Завершилась поездка Папы Римского Льва XIV в Турцию. Это был первый заграничный визит нового Понтифика. Первый американец на посту главы Ватикана стал Папой 8 мая 2025 года после смерти своего предшественника аргентинского итальянца папы Франциска. Визит примечательный во многих отношениях.
Формальным поводом для поездки стало совместное празднование с патриархом Константинопольским Варфоломеем 1700-летия Первого Вселенского Собора. Оно было запланировано еще предыдущим Понтификом, причём, объявлялось, что на этой встрече будет положено начало «преодолению раскола в христианстве». Поэтому все верующие люди ждали с большой тревогой, как будет реализована эта богопротивная инициатива, к каким последствиям это приведёт. Однако в этот процесс вмешался Господь Бог, и 21 апреля папа Франциск умер, а празднование было отложено.
В пятницу, 28 ноября, в исторической Никее, где проходил Первый Вселенский Собор (ныне этот турецкий город Изник), состоялась встреча глав Ватикана и Фанара. На руинах Никеи была специально подготовлена к юбилейному мероприятию базилика Святого Неофита. На «экуменическом молебствии» были представители разных христианских конфессий. Из известных – верный клеврет патриарха Варфоломея патриарх Александрийский Феодор. Антиохийский и Иерусалимский Патриархи, надо отдать им должное, не приехали, хотя и направили своих официальных делегатов. Были представители Коптской, Армянской и иных так называемых дохалкидонских церквей, т.е. отколовшихся от Церкви после Третьего Собора христианских деноминанций, а также протестанты.
В субботу, 29 ноября, в Георгиевском храме Стамбула, на Фанаре, прошла доксология (благодарственный молебен) с участием патриарха Варфоломея и папы Льва. Во время канонически недопустимого «богослужения» было произнесено особое прошение о здравии и того, и другого, причём, как отметили наблюдатели, имя Понтифика с указанием «святейший» было названо первым.
Во время великой ектеньи диакон произнес следующее прошение: «Еще молимся о Святейшем Епископе и папе Льве и Архиепископе и Патриархе нашем Варфоломее, и о том, чтобы направил стопы их ко всякому благому делу». В завершение «богослужения» хор пропел следующее многолетие и патриарху Варфоломею, и папе Льву: «Господи, сохрани на многая лета Святейшаго Папу нашего Льва... Господи, Боже наш, Всесвятейшаго и Преблаженнейшаго Патриарха нашего Варфоломея, Вселенскаго». «Святейший папа наш» – это сильно!
В этот же день патриарх Варфоломей и папа Лев в Стамбуле подписали совместную «декларацию о приверженности пути к восстановлению полного общения». И вот тут начинается самое интересное.
Папа Римский и Папа Фанарский заявили о готовности «прикладывать усилия для совместного празднования Праздника Праздников каждый год». Эта формулировка – «прикладывать усилия» – умилительна, она свидетельствует, что стороны не договорились ни о чём.
Ранее патриарх Варфоломей открыто намекал, что у Римо-католической церкви есть намерение вернуться к старинной Александрийской Пасхалии, которой издревле следуют Православные Церкви, хотя в Риме никто этого не подтверждал. И вот мы видим результат: они будут «прикладывать усилия». Это – ни о чём! Ни слова о переходе одной из сторон на чью-то Пасхалию. А без этого совместно праздновать Пасху невозможно, только в тех случаях, когда Пасха будет совпадать по католической и православной Пасхалиям. Теперь понятно, что менять Пасхалию, то есть фактически отказываться от вековых традиций Православия, Папа Лев предлагает именно патриарху Варфоломею. А если такое случится, это, несомненно, приведёт к катастрофе Константинопольского патриархата, никакая греческая солидарность тут не сработает. Поэтому можно смело предположить, что не будет никакого совместного празднования Пасхи между Константинополем и Римом. Декларация – пустые пожелания, чтобы сохранить лицо.
А вот следующей инициативой Папа Лев, можно сказать, добил «своего любезного собрата» Папу Варфоломея. Как сообщает kath.net, Понтифик во время беседы в Стамбуле с высокопоставленными представителями других конфессий выступил с инициативой провести в 2033 году в Иерусалиме встречу всех христианских церквей для поиска единства.
По его замыслу, встреча должна состояться «по случаю 2000-летия со дня смерти Иисуса Христа» (сама по себе формулировка прекрасна – Папа Лев помнит только смерть, но не воскресение!). Целью этой инициативы названо «достижение полного единства» христиан, поскольку, по словам Папы, разделение является препятствием для провозглашения Евангелия (тоже прекрасная формулировка: речь не о единстве в Истине, а о технологических трудностях проповеди). Глава РКЦ подчеркнул, что к участию приглашаются все христианские конфессии, включая те, которые не присутствовали на недавних юбилейных торжествах в Изнике. Похоже, тут намёк на нас – на Московский Патриархат.
Как отмечали эксперты, папа Римский Лев XIV прибыл в Турцию, скорее не из любви к патриарху Варфоломею, который много сил положил на организацию этой встречи, а чтобы отдать дань уважения своему предшественнику папе Франциску, который запланировал эту встречу. Как мы помним, папа Римский Франциск и патриарх Константинопольский Варфоломей собирались ещё в мае 2025 года провести широкомасштабные торжества по случаю празднования 1700-летия Первого Вселенского Собора. Однако Господь решил иначе: Папа Франциск не дожил до осуществления этих богопротивных планов.
Поэтому Папа Лев нарочито сделал акцент во время своего визита на встречах с государственными деятелями исламского мира, прежде всего, с президентом Турции Эрдоганом. А далее Папа Лев направился в Ливан, где, похоже, попытается выставить себя миротворцем №1 в урегулировании ближневосточного конфликта и затмить президента США Д.Трампа, с которым у Льва не складываются отношения.
Однако заявление Льва XIV, которое он приберёг на окончание своего визита к патриарху Варфоломею, всё-таки показало, что у Понтифика есть свои планы и на экуменическом направлении. По сути, Папа Римский перехватил экуменическую инициативу у патриарха Варфоломея, объявив о том, что в 2033 году Ватикан намерен организовать экуменическое сборище в Иерусалиме.
Иерусалим – это не вотчина патриарха Варфоломея, поэтому глава Фанара автоматически отодвигается на второй план. А значит – в центре экуменического процесса оказывается Ватикан.
Это – серьёзный удар по амбициям патриарха Варфоломея, чему, понятно, глава Фанара будет совсем не рад. Как бы это известие не добило старика, и он не отдал Богу душу, да еще в нынешнем состоянии организатора раскола в мировом Православии, не покаявшись и не исправив те безобразия, которые он учинил…
Возможно, на Папу Льва произвело впечатление, что в Турцию на торжества, организованные патриархом Варфоломеем, отказались приезжать два Предстоятеля старейших Церквей. Патриархи Иерусалимский Феофил III и Антиохийский Иоанн X, как отмечалось выше, отказались прибыть в Турцию для принятия участие в мероприятиях, организованных патриархом Варфоломеем, хотя и прислали своих представителей (поддержать патриарха Варфоломея приехал только его верный клеврет патриарх Александрийский Феодор). А, учитывая, что на торжествах закономерно не было и Московского Патриарха, нетрудно увидеть, что патриарх Варфоломей смог собрать из Пентархии (пяти главных Православных Церквей) только двух предстоятелей. Несомненно, на это обратил внимание Папа Римский и понял, что позиции патриарха Варфоломея в мировом Православии весьма и весьма слабы.
Таким образом, итоги визита Папы Римского в Турцию принципиально меняют конфигурацию в экуменическом движении, во главе которого теперь находится Ватикан, а не Фанар. А значит, современный экуменизм уже откровенно приобретает черты унии. Будем надеяться, что Предстоятели Православных Церквей это понимают и не купятся на «уговоры Ватикана».
Впрочем, экуменические планы Папы Льва вполне могут быть разрушены Господом Богом, как были разрушены коварные планы Папы Франциска. Поэтому вопрос – доживёт ли папа Римский Лев до 2033 года – в этой ситуации уместен.
Но тот факт, что экуменизм, рожденный как проект протестантов из Всемирного совета церквей и поддержанный некоторыми главами Православных Церквей, теперь превращается в орудие политики Ватикана весьма и весьма знаменателен.
Анатолий Дмитривич Степанов, главный редактор «Русской народной линии»

