Знаменитый Путиловский завод… С ним связано бурное развитие отечественного тяжёлого машиностроения. Рельсы, корабли, паровозы, вагоны, артиллерийские орудия, горное оборудование, турбины, а в советское время ещё трамваи, тракторы и танки – вот краткий перечень его продукции. Вся эта продукция проектировалась на самом заводе, и он поистине стал кузницей высококлассных русских инженеров-конструкторов и технологов.
Хотя в 1934 г. завод был переименован в Кировский, прежнее его название в народной памяти прочно удержалось. Имя заводу дал Николай Иванович Путилов. Родился он 205 лет назад, в мае 1820 года (точная дата неизвестна), в деревне Ерюхино Боровичского уезда Новгородской губернии в семье мелкопоместных дворян. В 1840 году окончил Морской кадетский корпус и офицерские классы. Был оставлен там на должности преподавателя математики. Занимался научной работой, имел печатные труды, в том числе в соавторстве со знаменитым математиком проф. Остроградским.
По состоянию здоровья перевелся в Крым в Корпус инженеров военных поселений, где прослужил пять лет, отвечая за строительство различных объектов.
В 1854 году, во время Крымской войны, Н.И. Путилов был рекомендован великому князю Константину Николаевичу в качестве талантливого организатора. Согласно легенде, великий князь вызвал Путилова и сказал ему: «Можешь ли ты, Путилов, сделать невозможное? Построить до конца навигации флотилию винтовых канонерок для обороны Кронштадта? Денег в казне нет – вот тебе мои личные двести тысяч».
В условиях англо-французской блокады Путилов, придумав метод, который сегодня называется методом сетевого планирования: организовал производство в разных механических мастерских Санкт-Петербурга паровых машин, котлов и материалов для корпусов винтовых канонерских лодок, корветов и клиперов. При этом, после соответствующего переобучения, широко привлекал потерявших работу из-за войны мастеровых-прядильщиков, из числа которые впоследствии отбирались механики на построенные военные корабли. Первые, оборудованные паровыми машинами Путилова, 32 винтовые канонерские лодки, предназначенные для плавания в мелководном Финском заливе, вошли в строй в мае 1855 года. В течение следующих восьми месяцев было построено ещё 35 канонерских лодок, а также 14 корветов и клиперов.
За заслуги в создании винтового парового флота Путилов был повышен в звании (произведен в надворные советники с назначением старшим чиновником особых поручений кораблестроительного департамента), награждён орденом Св. Станислава II степени. Отдельным фактом в послужном списке Путилова шло упоминание о том, что в процессе исполнения этого заказа не было перерасхода средств. Наоборот, он вернул в казну более 80 тыс. руб., что во все времена и во всех странах было явлением очень нечастым. Главное же – столица империи была надежно защищена с моря от англо-французского флота.
От сообщества предпринимателей, участвовавших в постройке кораблей, ему был преподнесён серебряный венок с 81-м дубовым листком, на каждом из которых было выгравировано имя построенного Путиловым корабля и имя подрядчика. К венку прилагалось письмо со словами:
«В 1854 году ни мы, заводчики, и никто другой не сознавали возможности выполнить такое задание: изготовить для России к следующей же навигации в течение пяти месяцев канонерскую флотилию. Но Н. И. Путилов рассчитывал, что, слив петербургские заводы в одно целое, есть возможность в назначенный срок изготовить её. Он, Путилов, принял дело… и исполнил его на удивление всем… С первого дня знакомства нашего Путилов столько внушил доверие к нему, что каждый из нас, в свою очередь, желал найти доверие его, Путилова. Довольно сказать, что мы вели дело изготовления многих, новых для нас, паровых машин и котлов без всяких формальных бумаг, а на чести. И по окончании дела у каждого из нас глубоко врезалось в душе искреннее уважение к уму и деятельности Николая Ивановича Путилова».
В 1857 году он ушёл в отставку, но инженерно-техническую и организаторскую работу не оставил. На кредит Морского министерства перестраивает несколько заводов в Финляндии и выпускает качественную котельную сталь взамен английской. Первым в России он начинает переплавку металлического лома в промышленном масштабе.
16 мая 1863 г. совместно с полковником Корпуса горных инженеров П.М. Обуховым и купцом 1-й гильдии С. Г. Кудрявцевым организует металлургический завод, после смерти Обухова по предложению Путилова названный Обуховским (в советское время переименован в «Большевик»). В 1868 г. Николай Иванович создает свой собственный завод на базе купленного им небольшого чугунолитейного завода, основанного ещё указом Павла I в 1801 году. Этот впоследствии знаменитый завод и получил название Путиловского, а причиной приобретения завода стало одно обстоятельство.
Жестокая зима 1867-68 годов привела к тому, что железнодорожное сообщение в России было практически парализовано, так как импортные рельсы полопались от мороза. Путилов взялся решить эту проблему. Он создает комбинированные чугунно-стальные рельсы, которые обладают не только высокими прочностными и эксплуатационными характеристиками, но и низкой ценой. Цена надежного «путиловского рельса» была на 30 процентов меньше цены ненадёжного английского или немецкого. При строительстве завода по производству рельсов (Путилов принял заказ в начале января, а 20 января завод начал прокатку рельсов в 3 смены) была отработана «путиловская схема запуска производства», которую спустя семь десятилетий использовали в начале Великой Отечественной войны при эвакуации промышленности на восток.
На этом же заводе организуется оружейное производство и выплавка стали, в том числе на экспорт. С зависимостью от Англии в этом вопросе было покончено: заказы на импорт стальных орудий снизились с 88,5 % до 17,7 %. И на этом же заводе впервые создается социальная инфраструктура: строятся дома для рабочих, своя больница, библиотека и театр, разбивается парк.
«Он брался за безнадежные дела, от которых отказывались остальные, и блестяще исполнял их», – писал современник.
Последний проект Николая Ивановича, начатый в 1874 г., – Морской порт Петербурга и Морской канал (от Кронштадта до Петербурга). Из-за интриг финансирование из казны было прекращено, затем началась травля, в которой, увы, принял участие и поэт Н.А. Некрасов (творческая интеллигенция всегда первой поддается внушению) и Путилов вёл строительство на свои деньги. Этот проект истощил капитал предпринимателя, и он был разорён.
18 апреля 1880 года, в возрасте 59 лет, закончился жизненный путь этого талантливейшего организатора промышленности, блистательного инженера, кристально честного предпринимателя, искренне любимого своими рабочими, горячего патриота России.
На завещании Н.И.Путилова, где он просит похоронить себя не на кладбище, а на дамбе Морского порта, Александр II наложил резолюцию: «Если бы Путилов завещал похоронить себя в Петропавловском соборе, я и то согласился бы» (Петропавловский собор – усыпальница императоров России – В.Г.). Гроб с телом Путилова рабочие завода пронесли весь путь (более 20 км) на руках.
15 мая 1885 года 32-километровый канал был открыт для прохода судов и заработал новый Морской торговый порт.
В 1907 году прах Н.И.Путилова и его супруги был торжественно перезахоронен под алтарём новой заводской церкви. На издававшихся до революции планах города было указано место его захоронения – единственного из петербуржцев. Таково было почтение к памяти великого человека.
В годы Второго церковного погрома большевистские власти разместили в церкви райпромкомбинат. Снесли алтарь, начали готовить фундамент под пресс и обнаружили памятную плиту и два гроба под ней. Плиту переплавили, гробы сожгли в местной котельной.
Сегодня, наконец, вспомнили о великом соотечественнике: к 200-летию со дня рождения ему поставили памятник у Кировского завода, его именем назвали набережную Морского канала на Канонерском острове и Промышленно-технологический колледж в Петербурге.
Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук