К юбилейной встрече двух «первых без равных» – папы Льва и патриарха Варфоломея, которых уже нарекли «человекохищниками» – в Киеве подгадали (подгадили…) открытие памятника «герою украинского народа» изменнику Мазепе. В Национальном заповеднике «Киево-Печерская лавра» 1 декабря устроили «торжественное открытие» бюста гетмана-самоубийцы Ивана Мазепы. Событие якобы приурочили к годовщине всеукраинского «референдума о независимости 1991 года». Устроители мероприятия считают, что бюст изменнику – это некое признание Мазепы как «выдающегося мецената», на чьи якобы средства был построен ряд сооружений на территории святыни, откуда выгнали монахов и где ныне вновь, как при советском режиме, поселилась мерзость запустения.
«Украинский институт национальной памяти» продолжает бубнить о том, что, дескать, память о «вкладе» гетмана Мазепы «столетиями замалчивалась и стиралась под давлением российских властей». Исполняющая обязанности генерального директора заповедника С.Котляревская высказалась о скульптуре несчастного гетмана как о «проявлении преемственности украинской государственной традиции и победы исторической правды», а также как о «свидетельстве успешного возвращения Лавры к украинской национальной идентичности».
Год назад глава Синодального Информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви митрополит Климент (Вечеря) комментировал для Би-Би-Си вопрос об анафеме гетману Ивану Мазепе. Архиерей счёл, что церковная констатация в XVIII веке отпадения гетмана от Церкви Христовой стала в наши дни историко-политическим явлением, ибо дескать утратила церковный контекст, а молитвы за Мазепу, как «за строителя», якобы совершались в тех храмах, которые ранее принадлежали Украинской Православной Церкви, но были отняты государством.
На фото: бюст изменнику Мазепе в музейном помещении на территории Киево-Печерской Лавры
Напомним, что согласно документальным свидетельствам XVIII века, строительство оборонных стен и некоторых надвратных церквей велось в Киево-Печерской Лавре за счёт государственной казны Российской Империи. Черкасский гетман Мазепа был назначен Петром Великим распорядителем строительными работами в отсутствии Государя. Скорее всего, Мазепа был замешан, говоря современным языком, в коррупционном скандале. Об этом свидетельствует цепочка последовавших событий в жизни несчастного запутавшегося изменника Мазепы. Для покаяния гетману не хватило веры в Господа Иисуса Христа. О злодеяниях Мазепы свидетельствуют могилы двух жертв изменника – Генерального судьи Войска Запорожского Василия Леонтьевича Кочубея и полковника Ивана Искры – расположенные в Киево-Печерской Лавре. События современности, включая коррупционный скандал внутри киевского режима, утратившего легитимность, словно выявляют то, что происходило на землях Малороссии в XVIII веке, когда и проявил свою предательскую сущность Черкасский гетман Иван Мазепа.
Приведём мнение митрополита Запорожского Луки о недавних мероприятиях в турецком граде Изник (Никея) и «человекохищниках». Что же на самом деле прикрывается «единством»?
Владыка Лука заметил в юбилейном мероприятии горькую иронию: память о Никейском Соборе, утвердившем догматическую истину, использовалась как оправдание для размывания догматических границ, а слово «единство» превратилось в риторику, которая прикрывает процессы, к Истине отношения почти не имеющие. Сегодня, по мнению Владыки, особенно остро звучат слова апостола Павла о «человекохищниках» (1 Тим. 1:10) – тех, кто, пользуясь духовным авторитетом, мягкими словами и благовидными предлогами, ведёт людей туда, куда Христос не велел – на духовное заклание.
На фото: митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука
Владыка Лука поднял ряд важных вопросов.
Первый: почему патриарх Варфоломей ищет союза с католиками, но не делает ничего для единства в Православном мире?
«Если человек искренне болеет за единство Церкви, логично, что первый и неотложный шаг – исцеление внутриправославного раскола, который сегодня достиг уровня, какого не было со времён Великой схизмы».
Владыка отметил отсутствие каких-либо шагов к возобновлению евхаристического единства между Поместными Церквами, без которого любые разговоры о церковном мире становятся пустым звуком.
«Мы не видим и малейшего признака покаяния в тех односторонних и откровенно антиканонических действиях, которые в своё время и породили нынешний кризис. И в результате, вместо смиренного поиска единства, мы наблюдаем продолжение прежней политики "первого без равных", вмешательства и односторонних решений, которые только углубляют раны, вместо того чтобы исцелять их. Так шаг за шагом создаётся впечатление, что цель – вовсе не мир, а утверждение собственной власти под прикрытием заботы о "единстве"».
По мнению Владыки, говорить о «единстве с католиками», игнорируя собственный расколотый дом, выглядит не как стремление к истине, а как политический проект, где «единство» становится инструментом, а не добродетелью. Святые отцы многократно предупреждали: разрушитель внутреннего мира Церкви никогда не может быть миротворцем вовне. Мир, приобретаемый ценой манипуляций, есть не мир, но ловушка, именно то, чем пользуются человекохищники.
Второй: почему не была предпринята попытка собрать всю Православную семью?
«Если отец семейства начинает искать примирения с чужими, прежде чем примириться с собственными детьми, – это вызывает вопросы. Но в церковной плоскости – это ещё и каноническое нарушение. Канонический принцип соборности – это не абстракция, а практический закон жизни Церкви: ни одна Поместная Церковь не имеет права выступать "первой без равных", потому что такое поведение разрушает равновесие и братские отношения между Церквами», – напоминает о Церковных канонах Владыка.
Когда патриарх Константинопольский действует несоборным образом, минуя всех остальных, а затем прикрывает это «заботой о вселенском единстве», это и является тем, что святые отцы называли маской благочестия, под которой скрывается воля к власти, а не воля к истине. Такое попрание канонов под благовидным предлогом и есть то, о чём Христос говорил: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в одеждах овечьих…». Именно так действуют человекохищники: мягкие слова – но ведущие не к миру, а к унии, убежден Владыка.
Третий: почему единство с католиками ставится выше верности православной соборности?
«Католики – не враги, но наше богословское расхождение никуда не исчезло. У нас разные экклезиологии, разные представления о примате, о благодати, о Церкви как таковой. Никейский Символ веры – это лишь фундамент, но не всё здание богословия. Праздновать "единство", когда этого единства нет, - это форма духовного лукавства. Вся история Церкви свидетельствует, что никакого единения вне Истины не бывает. Сегодня это забывают. И самое страшное – забывают там, где должны быть первыми хранителями памяти», – напомнил архиерей.
Четвёртый: чем опасны такие инициативы?
«Ведут стадо Христово в погибель. Когда в момент наибольшего внутреннего кризиса, при острейшем расколе внутри Православия, совершаются демонстративные шаги навстречу католикам – это уже не богословие, а перенаправление вектора. Это попытка дать понять міру: "Истинное единство – это с Римом, а не с православными братьями". Так рождается фактическая уния – не подписанная на бумаге, но действующая в символах, совместных мероприятиях, общих заявлениях и богословском дрейфе.
Именно этим и является та духовная "пасть", о которой апостол Павел предостерегает, называя человекохищниками: сначала они завоёвывают доверие простых людей не силой, а улыбкой, доступностью и кажущейся заботой, чтобы потом вести их уже не к Христу, а к своей воле. Наладив связь доверия, они умеют подменять ясные каноны дипломатией: вместо ясного канонического порядка - мягкие формулы, словесное жонглирование, компромиссы и апелляции к "духу времени", которые кажутся гибкими и миротворческими, но фактически размывают каноническое основание Церкви».
Пятый: как быть?
«Ответ один – вернуться к духу Никео-Цареградского исповедания, к тому внутреннему трезвению и строгости, которые руководили отцами Собора. Именно они оставили нам не только формулу веры, но и образ устроения церковной жизни, где главенствует Истина, а не политическая конъюнктура. Поэтому правильный путь сегодня совершенно иной, чем тот, который мы наблюдаем. Прежде всего необходимо подлинное покаяние за внесение раскола в Православие, за те односторонние действия, которые разрушили соборность и породили современные раны. Пока нет покаяния, всё остальное – лишь риторика. Затем требуется соборное обсуждение проблем со всеми Поместными Церквами. Только общая Трапеза, общая молитва и общий разговор способны вернуть утраченное доверие и восстановить церковный порядок, а не дипломатические инициативы отдельной кафедры. Следующим шагом должно стать восстановление евхаристического единства внутри самого Православия, ведь без него любые внешние "объятия" и жесты доброй воли в сторону иных конфессий превращаются в ложный сигнал. Нельзя говорить о единстве с внешними, когда собственная семья разделена и рана внутри ещё кровоточит».
То, что произошло в Изнике, – это не просто богословская площадка или культурное мероприятие. Это символический жест, который показывает направление, выбранное определённой церковной группой: не к православной соборности, а к новой унии. И именно здесь слова апостола Павла оживают с особой силой: «Закон положен… для человекоубийц, блудников, мужеложников… человекохищников…» (1 Тим. 1:10), убежден Владыка Лука.
Елена Родионова, православная публицистка, Киев



