Давно замечено, что в 2025 году не только календарь, но и Пасхалия совпадают с роковым 1941 годом. И трагическая дата начала Великой Отечественной войны выпадает на воскресенье, когда, как и 84 года назад, Русская Православная Церковь празднует день всех Русских Святых.
В связи с этим известный православный журналист, гендиректор телеканала «Спас» Борис Корчевников опубликовал у себя в телеграм-канале пространную реплику на эту тему. В тексте много справедливого: о гонениях на Церковь накануне войны, что война стала вразумлением народу, что из войны страна вышла другой. И даже Корчевников предполагает, что если бы в СССР не было гонений на Церковь, то Союз бы не распался (это спорное предположение, поскольку дело было не только в гонениях на Церковь).
Но в этой традиционной для взглядов Б.Корчевникова реплике есть довольно двусмысленный пассаж о русских святых. Он пишет: «И кто-то скажет: русские святые должны бы защищать свою землю, отчего тогда в их день здесь началась самая страшная война из всех, что видела моя страна?» И далее: «Защита святых происходит не автоматически по умолчанию, а лишь тогда, когда мы своих святых сами защищаем. Когда просим их о защите, а не гоним и тогда, когда их защита нам полезна и ведёт к главной цели жизни – к Богу». И в конце он пишет, что сегодня «моя молитва всем русским святым об одном: чтобы никогда больше им не довелось вразумлять свой народ и возвращать нас к Богу так страшно, как это случилось в этот день 84 года назад».
Получается, что русские святые не спасли свой народ в 1941 году, потому что народ не обращался к ним с молитвой и вообще был недостоин спасения.
Такая постановка вопроса возмутила известного публициста, эксперта в области демографии Юрия Крупнова, который в своём телеграм-канале, обвинил Бориса Корчевникова, едва ли не в оправдании нацизма и обратился с призывом к Московской Патриархии: «примите, пожалуйста, действенные меры к руководителю своего телеканала “Спас”, опошляющего русских святых и разнузданно профанирующего величественный исторический путь России».
Из текста Корчевникова, конечно, не следует, что он солидарен с обращением архиепископа Серафима (Ляде), поддержавшего нападение фашисткой Германии на СССР, тут Юрий Крупнов, мягко говоря, сильно преувеличивает, но постановка проблемы Борисом Корчевниковым и впрямь сомнительная. По меньшей мере, мы видим вульгаризацию проблемы в целях обличения советского прошлого.
Говорить надо о другом и иначе. Сам по себе факт нападения Германии на Советскую Россию в день всех Святых в Земле Российской просиявших (так до недавнего времени назывался этот праздник) знаменателен. Он свидетельствовал о том, что Гитлер объявил войну не только Сталину, не только советскому режиму, но и Русским святым.
Это сразу осознал духовно чуткий митрополит Сергий (Страгородский), тогда местоблюститель патриаршего престола, обратившийся к своей пастве с призывом встать на защиту Родины и выразивший уверенность в грядущей победе: «Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины. Господь нам дарует победу».
Кстати, есть такой анекдот (в старом смысле поучительной истории, правдивость которой доказать трудно). Накануне войны, определяя дату нападения, не чуждый мистики Гитлер привлёк к определению даты даже гадателей-экстрасенсов, который должны были определить «духовно незащищённый» день. Но то ли они не знали православную Пасхалию, то ли были шарлатанами, но они согласились с датой 22 июня. А когда Гитлер узнал, что это день всех Русских святых, он приказал отправить этих гадателей в лагерь.
Духовное измерение войны лучше всего передают совпадения с датами церковного календаря. Начало войны – день всех Русских святых. 5 декабря (в день блгв. кн. Михаила Тверского) войска Калининского (т.е. Тверского) фронта начали наступление под Москвой, а на следующий день 6 декабря (в день памяти блгв. кн. Александра Невского) основной удар нанесли войска Западного и Юго-Западного фронтов. В день Первоверховных апостолов Петра и Павла состоялось великое Прохоровское сражение, решившее, по сути, исход войны. В день еще не прославленного тогда св. царя-мученика Николая 17 июля 1944 года по Москве провели пленных немцев. Ну и, наконец, взятие Берлина фактически на Пасху 6 мая 1945 года: Церковь праздновала победу жизни над смертью, а победоносная Красная армия разгромила живое воплощение смерти – немецкий фашизм. Ну и венец всему – Парад Победы в день Святой Троицы!
Вот о чем бы нам нужно вспоминать. Вот какие смыслы и символы напоминать. И глубоко задуматься над тем, почему было так.
А Русские святые в 22 июня 1941 года, наверняка, молили Бога за своих единокровных братьев, которым предстояла такая жестокая и кровавая сеча с врагами Родины и Бога.
Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России