В прошлую среду, 26 ноября, в Санкт-Петербурге произошло страшное и леденящее кровь происшествие: 13-летняя девочка хладнокровно зарезала свою спящую мать. Затем она подожгла квартиру, пытаясь сымитировать вторжение неизвестного злоумышленника с убийством и поджогом квартиры. К счастью, на место происшествия выехал опытный следователь, который заметил ряд нестыковок. Он отнёсся к делу достаточно внимательно и смог построить допрос таким образом, что девочке пришлось сознаться в преднамеренном убийстве и в поджоге квартиры с целью скрытия следов преступления.
Девочке всего 13 лет, поэтому по существующим законам она не подпадает под уголовную ответственность. Теперь она находится в больнице и отказывается отвечать на какие-либо вопросы.
Имя её не разглашается. Известно только то, что она училась в 141-й школе Красногвардейского района Санкт-Петербурга. В настоящее время учителя этой школы испытывают сильнейшее давление как со стороны директора, так и со стороны вышестоящих надзорных инстанций. Им задают вопрос: как вы допустили? На мой взгляд, вопрос вряд ли справедливый.
Ныне впору поставить иные вопросы по отношению к нашим властям, да и ко всему обществу.
Вопрос первый: почему такие дикие случаи практически отсутствовали в Советском Союзе? Ответ напрашивается сам собой: потому что воспитание в Советском Союзе ставилось во главу угла. И первенствовала идея долга! Ученику в первую очередь внушались не его права, а его обязанности. Права только после обязанностей! Учитель пользовался высочайшим уважением и почтением. Если учитель и позволял себе отвесить подзатыльник учащемуся, то чаще всего за дело.
Никому в голову не приходила мысль – бежать жаловаться родителям или директору школу. Все понимали, за что получили наказание. А теперь учитель не то, что не имеет права коснуться кого-то пальцем – он не имеет права выставить из класса хулигана, который срывает урок. Учитель сегодня должен только «вести дискуссии и писать докладные». И когда количество докладных превысит допустимый предел – через год-два – только тогда хулигана могут исключить из школы и передать дело в инспекцию по делам несовершеннолетних. А до отчисления хулигана – терпите все!
А тем временем на его примере вырастут и другие «подоночки».
Вопрос второй: почему современный интернет является абсолютно «диким полем», пространством, которое никем не охраняется и тем паче никем не пропалывается? Почему не цензурируется интернет? Почему у нас отсутствуют киберподразделения для борьбы с компьютерной преступностью, для борьбы с кибертерроризмом и для борьбы с вредоносными наставлениями? До сих пор в интернете преспокойно можно скачать инструкцию по собиранию взрывного устройства, на предмет того, «как совершить убийство и замести следы», а также «как сорвать урок и не получить за этого ровном счётом ничего»!
В этой сфере со стороны наших врагов работают опытные и матёрые киберпреступники, точнее целые команды! Почему для противодействия им ничего не делается? Почему государственные органы совершенно не обращают внимания на такую проблему как игромания? Дело в том, что 13-летняя девочка-убийца (правда, по её собственным словам) убила мать, потому что та ей запрещала играть в компьютерные игры и проводить дни и ночи в безделье.
Почему этой проблемой всерьёз не занимается ни один надзорный орган? Почему учитель превратился в бесправное существо, не имеющее никаких полномочий для воспитания и в то же время, отвечает за воспитание учащихся?
Давайте посмотрим, как ныне воспитывают детей в других странах. Например, в такой подлинной сверхдержаве как Китай, который решительно нас обгоняет и в количестве населения, и в промышленном производстве, и, не побоюсь сказать, в воспитании и культурности.
В городе Урумчи Синьцзян-Уйгурского автономного района на северо-западе Китая состоялся концерт нашей филармонии, на который привели детей в красных галстуках. Один ребёнок в первом ряду позволил себе ковыряться в мобильнике и в какой-то момент громко засмеяться. К нему мгновенно подбежала учительница… А далее опустим завесу жалости над этой картиной: на нём применили все приёмы кунг-фу, которые только знала учительница. Она только что не вмазала его в кресло. Затем она вывела его за ухо из первого ряда. И представляю, что с ним сделали дальше. А потом учительница и конферансье извинились перед нашими артистами за этот инцидент. Наши артисты спросили: а зачем привели детей на концерт? На что получили такой ответ: «Вы же сами нас ещё при СССР учили, что дети должны приобщаться к высокой культуре».
В Китае царит жёсткая дисциплина. Именно поэтому китайцы такие упорные, активные и въедливые работники.
В Китае классы могут насчитывать сто человек, но там нет проблемы с дисциплиной – у учителей есть длинные указки, которыми они могут спокойно и законно огреть любого шалуна и проказника. И никто не побежит к директору и никто не будет писать доносы.
А теперь давайте взглянем на то, что происходит в стане наших бывших «партнёров», а сейчас почти что неприкрытых врагов. В тех же колледжах Оксфорда, Кембриджа и Итона царит жёсткая палочная дисциплина – столь жёстко они воспитывают свою будущую элиту. И это правильно. Иначе элиту не воспитать.
Все разговоры об уважении прав ребёнка должны считаться разговорами вредительскими. Нынешние прекраснодушные разговоры в рамках Вальдорфской и прочей педагогики, дескать, «не мешайте саморазвитию детей!» – самое настоящее вредительство! Мы видим, как дети «развиваются». Они предоставлены сами себе, не знают границ, которые надо ставить чётко и жёстко! И, прежде всего, прививать детям понятия долга, а уже потом говорить о каких-то правах.
Ныне дети уверены, что им все должны, а они – никому и ничего не должны!
В результате мы воспитываем потребителей, «барчат», которые обходятся со своими учителями, как Обломов со своим слугой Захаром – те натягивают им на ноги чулки, а они норовят в нос угодить, как Обломов Захарке. А дальше – мы воспитываем потенциальных убийц, которые убивают просто так, от того, что родители не дают им играть в компьютерные игрушки.
Почему мы победили в Великую Отечественную войну? Почему наша школа создала таких героев как Алексей Маресьев, Иван Кожедуб, таких героинь как Зоя Космодемьянская и Вера Волошина, которых мы вспоминали несколько дней тому назад? Почему рождалось такое удивительное, умелое, жертвенное поколение победителей? Потому что их воспитывали в дисциплине, строгости, в ясных и понятных идеалах и с ясным пониманием цели – цели воспитания и цели жизни.
В нынешнем образовании, которое скорее напоминает безобразие, в нынешнем отсутствии координат, жизненных целей и задач, а главное в отсутствие дисциплины – мы рискуем воспитать поколение нахлебников и убийц, если не опомнимся. Война идёт не только на Украине, война идёт в наших школах. И если мы её проиграем – Россия погибнет. И возможная будущая гражданская война будет ещё страшнее, чем то, что было сто лет тому назад.
Поэтому призываю опомниться, пока не поздно! Не говоря уже о том, что пора снижать возраст уголовной ответственности до 12 лет.
Необходимо восстановить права и полномочия учителя, в частности, право применять те меры воздействия, которые он сочтёт нужным для воспитательного процесса, например, удалять из класса вредные элементы, немедленно возбуждать административные дела против нерадивых родителей, которые не воспитывают своих детей. Надо вводить в школе жёсткую дисциплину, иначе мы просто погибнем!
Безусловно, необходима перемена настроений в обществе. Я услышал об одном вопиющем случае: один учитель устроил экскурсию для школьников в детскую колонию. И последствия были замечательными: после посещения детской колонии дети ходили, как шёлковые. Но нашлись свободолюбивые родители, которые посчитали, что их дети были травмированы экскурсией. Настрочили «доносец» на этого учителя директору. Началась травля. Дирекция по своему обыкновению струхнула. И этому учителю пришлось уйти. Несмотря на то, что он провёл экскурсию для пользы детей, чтобы они никогда в своей жизни не оказались в тюрьме.
К сожалению, в наше время дети страдают от самого страшного – от отсутствия границ, от неразличения того, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Уволенный учитель пытался поставить границы и за это пострадал. Такие случаи, как увольнение этого учителя, должны расцениваться как вредительские и как антигосударственные поступки. Также вредительскими и антигосударственными следует признать все те административные акты, которые мешают учителям наводить в школе подлинную дисциплину. В скорейшем времени надлежит отменить эти акты. Иначе сами защитники этих актов рискуют однажды заснуть и не проснуться, стать жертвой столь «любимых ими детей».
Безусловно, надлежит самым жёстким и суровым образом карать за матерную брань в школе и наказывать предельно жёстко, вплоть до принудительных работ. Иначе мы просто захлебнёмся в собственной моральной грязи.
Протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии

