«Стремление стран Запада сохранить свою гегемонию, кризис современных моделей и инструментов экономического развития, усиление диспропорций в развитии государств, повышение уровня социального неравенства, стремление транснациональных корпораций ограничить роль государств сопровождаются обострением внутриполитических проблем, усилением межгосударственных противоречий, ослаблением влияния международных институтов и снижением эффективности системы глобальной безопасности».
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (раздел II, пункт 7)
К сожалению, все же прав А. Г. Дугин в утверждении, что большая война в мире уже идет. «Бомбежки авиацией США ядерных объектов Ирана, базы обогащения атома в комплексе Фордо — это начало третьей мировой войны». По оценке того же аналитика, глобальный размах нового мирового столкновения дополняется его качественной особенностью в виде волнообразного обострения конфронтационных процессов, незатухающего противоборства геополитических сил, когда отвергается логика примирения и стирается различие между состоянием войны и мира. «Третья Мировая война, — в философском восприятии Дугина, — не похожа ни на Первую, ни на Вторую. Она волновая, а не корпускулярная, континуальная, а не прерывистая. В теории сетецентричных войн (Network warfare) вообще нет четкого различия между войной и миром, а также между врагами, друзьями и нейтральными силами. Все — сплошной волновой континуум, территория глобального контроля, надзора, манипуляций».
Реалии постсоветской действительности требуют от России новых концептуальных подходов в разрешении глобальных проблем, соответствующих жестким вызовам времени – внутригосударственным и внешнеполитическим угрозам. «Пятидесятидневный ультиматум» Трампа в отношениях с Россией стремительно приближает современный социум к часу «Х», когда снимаются все запреты недавнего «гуманистического» прошлого и Мир на Земле превращается в «НИЧТО», в историческую иллюзию. «Дональд Трамп, — сообщает “Дзене”, — в понедельник (14.08.2024 – Л. Гореликов) встретился с генсеком НАТО Марком Рютте и сделал большое заявление по итогам переговоров. Он заявил, что даёт России 50 дней для того, чтобы договориться с Украиной о мире. В противном случае президент США обещает ввести вторичные санкции против покупателей русских энергоресурсов: 100- или даже 500-процентные пошлины на поставку их собственных товаров в США». На сегодняшний момент внешние угрозы приобретают для России устрашающий размах, заставляя руководство страны искать максимально выверенную стратегическую линию собственных действий, приближенную к боевой обстановке и требующую предельной четкости в оценке ситуации. «Государству, подчеркивает А. Дугин, — сегодня как воздух нужна философская ясность. И в отношении Запада, и в отношении Востока, и главное в отношении самого себя, в отношении России».
Такая ясность необходима, как показала практическая реальность СВО, прежде всего в трезвой оценке состояния российских вооруженных сил как главного защитного бастиона в обеспечении российского государственного суверенитета. В самом упрощенном виде прочность этого бастиона определяется двумя составными частями – технической оснащенностью российской армии эффективными боевыми системами поражения противника и нравственной сплоченностью личного состава вооруженных сил страны. Не касаясь проблемы технической оснащенности российской армии, поражающая мощь которой определяется наличием у нее ядерного арсенала, обратим своё главное внимание на духовное, нравственное состояние её личного состава.
Армейская среда неоднородна в своих жизненных предпочтениях, разделяясь по трем основным уровням нравственных приоритетов личностного контингента. Это, во-первых, высший офицерской состав в лице генералитет во главе с главкомом, ответственный за разработку и внедрение в действительность стратегических планов подготовки и ведения боевых действий. В нынешнем военном противостоянии с альянсом западных стран РФ избрала выжидательную, оборонительную стратегию своего «зеркального», «симметричного или асимметричного» ответа на выпады вражески сил. «99. Россия сохраняет приверженность использованию политических средств, прежде всего механизмов дипломатии и миротворчества, при урегулировании международных и внутригосударственных конфликтов. В случае совершения иностранными государствами недружественных действий, представляющих угрозу суверенитету и территориальной целостности Российской Федерации, в том числе связанных с применением ограничительных мер (санкций) политического или экономического характера либо использованием современных информационно-коммуникационных технологий, Российская Федерация считает правомерным принять симметричные и асимметричные меры, необходимые для пресечения таких недружественных действий, а также для предотвращения их повторения в будущем». Такая «миротворческая стратегия», пригодная для стабильных устоев мирного времени, может привести страну к катастрофе в современных условиях «непрерывной войны». Поскольку всякий «ответ» идет с временным «запаздыванием», то данный фактор может стать роковым для России в случае «нежданного», как в 1941 году, массированного применения против нее ядерного оружия. Приходится согласиться с мнением Александра Дугина о стремительном нарастании в современном социуме явлений начала Третьей мировой войны с применением ядерного оружия. «Идёт передел мирового порядка, идёт Третья мировая война, и ядерный фактор, скорее всего, будет задействован». В этих условиях более оправданной для защиты России выглядит «победная стратегия» опережающего воздействия на противника, локализующего и нейтрализующего возникающие угрозы уже на стадии их зарождении.
Принятая ныне в постсоветской России оборонительная стратегия «ответного удара», приводит ее генералитет в «расслабленное состояние», порождает у него «умиротворенное настроение», подчиняя некоторых из них сугубо «гражданским» заботам, чисто «коммерческим интересам» в стремлении к максимальному личному обогащению и толкая их вплоть до высших чинов генерального штаба на преступные деяния. По информации от Википедии, «серия громких арестов по обвинению во взяточничестве, хищении и мошенничестве среди руководства и высокопоставленных сотрудников Министерства обороны Российской Федерации, последовавших после снятия с должности Министра обороны России генерала армии Сергея Шойгу 12 мая 2024 года. … свои посты потеряли десять человек, а восемь из них были арестованы». Как сообщает Коммерсантъ, «19 лет заключения может получить по обвинению в преступлениях коррупционной направленности бывший замначальника Генштаба — начальник Главного управления связи вооруженных сил Халил Арсланов. Обвинение также требует лишить его звания генерал-полковника и госнаград, в том числе ордена Жукова». И надо признать, что в той армейской среде, где тяга к личному обогащению превалирует над гражданским долгом, возникает угроза более страшного преступления – государственной измены. «Ещё одной относительно новой чертой современных войн, – констатирует профессор Военной кафедры МГИМО Кабаченко А. М., – являются попытки прямого подкупа богатыми странами военно-политического руководства и командного состава армий стран-противников». Инцидент с ЧВК «Вагнер» говорит о глубочайшем нравственном кризисе российской армии.
Каким же нравственным императивом должен руководствоваться российский генералитет в своих профессиональных действиях? Ответ на этот генеральный вопрос современной российской действительности был дан нашими предками в 1941 году: «Всё для фронта, всё для ПОБЕДЫ!» Только этот победный призыв должен определять сегодня всю жизнь страны. Недопустимо, когда одна часть населения воюет, а другая танцует на «голых вечеринках», разлагая своим поведением гражданскую стойкость страны. Не следует пренебрегать и таким важным инструментом по нейтрализации корыстных побуждений представителей генералитета, каким является ротация кадров и своевременное увольнение в запас заслуженных ветеранов, открывая этим доступ в высший командный состав наиболее достойным лицам из строевого офицерского состава.
Вторым уровнем организации личного состава в реализации боевых возможностей российской армии является строевой офицерский корпус, ответственный, прежде всего, за решение тактических задач в достижении победных результатов. Помимо самоотверженной любви к Родине как главному нравственному императиву социально здорового общества существенной установкой офицерского состава российской армии должно быть неукоснительное следование требованиям воинской дисциплины, служебного устава как практического руководства воинских кадров в успешном продвижении по службе. Армейская дисциплина – это основа надежности всего государственного, управленческого аппарата страны: трагические события в Курской области воочию показали степень этой «надежности».
Поддержание воинской дисциплины, честное исполнение офицерским составом своих служебных обязанностей служит залогом успешности боевых действий. Честное исполнение своего воинского долга есть основа офицерской чести. Но сегодня, в реалиях «гибридной войны», приближенной в качественном измерении к «тотальной», одной исполнительности, служебной надежности как основы эффективности боевых действий недостаточно: для успеха дела нужны помимо точного тактического расчета также нравственная решимость, профессиональная слаженность и личная изобретательность воинского персонала.
Третьим, нижним уровнем традиционной организационной структуры российских вооруженных сил служит массовый солдатский контингент, решительность и сплоченность действий которого определяется не только требованиями воинского устава, но и гражданскими ценностями, среди которых наиболее всеобщим императивом служит идея справедливости, идеология равного воздаяния за свершенные деяния. И тут обнажается глубинная нравственная проблема российского общества: о какой гражданкой «справедливости» можно вести речь, когда на фоне коррупционных скандалов в высшем эшелоне российской армии проводится в жизнь очень «странное» решение правоохранительных органов России о привлечении к судебной ответственности по обвинению в «экстремистских действиях» народного героя гражданской войны на Донбассе, первого министра обороны ДНР гражданина Игоря Стрелкова (Игорь Гиркин), который не на словах, а на деле, в боевой обстановке, рискуя собственной жизнью, не раз доказывал свою преданность общероссийскому делу. Вместо того, чтобы поблагодарить гражданина Гиркина за активную гражданскую позицию в освещении проблем российской армии и защите интересов российского государства, Мосгорсуд 25 января 2024 года приговаривает Игоря Стрелкова к четырем годам лишения свободы в колонии общего режима по делу о призывах к экстремизму в интернете (часть 2 статьи 280 УК РФ). Оказывается, что героя Донбаса Стрелкова осудили за публичное разглашение «главных тайн» современной России о невыплате бойцам СВО денежного довольствия и закулисных переговорах о возможной сдаче Крыма.
Каждое такое несправедливое, антигражданское судебное решение, подрывающее престиж «народного героя», является разрушением героического самосознания самого российского народа, снижая его духовный потенциал до уровня бездумной толпы: без героев «народ» умирает как солидарное, духовно спаянное общество, творящее «правду» на земле. После таких «неправедных» судебных решений вряд ли следует ожидать высокого патриотического подъема у гражданского населения страны. Поэтому не стоит удивляться массовому бегству за границу россиян призывного возраста при сообщении о возможном призыве в армию: пришлось переходить при проведении СВО к контрактной системе пополнения личного состава и даже привлекать воинские подразделения из КНДР. Главная беда современной России – это отсутствие у народных масс живых образов «народного героя», наглядно представляющего дух национального единения.
Но возможно, что сама военная служба, связанная с разрушением, насилием и смертью, является недостойным делом, отвергающим высшие смыслы жизни, социальные ценности справедливости, солидарности, творческой свободы, разумного согласия и любви в отношениях между людьми? Все зависит от «нравственного наполнения» воинской службы и ратного дела: ради чего ты идешь в бой – ради наживы и собственного благоденствия за счет гибели других людей или же сражаешься ради защиты своей Родины и своих близких от внешних опасностей? Христианство видит в исполнении воинского долга одно из высших нравственных качеств человека в борьбе с мировым злом. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13).
Будем же достойны этой священной заповеди в борьбе с новыми фашистскими угрозами нашему Отечеству!
Лев Александрович Гореликов, д.ф.н., профессор, академик Ноосферной общественной академии наук