Памятной стала для старообрядцев Перми суббота второго августа – литургия в честь пророка Илии. Это важная дата как для православных христиан, так и для тех, кто ежегодно чтит традиции русского народного календаря. В пятницу, в канун праздника силы, грозы и границы лета, на вечерней службе звучали особые песнопения и славословия, а прихожане благоговейно прикладывались к иконе пророка.
По народным поверьям, праздник почитания славного пророка Илии веками оставался пограничным моментом в году – между жарким летом и близкой осенью, между ярмарками и жатвой, между надеждой на дождь и страхом перед грозой. В христианской традиции Илия считается покровителем огня, грозы, грома, дождя и справедливости. Он символизирует силу духа, божественное вмешательство и карающую руку небес.
Кто такой пророк Илия Фесвитянин? Это одна из центральных фигур Ветхого Завета. Он входит в число великих ветхозаветных святых, наравне с Моисеем и Давидом. Илия жил в IX веке до нашей эры в Израиле, во времена царя Ахава, и прославился непоколебимой верой в единого Бога. Он выступал против поклонения идолам, особенно Ваалу, совершал чудеса: останавливал дождь, вызывал огонь с неба, воскрешал мёртвых. После смерти не был погребён, а вознёсся на небо в огненной колеснице – живым, что делает его уникальной фигурой среди пророков. Во время субботней литургии в нашем Храме прозвучало чтение памятных мест из Ветхого завета, посвящённых пророку.
Не случайно на Руси Илия стал одним из самых почитаемых святых. Его называли «огненным старцем», «грозовиком», «повелителем небесной кары», а день второго августа в народе всегда ассоциировался с грозой. Люди молились о дожде, прекращении пожаров, защите от бедствий и молний. Во многих сёлах и деревнях проводились молебны с крестным ходом к полям или колодцам. О грозном старце в небесной колеснице существовало множество поверий: «После Ильи – гроза не в радость», «Илья-пророк колесницей гремит – нечистую силу изгоняет», «Кому грех –тому Илья молнию шлёт». В этих поверьях Илья разъезжал по небу, бил чертей, ведьм и колдунов, наводил порядок и «запирал лето».
В деревнях Ильин день был границей лета и началом жатвы, он символизировал перелом в природе. С полей начинали собирать хлеб, «обжинали первый сноп». Пчеловоды заканчивали основной сбор мёда – после 2 августа мёд «уже не тот».
В Ильин день запрещалось купаться и заходить в воду: в водоёмах «черти шалят», и с купающимся может случиться порча, судорога, утопление. Вода становится «нечистой». Запрещалось косить, пахать, стирать, убирать, шить, вязать. День был посвящён святому – труд воспринимался как неуважение. Запрещалось браниться, завидовать, сплетничать: Илья карал злом за зло: любое дурное слово или поступок мог обернуться ответным ударом.
В этот день рекомендовалось посетить церковь, поставить свечу пророку Илии, особенно за здоровье, помянуть усопших, и всё это было неукоснительно исполнено в нашем старообрядческом храме во имя святителя Стефана Пермского. Рекомендовалась собирать лекарственные травы и ягоды – в Ильин день они считались особенно сильными. Запастись дождевой водой – она считалась целебной после Ильинской грозы. Пожертвовать бедным, накормить голодного – «в Ильин день дай ближнему, и Бог даст тебе». Освятить мёд и хлеб – предваряя Медовый спас. Рекомендовалось остановиться, задуматься о себе, о грозах, которые были в жизни, почтить традицию предков, отпустить обиды, убрать суету, попросить прощения у Бога.
Чтобы задобрить Илью-пророка и отблагодарить его за посланный урожай, на поле крестьяне оставляли клочок нескошенной ржи. Этот обряд назывался «завивание бороды»: колосья связывали в пучок и наклоняли к земле, а под них клали кусочек хлеба, приговаривая: «Вот тебе, Илья, борода – на лето уроди нам ржи и овса», «Вот тебе, Илья, соломенная борода, а на будущий год уроди нам хлеба города».
На субботней литургии прозвучали Тропарь, Кондак и Канон святому пророку Илие: «Плотьскии ангел, и пророком степень, вторыи предотеча пришествия Христова, Илия славныи, свыше послав Елисеови благодать, недуги прогоняти, и прокаженныя очищати, тем же чтущим его точит цельбы». «Пророче и провидче великих дел Бога нашего, Илие великоимените, иже вещанием своим уставивыи водоточныя облаки, моли о нас Единаго Человеколюбца».
Пророк Илия был ревностным поборником чистоты веры в Израильском царстве и грозным обличителем идолопоклонства и нечестия. Его деятельность относится к царствованию Ахава (ум. 852 до н. э.), когда его жена финикиянка Иезавель решила установить культ Ваала и Астарты. Предание гласит, что истинные ревнители благочестия были изгнаны из страны, и при дворе был учреждён штат жрецов Ваала. Грозным обличителем за попрание святыни явился пророк Илия, который совершал много чудес, чтобы вразумить нечестивого царя. История его жизни и деятельности излагается в Третьей и Четвертой Книгах Царств (3 Цар. 17:20 и 4 Цар. 1:3). Когда нечестие Ахава достигло предела, пророк Илия возвестил царю, что за его нечестие страну на несколько лет постигнет голод (3 Цар. 17:1). Но Ахав не раскаялся, началась борьба между царем и пророком, окончившаяся торжеством последнего.
Народ же в то время страдал от нестерпимого зноя и голода. Ветхозаветное предание рассказывает о том, что Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии. Для пророка было важным обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию. Через некоторое время пророк Илия, по слову Божию, отправился в Сарепту Сидонскую к бедной вдове. За то, что она не пожалела последней горсти муки и масла, по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы. Здесь же пророк Илия совершил еще одно чудо: он оживил внезапно заболевшего и умершего сына вдовы, сострадая горю женщины.
По молитве пророка Илии Господь послал на землю обильный дождь, засуха кончилась. Однако, несмотря на чудеса и великие знамения, которые свершились по молитве пророка, Иезавель желала убить его за то, что он предал смерти жрецов вааловых. Илия скрылся в пустыни. В это время пророк удостоился, насколько это возможно для человека, созерцания лицом к лицу Бога. По слову Бога, пищу ему приносили вороны (3 Цар. 17:6) и Ангел (3 Цар. 19:5-6). Господь утешил его, сказав, что остались еще люди на земле, никогда не поклонявшиеся идолам, и указал Илие на Елисея, которого Он выбрал пророком после Илии.
На глазах пророка Елисея, Илия был взят на Небо живым: Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо (4 Цар. 2:11). Согласно пророчествам Апокалипсиса, святой должен вернуться на землю в последние времена, чтобы снова проповедовать истинную веру.
Почти каждая литургия в нашем пермском Храме завершается поздравлением кого-либо из прихожан по случаю дня Ангела, дня рождения, либо очередной юбилейной даты. И на сей раз традиция не была нарушена: прихожанин Илья получил в подарок от священника памятную иконку к своему дню Ангела, под сводами мощно прозвучало песнопение «Многая лета…», после чего всех пришедших помолиться пророку Илие в этот день ожидала общая трапеза.
Я вспомнила, как в начале июня две тысячи тринадцатого года в Хайфе мне довелось побывать в пещере, где по преданиям какое-то время жил пророк Илия. Пещера являлась одной из достопримечательностей города и была разделена на мужскую и женскую половины. Мне удалось сделать редкий кадр на пути в женскую половину – снять затрубившего в рог почитателя пророка.
Чему учит нас сейчас житие Ильи-громовержца? Искренне молиться за лучшее будущее своей страны, смело обличая при этом всякого рода нечестия придержащих власть.
Галина Васильевна Чудинова, член Союза писателей России, кандидат филологических наук, член старообрядческой общины, Пермский край