... естественное, неестественное). Просто не употребляйте. Будет лучше и Вам и нам........... Степень пошлости на западе удручает.... могут подробности смаковать интимных игр прямо с детьми малолетними у голубых (и не только) экранов.... Вечером, собственно кроме пошлости там ничего и не бывает по тв. И вот это словечко в ходу, востребовано... Оно вроде не мат, по йихнему... Но и к месту, и не к месту.... без перерыва... "Voor de lol" - шутки ради. Но это не буквально. А буквально ... ну, Вы догадались. Заливная рыба... короче.
69. Ответ на 64, Апографъ:
Как это "этой вашей знати"?? Вы уже определитесь - или "эти ваши Землячки", или "эта ваша знать". Других элит у нас не было, они есть только в ваших головах. Впрочем, логика - не сильное место вашей братии. Вы любите свои фантазии, выдаваяя их за "подлинно русское". Это относится и к языку. Для нормального человека ваш язык (включая все ваши ресурсы) звучит как язык того иностранного студента из анекдота, который по ошибке вместо англо-русского купил словарь архаизмов и "надысь претерпел от татей и супостатов хулу и поругание".
У вас не те словари, ребята. И пока вы не исправляете нас в соответствии с ними, мы от души веселимся, глядя на вас. А вот когда начинаете нас поучать, то у нас встаёт перед глазами пример Америки, где начинали так же - с исправления языка (нельзя говорить "негр", только "афроамериканец" и т.д.). Мы вас не хотим.
Впрочем, есть одно исключение в этих ваших 'надысь'. Это когда вам наступают на хвост. Тогда раздается такой визг, что и Шариков бы позавидовал. На вполне современном, хотя и гопническом языке. Так случилось с ответом на данную статью А.Д.Степанова (вполне корректную, надо сказать), так случилось и с вашей неадекватной реакцией на мой юмористический коммент.
В общем, мне диагноз вполне ясен, баловать вас дальше своими ответами не буду.
68. Ответ на 65, Апографъ:
...Бинго... , едрёнта вошь!Апографъ, кабы Вы отвечали это мужику - да, это в "традициях" Русской Народной Линии, увы и ах, но с дамами всё же помягше надо.И так деликатно! «Служащие в большевических Черезвычайках дамы, порожали своим цинизмом и жестокостью даже закоренелых преступников и выпущеных на свободу уголовных каторжников». (Из "Воспоминаний" князя Н.Д. Жевахова)Что же вы Русскую классику не знаете, совсем онемечились со своим царебожничеством.
В игре ее конный не словит,
В беде — не сробеет, — спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!
Если мужики совсем охолопились
, готовы под барские батаги лечь. Хоть дамы ведут себя достойно.Этот стих о Русских женщинах, при Царях живших и воспитанных, а не о большевицких садистках выродках типа Розалии Залкиндши - при Ленине (Крупском) со Кагал & К°!
Сейчас подумалось, решил высказаться.
Владимир С.М., это с такими истинно православными Вы вместе?
Ведь с ним вместе недопустимо к причастию подходить.
67. Ответ на 65, Апографъ:
...Бинго... , едрёнта вошь!Апографъ, кабы Вы отвечали это мужику - да, это в "традициях" Русской Народной Линии, увы и ах, но с дамами всё же помягше надо.И так деликатно! «Служащие в большевических Черезвычайках дамы, порожали своим цинизмом и жестокостью даже закоренелых преступников и выпущеных на свободу уголовных каторжников». (Из "Воспоминаний" князя Н.Д. Жевахова)Что же вы Русскую классику не знаете, совсем онемечились со своим царебожничеством.
В игре ее конный не словит,
В беде — не сробеет, — спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!
Если мужики совсем охолопились
, готовы под барские батаги лечь. Хоть дамы ведут себя достойно.Этот стих о Русских женщинах, при Царях живших и воспитанных, а не о большевицких садистках выродках типа Розалии Залкиндши - при Ленине (Крупском) со Кагал & К°!
) Здесь уже не только духи, но и форма от Хьюго Босс.
66. Ответ на 65, Апографъ:
...Бинго... , едрёнта вошь!Апографъ, кабы Вы отвечали это мужику - да, это в "традициях" Русской Народной Линии, увы и ах, но с дамами всё же помягше надо.И так деликатно! «Служащие в большевических Черезвычайках дамы, порожали своим цинизмом и жестокостью даже закоренелых преступников и выпущеных на свободу уголовных каторжников». (Из "Воспоминаний" князя Н.Д. Жевахова)Что же вы Русскую классику не знаете, совсем онемечились со своим царебожничеством.
В игре ее конный не словит,
В беде — не сробеет, — спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!
Если мужики совсем охолопились
, готовы под барские батаги лечь. Хоть дамы ведут себя достойно.Этот стих о Русских женщинах, при Царях живших и воспитанных, а не о большевицких садистках выродках типа Розалии Залкиндши - при Ленине (Крупском) со Кагал & К°!Роза́лия Само́йловна Земля́чка (1876—1947) — российская революционерка, советский партийный и государственный деятель, заместитель главы Советского правительства (1939—1943). Все революционерки вышли из царской России, а не из Страны Советов. Так их воспитал царский режим. Советские женщины служили в ВВС , защищали Родину. На вас царебожников у современных дам такая же аллергия, как в годы революции.
65. Ответ на 63, учитель:
...Бинго... , едрёнта вошь!Апографъ, кабы Вы отвечали это мужику - да, это в "традициях" Русской Народной Линии, увы и ах, но с дамами всё же помягше надо.И так деликатно! «Служащие в большевических Черезвычайках дамы, порожали своим цинизмом и жестокостью даже закоренелых преступников и выпущеных на свободу уголовных каторжников». (Из "Воспоминаний" князя Н.Д. Жевахова)Что же вы Русскую классику не знаете, совсем онемечились со своим царебожничеством.
В игре ее конный не словит,
В беде — не сробеет, — спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!
Если мужики совсем охолопились
, готовы под барские батаги лечь. Хоть дамы ведут себя достойно.Этот стих о Русских женщинах, при Царях живших и воспитанных, а не о большевицких садистках выродках типа Розалии Залкиндши - при Ленине (Крупском) со Кагал & К°!
64. Ответ на 61, annaiv:
...Бинго... , едрёнта вошь!О, оказывается они и тут есть.
Присвоили себе монополию на "русскость" и отказывают в ней всем, кто хоть на миллиметр не вписывается в их убогий мирок.
Я как раз и беру пример с Екатерины II (не с первой же брать...лол). Бинго - это лото. Оно появилось в России при ней и тогда же завоевало популярность среди высшей знати. Что, этого нет в ваших методичках? Не дотягивают они, значит, пока до хороших пособий по выработке "идеологии". Имхо, и не дотянут, но вы старайтесь и дальше, харчеваться же где-то надо.
Однако, сколько здесь линий заградотрядов! Если модератор и пропустит, то тут "русские идеологи" <вычеркнуто цензурой>, будь здоров!
Би́нго (англ. bingo) — игра, в которой случайным образом выбираются числа, а игроки должны заполнять соответствующие числа на своих карточках. Первый игрок, заполнивший карточку в соответствии с правилами розыгрыша, побеждает. Чтобы обозначить свой выигрыш, он обычно выкрикивает «Бинго!».
В домах этой вашей знати, заподло было говорить по-русски, потому и "бингали". И добингались, одни до Сибири, другие до 1917 года, а сейчас большей частью yesкают и wayкают. Попугаи.
Наш "убогий мирок" существует более 1000 лет и от мира впитал всё самое лучшее, начиная с Православия, создав Империю, которую ваши заграничные революционные баклаборатории заразили, через таких "бингов", гибельными социалистическими патогенами - "свободами, равенствами и братствами". И для того быть здоровым, сначала нужно увидеть, что больна, а потом идти к Врачу врачей на исповедь и тако будешь здорова. Здоровья Вам, тётенька!
63. Ответ на 60, Апографъ:
...Бинго... , едрёнта вошь!Апографъ, кабы Вы отвечали это мужику - да, это в "традициях" Русской Народной Линии, увы и ах, но с дамами всё же помягше надо.И так деликатно! «Служащие в большевических Черезвычайках дамы, порожали своим цинизмом и жестокостью даже закоренелых преступников и выпущеных на свободу уголовных каторжников». (Из "Воспоминаний" князя Н.Д. Жевахова)Что же вы Русскую классику не знаете, совсем онемечились со своим царебожничеством.
В игре ее конный не словит,
В беде — не сробеет, — спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!
Если мужики совсем охолопились
, готовы под барские батаги лечь. Хоть дамы ведут себя достойно.