В понедельник, 4 августа, Служба внешней разведки России заявила, что спецслужбы Великобритании планируют задействовать союзников по НАТО для развертывания массовой облавы на «теневой флот» с российской нефтью, сообщает РИА Новости.
«По поступающей в СВР информации, спецслужбы Великобритании планируют задействовать союзников по НАТО для развертывания массовой облавы на "теневой флот". Толчок такой кампании, по замыслу Лондона, должен дать резонансный инцидент с одним или несколькими танкерами. Планом предусматривается организация крупной диверсии, ущерб от которой позволит объявить транспортировку российской нефти угрозой всему международному судоходству», - говорится в сообщении СВР.
Как отмечает СВР, это развяжет Западу руки в выборе методов противодействия.
«В пределе речь может идти о задержании любых "подозрительных" судов в международных водах и их конвоировании в порты государств НАТО», – говорится в сообщении СВР.
Известный общественный и политический деятель, писатель Николай Викторович Стариков прокомментировал эту новость в программе «По сути дела» на «Радио КП»:
«Запад заявляет, что не желает покупать российскую нефть. Что ж, это их право. Однако ведь есть страны, которые готовы сотрудничать. Но Запад настаивает: "Вы не должны покупать российскую нефть, потому что мы так сказали".
В ответ Китай, Индия и другие страны заявляют, что продолжат закупки. Тогда возникает вопрос: как остановить экспорт нефти физически?
Они заявляют, что у России есть суда, которые ходят не под российским флагом, но перевозят российскую нефть. В этом, казалось бы, нет ничего необычного. Но в западной риторике утверждается, что эти суда "плохие". А как вы можете это доказать? Они говорят, что суда не застрахованы в английских страховых компаниях.
Так если вы отказываетесь страховать, мы их страхуем в своих российских компаниях или в ещё какие-то других.
Подтвердить это сложно: они застрахованы не в западных, а в российских или третьесторонних страховых компаниях.
Западу нужно доказать, что такая страховка ненадёжна, а суда находятся в плохом состоянии. Эти посылы многократно повторяются, но для большего эффекта требуется резонансная "картинка".
Возможно, поэтому и готовятся провокации: взрывы или диверсии, после которых можно заявить: "мы тут ни при чём, просто по морям ходят старые небезопасные суда под разными флагами". После инцидента выяснится, что страховка недействительна, появятся новые бюрократические сложности. В итоге — как правильно отмечают в службе внешней разведки — российская нефть в медиа будет представлена как "опасная".
Подобные сценарии уже происходили: вспомните инциденты в Финляндии и Эстонии, когда российские суда задерживали якобы для проверки документов. Немцы также заявляли о намерении проводить проверки. Всё это может привести к ситуации, при которой каждый танкер нужно будет сопровождать военным кораблём, чтобы избежать провокаций — а это дополнительные издержки и трудности для покупателей нефти.
Совершенно очевидно, что рынку придётся давать дополнительные скидки, чтобы эти риски компенсировались финансово — в рублях, юанях или других валютах. Но это ещё не всё. Стоит помнить: любой инцидент с захватом судна — это ситуация, близкая к войне.
Давайте представим, что танкер под чужим флагом идёт из российского порта под охраной российского военного корабля. Случается провокация, развивается морской инцидент, и, если не удаётся разрешить конфликт мирно, ситуация может перерасти во что-то большее. Получается, что Европа, а возможно и весь мир, всё время находятся на грани эскалации, что становится инструментом шантажа против России».