Не можем не поделиться своими мыслями после посещения выставки «Святое дело – Родине служить», посвященной истории военного духовенства России, которая открылась в Центральном музее ВС России в конце февраля т.г. Признаемся, что эти мысли вышли далеко за её рамки…
Ой, Боже ж, мий Боже! К слову, аналогичная выставка прошла и в стенах Государственной Думы в рамках Рождественских чтений, которую посетили Патриарх Кирилл, Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин, главы фракций, депутаты. Это одна из первых в нашей истории попыток обобщить на таком уровне практический опыт военного духовенства со дня его основания Петром I – до настоящего времени, с учётом вынужденного более чем векового перерыва.
Актуальность темы говорит сама за себя – на четвёртом году СВО, всё более очевидны не только духовные причины, лежащие в основании столь жёсткого кровопролитного конфликта, но и востребованность военным командованием в окопах военных психологов именно священнослужителей, прежде всего, православного духовенства. Именно этот показатель и определяет масштабность происходящего на западных рубежах России, т.к. про Бога, Церковь и попа, по не самой лучшей русской традиции, народ вспоминает, когда «грянет гром». Он, на самом деле, «гремит» уже давно, пытаясь пробудить народ из духовной спячки, равнодушия, добровольного вымирания и прочего либерально-большевистского дурмана. И, судя по тому, что приходиться наблюдать вокруг себя, до штиля ещё далеко.
Нам хочется сфокусировать своё внимание лишь на нескольких экспонатах (о них речь пойдет ниже), связанных с СВО, которые на наш взгляд отражают саму её суть, скрытую от материалистов, но зримую людям мало-мальски верующим. Ведь война – это не только банальное продолжение политики, но, прежде всего, как писал в книге «Война и Библия» святой Николай Сербский – результат нарушения духовных законов, которые не изучают в школах, в военных училищах и академиях России, о чём мы писали, например, тут.
Религиозный фактор остро стоял на территории нынешней Украины ещё примерно с XVII века, являясь важнейшим катализатором освободительного движения и войн Богдана Хмельницкого и запорожских казаков. Здесь сходились интересы сразу нескольких религиозных христианских конфессий при значительном влиянии местечкового язычества, различных ересей и сект. Однако, надо отдать должное местной православной пастве, что даже в период лютых гонений на церковь в СССР в 20-х, 30-х гг. ХХ века, люди на Украине отстояли большинство своих храмов, в отличии от центральной России.
В период перестройки процесс получил еще более бурное развитие, когда резко активизировались греко-католики и представители «истинно украинской церкви» – УАПЦ, фактически до этого находящиеся в подполье; затем произошёл раскол в УПЦ МП, создание т.н. «Киевского патриархата», а вишенкой на торте стало образование инициированных ЦРУ прозападной ПЦУ и легализация РУН-веры – неоязыческого украинского проекта.
Ну а особое значение религиозный фактор приобрёл тут с началом т.н. АТО, после «майдана» 2014 года. Тогда, в ходе политических манипуляций и перехвата власти в Киеве «партией войны», он получил уже заказной и утрированный характер. Поэтому и в ВФУ, и в информационно-идеологическом пространстве нынешней Украины религиозный характер войны с Россией приобрёл весьма важное значение. Описывать подробности этих событий не входит в нашу задачу, тем более об этом мы писали, например, тут.
С учётом, что к реальной власти в Киеве пришли вовсе не индифферентные к вере артисты-юмористы из «95-го квартала», а прекрасно понимающие суть духовного противостояния люди в чёрных шляпах и лапсердаках, началась бешеная накачка одурманенного местечковым шароварно-вышиванным национализмом населения (составившего в скором времени костяк ВФУ), шовинистической, религиозной и лингвистической пропагандой нетерпимости к России, «Москальской церкви», русским.
Палки в колёса истории. Для сравнения, начиная с 1991 года, в России, российской армии процесс религиозности (воцерковления) населения и военнослужащих шёл стихийно, явно не интересуя власти и тем более командование. Неожиданный и не запланированный никем всплеск интереса к Православию у русских людей, мягко говоря, не поддержанный админресурами Кремля, а то и нарочно дискредитированный «независимыми» СМИ, скоро выродился в подогреваемый «кашпировскими» интерес к магии, эзотерике, сектантству и родноверию-неоязычеству. Очень сложно протекал этот процесс и в мусульманской умме, о чём нужен особый разговор.
Лишь в 2009 году, почти 30 лет после объявленной в стране духовной свободы, институт военного духовенства получил наконец легальный статус, начав через многочисленные бюрократические проволочки путь в войска, чему далеко не все воинские начальники были рады. Минимальные квоты, выделенные в МО штатным помощникам командира по работе с верующими военнослужащими, не соответствовали ни историческому опыту, ни стоящим перед духовенствам задачам, фактически профанируя идею массового духовно-нравственного возрождения Армии, завещанную Суворовым. По нормативам, спущенным сверху, один священник полагался на соединение, где численность доходит до 3000 – 5000 штыков, разбросанных порой в нескольких регионах. Как один хирург на областную клиническую больницу!
Но на практике, как признал в январе 2024 года глава Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, на должностях помощников командиров с верующими военнослужащими их оказалось и того меньше – в войсках трудится всего 281 священнослужитель, из которых 33 являются помощниками начальников высших учебных заведений. Это на всю нашу воюющую более чем миллионную армию.
Для сравнения, в армиях многих исламских стран полагается один мулла на взвод, а в ВСУ священнослужитель – военный капеллан – на отдельный батальон (полк) и там нет проблем с кадрами, всё отработано. Поэтому, там, где немногие наши военачальники понимали значимость духовенства, видную роль играли нештатные и фактически неучтённые священнослужители, работавшие в частях на общественных началах и двусторонней договоренности между заинтересованным командиром и правящим епархиальным архиереем.
Не до конца всем ясный статус «военных попов», ещё спустя почти 10 лет породил наконец то соломоново решение о подчинении их Главному политическому управлению ВС, зачем-то созданному бывшим министром обороны С. Шойгу в 2018 году. Военные привычно сказали «есть!», создали в структуре дополнительное управление с генерал-лейтенантской должностью и взяли подчиненных им теперь попов «на карандаш». Но с учётом того, что в ГПУ, как и ожидалось, сосредоточились в основном бывшие замполиты – верные солдаты правящей более 75 лет атеистической партии, ждать истинного возрождения военного духовенства не приходилось. Это подтвердили и пожелавшие остаться неизвестными компетентные люди, – принципиальных улучшений это не дало.
Возглавить процесс, не понимая функции работы столь деликатного организма – значит, как минимум, его тормозить, что, собственно, и происходит на практике. Нам привели немало печальных примеров грубого вмешательства замполитов, так и оставшихся по большому счёту атеистами, в тонкие сферы духовного окормления священнослужителями военнослужащих, погубивших немало интересных инициатив. Это неудивительно – растущая популярность и востребованность в воюющей армии священников, беспокоит, злит и обижает замполитов, ведь раньше они считали душеведами именно себя. А тут налицо – конкуренция и поэтому, где не получается грамотно возглавить процесс, там они привычно ставят «палки в колеса»!
Поэтому, реальный запрос на военное духовенство формируется не в Главпуре, а в окопах, где многие командиры, убедившись в необходимости священства на ЛБС, забрасывают высшие инстанции заявками. Процесс набирает обороты, но нехватка духовенства, которое нужно было системно готовить загодя, ещё в мирное время сейчас остро сказывается на фронтах. Митрополит Кирилл назвал цифру, сколько священников, меняя друг друга, побывали с начала СВО по январь 2024 года – чуть больше 700. Из них уже шестеро батюшек сложили там свои головы, одному из них – протоиерею Михаилу Васильеву посмертно присвоено звание Героя России.
Результатом их работы являются не только десятки построенных там полевых храмов и тысячи покрестившихся и причастившихся впервые в жизни воинов, но и свыше тридцати боевых подразделений, которым по желанию самих солдат и офицеров присвоены имена святых, о чём мы писали, например, тут. Поэтому, на наш взгляд, было бы целесообразнее вернуться к нашему забытому за 100 лет опыту и замкнуть военное духовенство не на замполитов, а сразу на Министра обороны, а в период войны – на Верховного главнокомандующего, как это было в победоносной Русской императорской армии. Собственно, и кризис там случился именно вследствие охлаждения и отхода многих господ офицеров, а за ними и солдат от веры и основанной на ней воинской присяге, в поиске других, партийных «истин» и «правд».
Украина пи над усэ? Ну а теперь мы хотим вернуться к экспонатам выставки, которые нам больше всего запомнились. Вот, например, детский рисунок. Это трофей из блиндажа ВСУ. На рисунке ангел жовто-блакитных цветов держит меч и щит, на котором написано «З нами Бог! Украина – Божа земля!». Рисовал ребенок, ученик 2-го класса. Лично нам он говорит о многом, например, о серьёзной моральной поддержке, организованной Киевом и церковными структурами Украины своей Армии; о духовном единстве ВСУ и украинцев, с которым наша армия сталкивается все три года войны и которое не позволило ей сходу взять Харьков, Киев или удержать Херсон, Полтаву, Чернигов или Сумы.
Или вот шеврон, споротый с куртки уничтоженного украинского капеллана, не дожившего до публичной ссоры (больше похожем на шоу) Зеленского с Трампмом, где тризуб спокойно соседствует с американским флагом. Отчего то нам он напоминает и черные кресты на белых плащах ливонских рыцарей-монахов, шедших проучить русских схизматиков, а оказавшихся на дне Чудского озера; или крыж польского ксендза периода Смутного времени, который целовали в Кремле бояре-изменники, призвав на царство двух Лжедмитриев и сына короля Сигизмунда; или пряжку самоуверенных солдат вермахта с незатейливой надписью «С нами Бог», несших обещанный нам – русским – их фюрером «новый порядок».
Ну и особо запомнились два трофейных, по сути исторических документа, изъятых с капища «азовцев» (запрещённая в России организация) в Мариуполе, которое показывали по телевидению. Это декалог (символ веры или присяга) и молитва украинского солдата-националиста. Они стоят того, чтобы изучать их не только в духовных семинариях или ГПУ, но и в высших эшелонах власти, с учётом отсутствия у нас официальной идеологии, беспредельной веротерпимости и запредельной религиозной теплохладности.
Здесь наружу прорывается квинтэссенция звериной и непримиримой сущности возрождённого неоязычества и сатанизма, замешанного на людоедской философии русофобии и антихристианства в одном флаконе, в стиле уже знакомого «Украина пи над усэ!». Слова «Бог», «Матерь Божия» в них заменяет кровожадная «Ридна мати Украина», требующая жертв не только многочисленных «ворогов», но и своих лучших «дитэй». Это уже напоминает чёрные мессы дьяволопоклонников, мрачные сходки братьев-тамплиеров, ночные собрания закрытого эсэсовского ордена «Аненэрбэ» или даже вошедшие в моду кровавые оргии – шабаши т.н. «мировой элиты». Это клокочущий сгусток ненависти ко всему, что стоит на пути «ридной мати», которой треба «расширения силы, славы, богатства и (жизненного) пространства Украинского Государства». От себя добавим – нацеленного на Восток!
У кого, интересно, после этих страшных заклятий хватит духу блеять о миролюбии беззащитной Нэньки перед лицом коварной и злобной Рашки? Или кто-то ещё сомневается, что СВО должно закончиться нашей убедительной победой: денацификацией и демилитаризацией всей Украины, а не перемирием в стиле «Минск-3,4,5…».
Поэтому рекомендуем посетить выставку семьями, классами, курсами, ротами, трудовыми коллективами и партийными фракциями, обязательно прихватив с собой голову!
Андрей Дмитриевич Редкозубов, религиовед, полковник в отставке, член Совета ветеранов военной разведки; Роман Алексеевич Илющенко, религиовед, подполковник запаса, ветеран боевых действий
Фото Романа Илющенко