Глобальные парадигмы в российской научно-философской мысли постсоветской эпохи

Если государство не услышит голоса отечественных идеологов, то оно последует наставлениям чужеродного разума

Русская цивилизация 
0
13
Время на чтение 4 минуты
Фото: из личного архива автора

Прошло более трех десятилетий с момента крушения СССР и утверждения в коренной России олигархической системы государственного правления во главе с Президентом страны как официальным средоточием властных полномочий. При этом новая Конституция РФ от 1993 года отказала россиянам в праве иметь общегосударственную идеологию, побуждая этим российских граждан использовать личный ум в интеллектуальном проектировании исторических путей к лучшему будущему. После тысячелетнего воспитания народов России в духе идейного моноцентризма, представленного незыблемостью религиозной веры как духовной опоры русского самодержавия и принципами учения диалектического и исторического материализма как логического основания коммунистического проекта СССР, постсоветское руководство страны фактически предложило российским гражданам самим определять идеологические ориентиры в достижении желанного будущего, считая их интеллектуально зрелыми для самостоятельного выбора достойной жизни.

Такие концептуальные системы проектирования будущего страны должны, по нашему мнению, удовлетворять ряду эпистемологических требований как условию практической продуктивности их прогностических возможностей.

Во-первых, они должны быть построены на приоритетах научного познания как главном императиве современной эпохи в управлении общественной практикой, то есть соответствовать требованиям рационально-логической организации знаний и их опытной проверке. Поэтому работы религиозно-философcкого характера, непосредственно нацеленные на осмысление сверхчувственных оснований духовного опыта людей, не могут быть приняты к рассмотрению.

Во-вторых, эти рациональные системы знаний должны обладать достаточной степенью универсальности, то есть обладать философско-мировоззренческой значимостью в способности обозначать качественные, чувственно наглядные черты мировой целостности. В этом плане следует с осторожностью относиться к абстрактно-математическим моделям мировой реальности как слишком логически упорядоченным системам знания, не учитывающим качественных перепадов объективного бытия.

В-третьих, необходимые россиянам научно-философские системы знаний должны обладать не только своей достоверностью согласно нормам научного мышления и требованиям философского разума, но также соответствовать гуманистическим запросам социальной практики, отвергающим возможность исторической деградации общественного разума  и гибели человечества в огне ядерного Апокалипсиса.

Какие же логически оформленные течения российской научно-философской мысли глобального масштаба, публично представленные российским гражданам в открытом пространстве современных научно-философских исследований, можно выделить на сегодняшний день в качестве возможных идейных  ориентиров развития российского социума в наступившем столетии?

Первым среди таких учений следует назвать «ноосферизм» А.И. Субетто, продуманный автором на основе идей В.И. Вернадского о «ноосфере» как новой природной оболочки Земли, представляющей собой созидательный потенциал научной мысли, питаемой общей творческой энергией всего комплекса естественных и социальных наук и утверждающей будущее России в ее исторической связи с  недавним социалистическим прошлым.

Другое значительное явление в пространстве научно-философской мысли постсоветской России представлено многочисленными трудами А. Г. Дугина, склонного во времена СССР к широкому освоению передовых достижений западной философской культуры, осознавшего себя в постсоветский период как приверженца «евразийской традиции» и характеризующего свою современную позицию как созвучную идеям «эзотерического интегрального традиционализма» и замыслам европейской «консервативной революции».

Для полноты картины выделю еще одно «глобальное направление» научно-философской мысли постсоветской России, представленное концептуальной системой «онтологического символизма», последовательно раскрывающей качественные параметры мировой целостности в пространственно-временных смещениях «физических процессов», «биотической реальности», «антропогенного мира» и «техногенного социума», концентрируя генеральный  поток бытия вокруг ускоренного течения мирового времени с итоговой фиксацией возраста Вселенной в интервале 1 трлн. 259-289 млрд лет. Жизнь человеческого сообщества трактуется автором как исторический процесс возрастающего участия общественного разума в осуществлении социальной практики, направляемой творческой силой «естественных языков» народных масс как главных факторов конструктивных отношений между людьми, полагая исторические законы речевого общения людей генеральными императивами в реализации разумного будущего мирового сообщества. (Л.А. Гореликов, Русская идеология в проектировании мировой целостности // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.27679, 04.03.2022).

Наш краткий перечень постсоветских инновационных научно-философских концепций не затрагивал корпуса «коллективных творений» общественной мысли современной России, представленных обобщающими трудами различных «интеллектуальных клубов» (типа «Изборского» или какого-либо иного), как не вполне философских по своему происхождению: философия – это творение личного разума. Но вполне возможно, что в практическом плане творения «авторских коллективов» окажутся более эффективными в разрешении российских проблем как строго «научно регламентированные» по сравнению с философскими «прозрениями» индивидуальных авторов.

Поэтому для начала идеологической рекогносцировки российских концептуальных сил я призываю редакционные коллективы общедоступных научно-философских изданий (сайтов) предложить  опубликовать на своих информационных площадках концептуально-логические выжимки наработанного указанными авторами идейного материала для оценки их практической полезности в развитии постсоветской России. Если государство не услышит голоса отечественных идеологов, то оно последует наставлениям чужеродного разума. Наглядным примером справедливости последнего тезиса служит трагическая судьба постсоветского  украинского государства, вдруг возомнившего себя пространством реализации европейской культуры: если Украина по своей качественной основе – это казацкая держава, то где в Европе на практике осуществился дух вольного казачества? Только в России, раздвинув ее пространственные пределы до Тихого океана.

Лев Александрович Гореликов, д.ф.н., профессор, академик Ноосферной общественной академии наук

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лев Александрович Гореликов
Истинная природа «собственности» в становлении глобального социума
«Общественная собственность» пробуждает и воспитывает в человеке не «эгоистическое», а коллективистское самосознание, научая людей не разделять мир на «мое» и «твое», а видеть в нем «наше» общее Вселенское достояние
08.05.2025
Ноосфернаая парадигма как концептуальный ориентир космической стратегии России в XXI веке
Главное достоинство ноосферной картины мира заключается в содержательной полноте и логической последовательности научно-философской мысли при описании мировой целостности как динамической системы ее основных организационных уровней
26.04.2025
Современный облик Русской идеи
Наиболее перспективным направлением развития русского самосознания является разработка ноосферного научно-философского мировоззрения
13.03.2025
Русский характер как нравственная основа грядущей России
Открытое письмо Андрею Витальевичу Сошенко
29.11.2024
Ноосферная парадигма как идейный ориентир гражданкой стратегии России в XXI веке
Главным наставником граждан ноосферного будущего должна стать идеология «Софийности» или «Мудрости» как творческой, созидательной реализации природных сил человеческого существа
14.11.2024
Все статьи Лев Александрович Гореликов
Русская цивилизация
Крест и щит русской экзистенции: дух победы и архетипы русской души
Онароднивание Конституции притормозил Клишас
21.05.2025
«Оно сердцем-то больной…»
«Россия сильна вдовами и сиротами»
21.05.2025
Как «устраняли» Сталина и «излишнее русофильство»...
Пересмотр культурной политики периода «культа личности» охватил практически все сферы советского искусства
21.05.2025
Богоизбранный народ, Русский народ, Имперский народ
Как соотносятся эти понятия?
21.05.2025
Соборность и «Симфония властей»
Доклад на конференции «Соборность. Державность. Самоуправление» 27 апреля в Суздале
19.05.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Прости нас, Государь, за измену, трусость и обман!
Новый комментарий от Александр Волков
21.05.2025 14:11
России нужно вернуть настоящего Сталина
Новый комментарий от Александр Волков
21.05.2025 13:13
«Великолепный» тон и дух беседы
Новый комментарий от Игорь Ал
21.05.2025 13:10
Мединский и журавли
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.05.2025 13:01
«Это трагическая история»
Новый комментарий от Владимир С.М.
21.05.2025 11:35