Состоявшееся 11 июня в селе Годеново празднование дня явления Честного и Животворящего Креста Господня на Сахотском болоте получилось многолюдным и торжественным. 602 года – не юбилейная цифра, но дело здесь, конечно, не в круглых датах. Мистика русской истории укоренена в вечности. И этот не-юбилейный праздник небоявленного Креста Иисусова украсил своим присутствием дорогой гость обители митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан, а также ученый, доктор исторических наук А.Н. Зелинский, вписав круги священного календаря в «сферу» вечности, в своей лекции «Воцерковление времени», которую прочел в православной гимназии имени Александра Невского в Переславле-Залесском на следующий день.
Обилие паломнических автобусов и частных автомобилей наблюдалось в Годеново еще с раннего утра. Богомольцы спешили молитвенно припасть к Годеновскому Кресту еще до начала праздничной Божественной Литургии. Ее в нижнем храме строящегося собора Софии Премудрости Божией возглавил митрополит Ярославский и Ростовский Вадим. Владыке сослужил митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан, а также епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин и хозяин епархии – епископ Переславский и Угличский Феоктист. Праздник почтил своим приездом архимандрит Василий (Пьер-Мари Даниэль Паскье) – наместник Свято-Троицкого мужского монастыря в Чебоксарах, председатель комиссии по канонизации святых Чебоксарской епархии, почётный гражданин города Алатыря. Соборную службу украсили более пятидесяти священнослужителей, приехавших специально на торжество.
Троицкие зеленые облачения священства, гирлянды цветов вокруг икон и копии Годеновского Креста, дивное пение монастырского хора, исповедники и причастники всех возрастов – все дышало благолепием и особым троицким духовным подъемом. «Кресту Твоему поклоняемся Владыко и Святой Воскресение Твое славим», – вместе со священством «единым сердцем и едиными устами» пели все собравшиеся в этот день в «Годеновской Софии». И ясно чувствовалось присутствие Божие! Подарком к празднику явилась мозаичная композиция Царственных Страстотерпцев, украсившая южную стену апсиды алтаря.
«Явленный Руси с неба Крест Христов внушает великий трепет и в то же время великое вдохновение», – сказал по окончанию службы в своем пастырском слове владыка Митрофан. «Как бы нас не корежили мудрецы века сего, все равно Россия остается державой – великой империей, и свидетельство тому этот Крест. Поэтому нас так и ненавидят в тех странах, где окончательно поклонились мамоне. Мы стоим поперек установления антихристианского миропорядка. Мы – свидетели Силы Божией, проявляемой на нашей земле. И это стояние – наш тяжелый крест до скончания времен. Некоторые на это говорят: “Не по Сеньке шапка”, но на это можно ответить девизом наших десантников: “Никто кроме нас!”», – закончил он свою проповедь.
На экскурсии на стройплощадку верхнего быстро растущего храма, которую провела хозяйка обители – настоятельница Никольского монастыря игумения Евстолия, состоялась небольшая импровизированная беседа с владыкой Митрофаном, в которой он, в частности, сказал: «Годеново – это одно из мест силы Святой Руси. Такие места у нас в последнее время умножаются. Какие-то странные заброшенные монастыри, церквушки, о которых никто и не знал, вдруг становятся средоточением мощной энергии, сходящей с Небес. И это верный знак, что Христос милует Россию за все ее страшные грехи ХХ века. Но Годеново в этой чреде “мест силы” стоит особняком. Потому что здесь очевидная мысль, которую проводит нам Господь: Россия – наследница Православной Византийской Империи, Третий Рим и она продолжает нести Крест стояния в Православии. Это очень большая ответственность, нагрузка, приносящая много трудов и страданий народу, который дерзнул такое о себе заявить. Он становится ненавидим очень многими. Так было во все времена – от противостояния Александра Невского тевтонским рыцарям, до Великой Отечественной. Досталось этой ненависти и нашему поколению, которому в конце прошлого века уже казалось, что всё – отвоевали. Не тут-то было! Мы должны с мужеством нести эту вселенскую миссию, о которой сказал еще в позапрошлом столетии наш писатель-пророк Федор Михайлович Достоевский: “Может быть, главнейшее предызбранное назначение народа русского в судьбах человечества и состоит лишь в том, чтобы сохранить у себя этот Божественный образ Христа во всей чистоте, а когда придёт время — явить этот образ миру, потерявшему пути свои”. Нам сегодня больно и трудно, но еще в Притчах Соломоновых говорится: “ибо кого любит Господь, того наказывает”. Так что надо терпеть и мужаться!» – призвал владыка Митрофан – потомственный военный моряк, много лет прослуживший офицером на Северном флоте.
Владыка признался, что на него особое впечатление произвело совпадение юбилеев: когда общероссийский Крестный ход с Годеновским Крестом, посвященный 600-летию его явления на Руси, начался в 2023 году с Мурманска, ему самому исполнилось 70 лет. «Я воспринял это как знак для себя», – отметил он. «Надо держать сердца не окамененными, чтобы видеть тихие знаки, которые посылает Господь, – добавил владыка Митрофан, – не в громе и молнии с неба, а в легком нежном дуновении ветерка, в котором Илия Пророк вдруг почувствовал присутствие Бога».
Матушка Евстолия, в свою очередь, отметила в беседе: «Оглядываясь назад, на весь пройденный нами путь от второго обретения небоявленного Креста Господня здесь в Годеново – до той степени Славы и Благодати Божией, которыми нас одарил за эти годы Христос через свой Крест, чувствуешь, на какую высоту Он поднимает наше сознание. От этого порой даже страх берет, от этой духовной высоты кружится голова. Наверное, это можно назвать еще “божественным опьянением”. И вот этим счастьем служения у Животворящего Креста, которое переполняет наше сердце, очень хочется поделиться с другими людьми, со всем миром. И мы, как можем, делимся...»
Праздничный день в Годеново завершила традиционная братская праздничная трапеза с обменом мнениями о русской истории и настоящем дне, а также с раздачей подарков гостям Никольского монастыря. Среди подарков была новая книга, выпущенная обителью: «Чудеса Годеновского Креста», а также буклет Никольского монастыря, подытоживший тридцатилетний период возрождения обители. Но на этом события праздника не закончились!
Существенной смысловой добавкой к нему стала лекция, прочитанная на следующий день в православной гимназии, опекаемой Никольским монастырем, доктором исторических наук Андреем Николаевичем Зелинским.
Нашим читателям не надо пространно представлять этого замечательного человека – ученого, поэта, русского патриота – сына великого русского химика академика Н.Д. Зелинского. В этот свой приезд в Годеново и Переславль Андрей Николаевич поделился с заинтересованной аудиторией главной, как он сам считает, работой своей жизни – созданием «Миротворного Круга» – системы «Вечной Пасхалии».
Если говорить просто – это универсальный, наглядный алгоритм, позволяющий быстро и без сложных расчетов, принятых ныне, определять дату православной Пасхи в любой из годов, отпущенных еще Богом человечеству.
Ученый рассказывал о своей работе. Для многих интересен был его «ликбез» по теме об истории реформирования римского календаря по «звездному» египетскому Юлием Цезарем, и принятие его с дополнениями, как христианского, на Первом Вселенском Соборе в Никее, 1700-летие которого отмечалось в этом году 1 июня.
Зелинский коснулся давней сложности сопоставления юлианского (солнечного) и иудейского (лунного) календарей для вычисления даты празднования православной Пасхи. Впервые уникальную работу соотнесения солнечного и лунного циклов провели в IV веке ученые Александрии, создав «Александрийскую Пасхалию» на основе нового 19-летнего лунно-солнечного «цикла Метона».
Схема Зелинского содержит круг «индиктиона» – 15 летних римских хозяйственных периодов, соединяющихся в «великие индиктионы» по 532 года. Они маркированы годами их начал – от Сотворения мира и от Рождества Христова. 19-летние «циклы Метона», расположены как расходящиеся из центра лучи и на них выписаны пасхальные номера всех годов индиктиона. Другой круг состоит из «вруцелетных букв», обозначающих дни седмицы. Определить, какая из них соответствует воскресенью в том или ином году, можно обратившись к «солнечному кругу», определяющему порядок лет от Сотворения мира. Все эти вычисления проводятся, грубо говоря «на пальцах» – то есть без сложных таблиц – несколькими простейшими арифметическими действиями.
За 15 великих индиктионов, то есть за 7980 лет, названные ученым «вселенским пасхальным циклом», все исходные данные пасхального цикла возвращаются к своим значениям. Но над ним по протяженности есть еще один круг в 46 752 года. За этот период, который Зелинский именовал «вселенским юлианским циклом», даты юлианского календаря, перемещаясь по сезонам года вперед, также проходят полный круг, возвращаясь к исходной точке. И, наконец, «великий прецессионный круг» отражает медленное движение точки равноденствия среди созвездий Зодиака из-за прецессии (колебания наклона) земной оси.
Внешний круг на схеме – это церковный год с месяцесловом, разбитый на двунадесятые церковные праздники. В центре же визуальной схемы – нерукотворный лик Христа, окруженный словами Пасхального Тропаря и кругом дней Великой Страстной седмицы. Вся система кругов вписана в условный крест.
Поскольку цифры на лучах визуально уплотняются, при взгляде на «Миротворный Круг» Зелинского возникает ощущение центробежного (и в то же время – центростремительного) движения, восходящего от Христа и приходящего к Нему. В полном соответствии с первой и последней буквами греческого алфавита – Α и Ω, которые выведены вверху схемы – по словам самого Бога, записанным св. Иоанном Богословом в «Откровении»: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр. 1:8).
Сам автор пояснил, что на схеме действительно изображена спираль. Именно такая спираль лежит в основе разных природных форм – от молекул ДНК и морских раковин до галактик.
Важно, что система Зелинского, выполняя практическую задачу облегчения расчета Пасхалии, отнюдь не исчерпывается ей. Это поражающая воображение симфония солнечных и лунных календарей, движения земли в зодиакальном цикле солнечной эклиптики, сопряжение космического, исторического и церковно-литургического аспектов времени. Недаром Андрей Николаевич именует свою систему «воцерковлением времени». «Космос – Христоцентричен, Христос – то самое неподвижное “Солнце Любви”, о котором писал в своем знаменитом стихотворении философ и поэт Владимир Соловьев. Замкнутый круг Пасхалий вместе с церковным богослужебным годом – это образ “движущейся вечности”. За границами этой гармонии кругов – та самая “тьма внешняя”, куда падают нераскаянные грешники», – изложил Зелинский свое богословское видение созданной им системы, над которой работал много лет.
Всматриваясь на нее, начинаешь наглядно понимать сущностную разница между юлианским и григорианским календарями. Церкви, ставшие жить по последнему, принесли в жертву священное литургическое время, укорененное в вечности, сиюминутной астрономической «точности» – т.е. «миру сему». По мысли автора, «вдумывание и вчуствование» в его «Миротворный Круг» может привести или вернуть думающего человека в Православие – и с этим трудно не согласиться.
Удивительно другое: впервые система Зелинского под названием «Конструктивные принципы древнерусского календаря», была опубликована в академическом издании «Контекст» еще в далеком 1978 году. Затем выходила отдельным изданием в 1984 г. в Париже, и еще несколько раз в России. За эту работу Андрей Николаевич удостоился патриаршей награды – Ордена Преподобного Сергия Радонежского. При этом «Периодическая Система Вечной Православной Пасхалии» Зелинского не попала в церковные учебники, по ней не вычисляют Пасху в Московской Патриархии. То есть она существует как некий любопытный, но неформатный артефакт. Что представляется, по меньшей мере, духовной близорукостью.
Поведал Андрей Николаевич также примечательную историю с отказом организаторов международной астрономической конференции от прежде переданного ему приглашения там выступить с докладом. Произошло это после ознакомления с тезисами выступления. Выяснилось, что спонсорами форума были иезуиты...
Доклад А.Н. Зелинского вызвал оживленное обсуждение слушателей, желание уточнений и концептуальные дискуссии. Священник из клира Никольского монастыря о. Евгений Ефремов, в частности так выразил свое ощущение от услышанного: «Поток смысла такой густой, что вводит даже в некоторое замешательство. Мы привыкли время воспринимать, как некий эфир, а здесь оно наглядно предстает как материя. Круг, вписанный в Крест – это как прообраз будущей Церкви Небесной. Поступательное движение удивительным образом сопрягается со спиральным, круговым – это можно, наверное, назвать “иконой Времени”».
Сам Андрей Николаевич вспомнил определение, которое дал ему в свое время в поздравлении недавно ушедший от нас его близкий друг, давний член Русского Собрания Борис Глебович Галенин: «Человеку, замкнувшему непокорное время в Миротворный Круг».
По окончанию лекции, Зелинского еще долго не хотели отпускать, задавая уже частным образом вопросы, всматриваясь в его наглядную систему, желая лично сфотографироваться с этим уникальным человеком.
Миротворный круг событий, людей и идей, расходящийся широкой спиралью от Годеновского Креста, продолжает свое поступательное движение, отражаясь в Вечности…
Андрей Евгеньевич Самохин, член Союза писателей России, член Русского Собрания
Фото предоставлены автором