Россия по встраиванию в хвост мировой глобализации путём «цифровизации» и всех остальные рисков чуть ли не самая «передовая» страна в мире. Обращает на себя внимание, что сами западные страны не спешат, действуют дозированно и взвешенно внутри своих государств, в вопросах всевозможных «банков данных» на граждан, «электронных правительств», чипизации, биометрии и т.д. Но подталкивают на эти процессы Россию.
Так, В 2020 году под покровом проблематики «борьбы» с распространением Covid-19 был принят, и сейчас действует, закон «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении РФ». Об этом законе писал отдельно. Документ со звучной аббревиатурой ЕФИР (единый федеральный информационный регистр) подразумевает создание базы на каждого гражданина, информацию, собранную из всех информационных систем России. Как известно, нет систем и баз, которые не вскрываются или гарантированы от хакерских воздействий.
Во власти тогда не слушали патриотическую общественность, говорящую о массовом нарушении прав жителей страны и громадных рисках для государства в связи с принятием данного закона. Просто, почти без обсуждения, взяли и приняли этот закон. Как отмечал в 2020 году, удалось «отбить» только одну позицию. Единый регистр сведений о населении не содержит сбор биометрических данных. Решили в 2020 году использование биометрических данных граждан через единую систему оформить отдельным законом, перспектива которого была не очень понятна. Хоть в этом вопросе тогда была смутная надежда, что одумаются и не станут собирать на граждан биометрические данные.
Не тут-то было. По биометрии всё развивается по образу и подобию с «ЕФИРым» законом.
24 ноября 2022 года Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона «О государственной информационной системе «Единая информационная система персональных данных, обеспечивающая обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица». Конечно, закон, как всегда, обосновывается заботой о гражданах (которых никто не спрашивает), безопасностью и всем остальных благим и хорошим. Чувствуется «передовой опыт» города Москвы в этих вопросах.
Сейчас спекулятивно пишут, что законопроект предлагает разрешить собирать и хранить биометрию только ГИС ЕБС. Слову «только», наверное, все должны обрадоваться. Мол, сейчас собирается биометрия бессистемно, а тут будет всё в одном центре. Это вместо того, чтобы пресечь незаконный сбор биометрии на граждан на корню. И добавляют в благостно, что остальные организации смогут её (информацию о биометрии граждан) использовать, если получат аккредитацию. Уже – бардак! Иными словами, кто захочет из крупных мировых «модераторов», тот и будет иметь доступ к единой системе через подставные структуры. Хотя и без этого у врага будет доступ в ГИС (данные на всех жителей страны!) через хакерские операции.
Интересно, почему никто не спрашивает граждан России по всем этим «единым спискам» и сбору их биометрических данных? Где хотя бы парламентские слушания на данную тему? Или взаимодействие между властью, депутатами, чиновниками и общественностью вообще ничего не значат? Почему «обратную связь» между государством и обществом пытаются (чаще безуспешно) брать на себя общественные институты, а не само государство?
«Общественный Уполномоченный по защите семьи» опубликовал обращение на своём сайте с призывом срочно писать письма с просьбой отозвать/отклонить законопроект.
Общественный институт «РосКомСвобода», специализирующийся в вопросах информационных технологий, помощи неправомерно заблокированным ресурсам и рисках в области Интернета, также подверг испепеляющей критике законопроект о Единой биометрической системе.
Вывод из отзыва института: «Наша организация не поддерживает законопроект, так как считает что указанный законопроект как и сама система ЕБС приведет к дальнейшему понуждению граждан и резидентов Российской Федерации к вынужденному предоставлению своих биометрических персональных данных. Кроме того, бланкетные положения законопроекта подразумевают возможность предоставления права обработки биометрических персональных данных региональным сегментам ЕБС, что вообще противоречит декларируемому обоснованию централизации обработки биометрических персональных данных, как обеспечивающей более высокий уровень защиты биометрических персональных данных».
Андрей Витальевич Сошенко, публицист, общественный деятель