В Переславском Никольском женском монастыре особо чтут память последнего нашего убиенного царя, святого мученика Николая II и всей его святой семьи. Поэтому день рождения Государя – каждый год светло и молитвенно празднуется здесь. На монастырском подворье в с. Годеново – это еще и престольный праздник – нижний храм строящегося собора Святой Софии освящен в честь святых царственных страстотерпцев. В этом году праздник получился одновременно теплым и информационно-насыщенным.
Традиционную Божественную Литургию в «царском» храме с молебном Царю-мученику украсил приезд из Москвы дорогих гостей – доктора исторических наук, ученого и поэта А.Н. Зелинского с супругой. Сын знаменитого русского химика, академика Николая Дмитриевича Зелинского, Андрей Николаевич провел плодотворную встречу-беседу с учениками Переславской православной гимназии, которую курирует Никольский монастырь. Он рассказал о встречах его отца с Николаем II, говорил об истинной роли Государя в истории России, прочел несколько своих стихотворений, посвященных Царю и ответил на вопросы гимназистов.
...Периодически то накрапывающий, то разверзающий небесные хляби дождик не смог омрачить праздника. Андрей Николаевич Зелинский с супругой Ниной Владимировной и другими богомольцами участвовали в утренней Литургию в нижнем храме Софийского собора, исповедались и причастились Святых Христовых Таин, приложились с благоговением к иконе Царя-мученика. Под гулкими сводами храма в это время радостно порхали ласточки, как будто вторя своим щебетом трепетным словам тропаря: «Царства земнаго лишение, узы и страдания многоразличныя, кротко претерпел еси, свидетельствовав о Христе даже до смерти от богоборцев, страстотерпче великий Боговенчанный царю Николае, сего ради мученическим венцем на небесех венча тя с царицею, и чады, и слуги твоими Христос Бог, Егоже моли помиловати страну Российскую,и спасти души наша...».
Завершилось богослужение пламенной проповедью клирика монастыря, протоиерея Александра Смирнова, высказавшего мудрые и глубокие мысли о Государе Николае, повторившего судьбу Иова Многострадального, в день которого он родился.
Экскурсия с игуменьей Евстолией на верхний уровень строящегося соборного храма Святой Софии, где и в непогоду не замирают работы, еще более поднял дух собравшихся на праздник. Ну и конечно, все приложились к небоявленному Животворящему Кресту Господню – главной Годеновской святыне и одной из величайших святынь Земли Русской.
А в Переславской гимназии имени св. блгв. князя Александра Невского Андрея Николаевича Зелинского уже ждали школьники и их учителя, чтобы послушать слово интереснейшего московского гостя. Он недавно уже был в этом зале, украшенном портретами Царя Николая и его августейшей семьи, выступая как докладчик на Четвертых Всероссийских Годеновских Чтениях. Но со слушателями- гимназистами встретился здесь впервые. Несмотря на свой более чем почтенный возраст – 92 года – Андрей Николаевич полон интеллектуальной и духовной бодрости, выступает как опытный оратор. И слушали его с напряженным вниманием.
В зачине своей речи Зелинский поделился своими глубокими переживаниями от святого Годеново. Андрей Николаевич назвал это «духовным давлением», приведя физиологичную метафору. «Духовное давление таких мест поддерживает систему духовного кровообращения России и нашей планеты в целом. В Переславле, вместе с плодами деятельности игумении Евстолии, ее энергией оно чувствуется как нигде. Духовное пламя...Пока оно есть, существует наша Земля и Вселенная». При этом, как заметил Зелинский, «нельзя только полагаться на Бога, нужно еще наше духовное Богоустремление...».
Далее Андрей Николаевич кратко напомнил про своего великого отца – создателя первого в мире противогаза, передовой технологии крекинга нефти, отечественного синтетического высокооктанового топлива из углеводородов для авиации и ракет. Как раз в связи с испытаниями разных типов противогазов в феврале 1916 года под Могилевым Николай Дмитриевич познакомился с царем Николаем II, который лично наблюдал за испытаниями. Только в противогазе Зелинского с активированным углем испытуемый смог просидеть целый час в камере, наполненной газом. Этот противогаз по личному повелению Государя был в итоге принят на вооружение в русской армии и пошел в войска союзников по Антанте, которые вскоре предали Россию и ее царя.
Коснулся докладчик и непростых отношений, сложившихся у его отца с генерал-лейтенантом Владимиром Ипатьевым, возглавлявшем во время Германской войны Химический комитет при Главном артиллерийском управлении. Мистика истории: его родным братом был инженер Николай Ипатьев, в чьем доме большевики с конца апреля 1918 года содержали царскую семью и в подвале которого ее зверски убили ночью 17 июля.
Для снятия препон на пути скорейшего производства и внедрения противогаза Зелинского, последний неоднократно встречался с Императором российским. Из скупых рассказов об этих встречах Николая Дмитриевича Зелинского сыну, тот хорошо запомнил фразу: «У Царя были такие глаза, что раз посмотрев в них, забыть этого уже было нельзя».
Позже, исследуя уже как историк эпоху правления последнего русского Императора, Андрей Николаевич, по его словам понял, что Николай II «сделал неимоверно много для России – возможно больше, чем кто-либо из его предшественников». За это и за ту величайшую жертву, которую Государь принес ради страны и русского народа, мы должны быть ему благодарными до скончания времен, уверен А.Н. Зелинский. Он также коснулся роли Царя в войне, именовавшейся тогда «Великой»: после того как Император Николай принял на себя командование армией, наступил резкий положительный перелом в военных действиях. «Россия была в шаге от победы», отметил докладчик и несомненно добилась бы ее, включая освобождение Константинополя, контроль над проливами Босфор и Дарданеллы и над Святой землей Палестины, если бы не разветвленный заговор против Царя высших кругов империи, инспирированный закулисными международными силами. В его результате Государя обманом заманили в ловушку, инсценировав его «отречение».
Андрей Николаевич уверен, что за чудовищное предательство Помазанника Божия в феврале-марте 1917-го, а после него – и страшное екатеринбургское злодеяние в июля 1918-го, за свою теплохладность в отношении Царя-мученика русский народ расплачивался весь ХХ век и продолжает расплачиваться ныне. «Два принципа держали Русское государство: вера в Бога и верность Государю. И оба они были обрушены», – отметил Зелинский.
Что касается неудач Японской войны и многих других исторических моментов, которые обычно противники Николая II ставят ему до сих пор в вину, то Андрей Николаевич призвал всех читать «великолепное историческое исследование» его близкого друга, члена Русского Собрания, недавно усопшего Бориса Глебовича Галенина «Цусима – знамение конца русской истории».
Также Зелинский акцентировал внимание на роли так называемых «западных союзников» в обрушении Российской Империи – враждебной и предательской роли Запада по отношению к России, сохранявшейся всегда и в полной мере проявившейся в наши дни. «Европа сегодня – явный духовный антипод России», – сказал докладчик. По его наблюдениям «в нынешней ситуации с СВО многое исторически повторяется» и поэтому «от мудрости нашего президента и верховного главнокомандующего зависит не только судьба нашей страны, но и всего мира».
В заключение этой исторической и историософской части своего выступления, Андрей Николаевич прочел несколько своих прекрасных стихотворений, посвященных Царю Николаю — мученику и его святой семье, в частности, отрывок из музыкальной драмы-мистерии в стихах «Смертию смерть поправ», которую он в свое время написал вместе с покойной супругой Юлией Григорьевной Шишиной-Зелинской – сотрудницей и соавтором Александра Чижевского, психиатром, публицистом, поэтом.
После своего впечатляющего выступления Андрей Николаевич ответил на несколько вопросов учащихся. 11-классник Артем Смирнов спросил Зелинского про его школьных учителей: чем отличались педагоги, получившие образование еще в царской России. «Необыкновенной грамотностью и авторитетом среди учеников», – таким был ответ.
Илья Юрков из 10 класса поинтересовался сокровенным смыслом ответа отца Андрея Николаевича – академика Зелинского, который на вопрос сына «из какого вещества состоит человек?», ответил «из вещества памяти». Расшифровывая обдуманные позже слова своего отца, гость Переславской православной гимназии напомнил для начала хрестоматийную стихотворную строку Константина Батюшкова: «О память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной...». А следом пояснил, что человеческая память напрямую связана с сердцем – вместилищем нашей души. Андрей Николаевич напомнил также евангельскую истину Христа: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лк.6:45). И призвал в связи с этим учеников: «будьте настороже со своим сердцем».
Десятиклассник Илья Митин попросил московского гостя рассказать как происходило его духовное воспитание, кто был примером жизни. Андрей Николаевич, отвечая на этот непростой вопрос, представил небольшой экскурс в свои детские годы. Он пояснил, что родился в православной семье. Отец был верующим, православным человеком, даже в советских анкетах в суровые богоборческие двадцатые-тридцатые годы в графе вероисповедание прямо писал: «православный». Хотя, никогда не выпячивал своей веры.
Его самого до войны крестили в храме «Малое Вознесение» на Большой Никитской – напротив Консерватории. Что было в те годы непросто. «Как происходит влияние одного человека на другого», – вообще-то большая тайна», – поразмышлял вслух Зелинский. Он пояснил, что кроме отца и матери на него, конечно влияли друзья отца, бывавшие в их московской квартире: крупнейшие ученые- академики Владимир Вернадский, Александр Ферсман, китаист Василий Алексеев, художники Михаил Нестеров и Павел Корин, певец Иван Козловский и гитарист Александр Иванов-Крамской, выдающаяся артистка Малого театра Александра Яблочкина… «Наверное, все они так или иначе на меня влияли» – признался Зелинский, заметив, что вопрос правильный, потому что человек живет «внушениями детства». Но при этом «кардинальным вопросом остается наша личная Богоустремленность», – заключил Андрей Николаевич свой ответ.
Из зала прозвучали и другие вопросы к Зелинскому. Например, почему после так называемого «отречения» Николая II, часть русского духовенства восприняла эту трагедию России с безразличием. «Это окаменение сердец, о котором при жизни не раз говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский. Когда слабеет вера – ослабевает всё», – ответствовал Андрей Николаевич. Сообщив, что в свое время по этому вопросу делал доклад на Всемирном Русском Соборе в Храме Христа Спасителя, он заметил, что сегодня у России есть оружие гораздо сильнее «Орешника» и ядерных ракет – «оружие теологическое» – наша православная вера. Но увы, лишь малая часть нашего народа это сегодня осознает.
Еще докладчик рассказал о глубоко повлиявших на его мировоззрение встречах-общении с замечательными, пока не канонизированными старцами недавнего времени – архимандритами Иоанном (Крестьянкиным) и Павлом (Груздевым), а также – недавно почившим – архимандритом Илием (Ноздриным). Зелинский высказал пожелание рассказать в следующий раз о главной работе своей жизни – создании «Миротворного круга» – современной периодической системы вечной православной Пасхалии, законы которой восходят к Первому Вселенскому Собору в Никее в 325 году от Р.Х.
Провожали Андрея Николаевича бурными аплодисментами и цветами. При этом перед расставанием со столь благодарной аудиторией он прочел еще одно свое замечательное стихотворение, посвященное святому Георгию Победоносцу и чаемой победе России, над всемирным злом.
Наверное, именно такому празднованию своих дней рождения радуется в Царстве Божием наш небесный молитвенник за Русь Царь-мученик Николай Александрович со своей святой семьей!
Андрей Евгеньевич Самохин, член Союза писателей России
Андрей Зелинский
В ЛИВАДИЙСКОМ ДВОРЦЕ
В Ливадийском дворце,
В белом лунном венце,
Там, где ночью сгущаются тени,
Тихо, с сыном вдвоем, без кровинки в лице,
Император идет по ступеням.
Все застыло кругом,
Все окутано сном,
Не проснутся казаки конвоя.
И тогда, обойдя свой покинутый дом,
Сверху к морю спускаются двое.
Яхта ждет там Царя,
Подняты якоря,
На флагштоке Андреевский крест
В лунном свете горит, Государя манит
К Цареграду с покинутых мест.
Сын прижался к отцу,
Слезы льют по лицу:
«Неужели оставишь меня?» –
«Все еще впереди, я вернусь, погоди
До последнего Судного Дня».
1987
О, ГОСУДАРЬ МОЙ, ГОСУДАРЬ!
О, Государь мой, Государь!
Распалась связь времен…
В крови лежишь, России Царь, –
На гибель обречен.
Четыре дочери лежат,
Царица, отрок твой,
И повернуть нельзя назад
С дороги роковой.
И повернуть нельзя назад,
Нельзя поднять полки,
Вернуть мятежный Петроград
Под власть Твоей руки.
Уста белеют, пелена
Твой покрывает взгляд…
России «красного коня»
Предуготовил ад.
И конь, почуя царский прах,
Удила закусив,
С кровавой пеной на губах
Несется под обрыв!
СВЯТОЙ СТРАСТОТЕРПЕЦ ГЕОРГИЙ
6 мая – день великомученика св. Георгия Победоносца
Святой страстотерпец Георгий!
Виденьем в пророческом сне
Летишь через вспененный Одер
На огненном гневном коне!
Летишь Ты по воле Господней,
По воле Господней летишь.
Россию со дна преисподней
Поднимешь, спасешь, воскресишь!
У стен Золотого Царьграда,
В заре Куликовского дня,
У огненных врат Сталинграда
Сверкала десница Твоя.
Победа! Победа! Победа! –
Гудело, набатом гремя,
Как будто обрушилось небо,
И мертвых вернула Земля!
Казалось, что смерть отступила,
Пред нами колена склонив.
Казалось, бессмертье вкусила
Душа, смертью смерть победив.
Но песни не слышно победной,
И к прошлому нету пути,
И снова Россия над бездной
На огненной тройке летит.
Россия! Россия! Россия!
Восстань от гнетущего сна!
Уже твой грядущий Мессия
Встает на свои стремена…
Святой страстотерпец Георгий!
Как в вещем, пророческом сне,
Явись нам, заступник Господний,
На белом победном коне!