Одной из серьёзных проблем, раскалывающих, как принято считать, наше общество, являются, как это ни странно звучит… герои. Отметим, что до 1917 года этой проблемы, да ещё в таких масштабах, не было. Но нам кажется, мы нашли из неё выход…
КРАСНО-БЕЛЫЙ ТУПИК. Что произошло в этом роковом году, напоминать не надо. По факту же с большой кровью была прервана исторически сложившаяся традиция российской государственности, превратившая Третий Рим – грозную для врагов Христа Российскую империю, в атеистическое, интернациональное «первое в мире государство рабочих и крестьян». Это, естественно, повлекло за собой смену на 180 градусов всего политического курса и новой идеологии. Оно же потребовало и новых героев, т.к. подавляющее большинство прошлых не подходило. Начавшаяся уже тогда война с памятниками, закрытие и ликвидации церквей, создание «на коленке» нового культа - вождей пролетариата; проникновение идеологии во все сферы жизни, включая образовательную, научную и личную – всё это не могло не сказаться на мировоззрении как минимум трех поколениях людей, живших, родившихся и выросших в СССР
С другой стороны растёт число граждан России, которые в полной мере осознают происшедшее в 1917 году как катастрофу, принимая её по факту, но не мирясь с ней и её идеологизированными героями. К таким людям относимся и мы. Естественно, что нам ближе герои, традиционные для тысячелетней России, среди которых было немало личностей спорных и отнюдь не святых. Главная заслуга и отличие их, прежде всего, в том, что они ставили своей целью благо Русского народа, просвещенного светом Христовой Истины, а не интересы международного пролетариата.
Попытки «властей предержащих», заинтересованных в гражданском примирении (в это хочется верить!) усадить за стол переговоров «красных» и «белых», установка соответствующих памятников, написание книг, статей и приложения других немалых в т.ч. кинематографических усилий, впрочем, не даёт ожидаемого эффекта. Мы видим тут две главные причины, это 1) неудачно выбранные исполнители «примиренческого госзаказа» и 2) собственно ошибочность самой цели. В качестве первого примера вполне подойдет Захар Прилепин (урожденный Евгений Лавлинский), которому мы посветили несколько публикаций, например, эту. Он не просто нагло лжёт, передёргивая и замалчивая в свою пользу исторические факты, но и, натянув на себя тогу знатока проблемы, фактически скармливает народу просоветские байки, выдавая их за «русскую правду». Большинство здравомыслящих людей (к которым отнесём и себя), давно дистанцировались от такого «примирителя» и с нетерпением ждут, когда он будет разоблачён и, как минимум, отстранён от государственной «кормушки». Увы, таких «прилепиных», работающих в подобном ключе, по схожей схеме немало подвизалось на ведущих российских информационных площадках, не говоря уже про ЛОМов, качающих псевдопатриотическую, а, по сути, интернациональную повестку в формате 24/7.
Что же касается ошибочности выбранной цели – механического «красно-белого примирения» в формате 50 х 50, то о ней много раз писали не только мы, например, здесь. Без взаимного признания собственных ошибок, и логично следующего из него личного покаяния, примирение невозможно. Всё же, что изображают нам под видом примирения те же «прилепины», агрессивно или мягко навязывающие свою волю, никакого отношения к примирению в действительности не имеет, о чём мы сказали выше. Трезвомыслящие русские люди, которых, благодаря СВО и миграционной политики интернационалистов-дружбонародников во власти, становиться всё больше и больше, никогда не согласятся на равноценность для России Ленина и Николая Второго. Или занимавших примерно равные посты в государстве Дзержинского и Бенкендорфа, которому, в отличие от «железного Феликса», в России нет ни одного памятника, ни хотя бы мемориальной доски при его бесспорном вкладе в укрепление обороноспособности и безопасности Православной Русской империи.
Не согласные с этим, подогреваемые примирителями-«прилепиными» наши «красные» соотечественники-оппоненты выступают за сохранение разрушителя исторической России Ленина в пантеоне национальных героев, как «части нашей истории»; и естественно отрицают право находиться там последнего законного Государя Императора Всероссийского, внесшего громадный вклад как раз в возвеличивании и сохранении России. И кажется, вопрос зашёл в тупик…
СВЯТО-РУССКИЙ ВЫХОД. Но не теряя надежду на лучшее, мы видим выход вот в чём: учитывая, что в настоящее время, откровенный атеизм и безбожие в нашем обществе (по крайней мере, среди патриотов) не популярны и даже лидер коммунистов позиционирует себя православным, необходимо и искать объединяющих народ национальных героев среди канонизированных святых!
Фундамент здесь по милости Божьей заложен основательный. Среди святых есть персоны, не вызывающие столь ярого противостояния, как например, прославившиеся своими подвигами благоверные князья Александр Невский, Дмитрий Донской, святой праведный воин Фёдор Ушаков, готовящийся к канонизации архистратиг Александр Суворов; ряд других хорошо известных и любимых в народе святых: «игумен земли Русской», преподобный Сергий Радонежский и благословлённые им на ратный подвиг Андрей Ослябя и Александр Пересвет; преподобный Серафим Саровский, оказавший огромное влияние на своих современников, включая лиц императорского дома и «нашего всё» Александра Пушкина. А ещё Матрона Московская, к которой по преданию, осенью 1941-го приезжал за советом сам Иосиф Сталин; первая помощница всем отчаявшимся Ксения Петербуржская, хранители семейного очага Петр и Феврония… Это лишь наиболее известные люди, прославившие своей жизнью и подвигами Россию, бескорыстно помогающие всем к ним прибегающим, вдохновляющим на благие дела и ратные подвиги.
СВО форсировала этот процесс, и мы сегодня наблюдаем на линии боевого соприкосновения не только флаги и нарукавные шевроны со Спасом Нерукотворным – традиционным боевым символом русских воинов, но и целые воинские подразделения, посвящённые святым. Ещё полтора года назад были сформированы бригады Князя Владимира, Донецкой иконы Богородицы и праведного воина Феодора Ушакова, батальоны Александра Невского, Архангела Михаила, Апостола Павла, Иоанна Русского, Дмитрия Донского, Дмитрия Солунского, Андрея Осляби, Евгения Родионова, Ильи Муромца, Андрея Первозванного, Георгия Победоносца, Александра Пересвета, рот Николая Японского, 40 мучеников Севастийских... Сейчас их более 30. Зачинателями этого движения, что характерно, выступают, как правило, казаки и БАРСы, как опытные и подготовленные бойцы с наиболее православным контингентом. Как свидетельствуют сами командиры этих именных подразделений, решение о поименовании принимается на общих собраниях, и сами воины начинают молиться своим небесным покровителям, менять свою жизнь. И результат не за горами. Например, вот что говорит командир взвода инженерно-сапёрной роты имени 40 Севастийских мучеников с позывным «Белорус»: «Мы перестали терять людей. Я боюсь даже об этом говорить, но это так». Более подробно об этом можно почитать здесь. Не на них следует равняться остальным регулярным армейским подразделениям?
А чем хуже остальные, не вовлечённые в СВО, граждане? Житийная литература, рассказывающая о святых, написанная живым и сочным языком, в «старые, добрые» досоветские времена была весьма популярным чтивом во многих семьях. Что мешает вернуться к этому неведомому, но увлекательному жанру в наше время? Телевизор, интернет и айфон? Мы, например, отложив их в сторону, с удовольствием стараемся читать жития перед вечерним молитвенным правилом. Это очень способствует тому, чтобы понять, как был прожит уходящий день, помогает настроиться на новый, посвящённый конкретному святому, который и станет путеводной звездой на ближайшие сутки.
Почему обходят стороной житийную литературу сценаристы и кинематографисты? Ведь она даёт такие невыдуманные сюжеты, да ещё в сочетании с духовной пользой, что в таком случае отечественное кино действительно могло бы стать локомотивом нового направления жанра, сознательно загнанного в тупик Голливудом. Мы, например, на пальцах одной руки можем вспомнить такие фильмы, появившиеся на нашем экране за последние 20 лет.
Ждут святые и своих поэтов, писателей, блогеров, которые возьмутся за их популяризацию, ведь в жизни каждого из святых бездонная кладезь не только повседневной житейской мудрости, но и совершенно неповторимые примеры выхода из самых сложных и запутанных ситуаций. И тогда появиться возможность развернуться-разгуляться нашим святым в т.ч. в зачищенном от пошлости и нечисти медийном пространстве, серьёзно потеснив на эстраде, сценических подмостках и в хит-парадах, вечно озабоченных поисками любви нытиков, эгоистов и откровенных придурков, ставших подлинно «героями нашего времени».
То же касается детских садов, школ, где праздники и утренники, на которых нам приходиться бывать в качестве дедушек, все больше обессмысливаются без Божественного в них присутствия. Тот же Дед мороз с бородой из ваты, которому на практике не более 100 лет, не конкурент… Нет, не Санте, а с святому Николаю, который и дарил русским детям в те: стародавние, досоветские времена, подарки, приходя к ним, как полагается, в новый год, который отмечался после Рождества.
Ну про памятники и говорить тогда нечего: они будут открываться повсеместно, а именами святых именоваться улицы и площади наших городов и поселений, и живущие там родители с удовольствием будут называть детей в честь этих святых, а не марленами, виленами и даздрапермами. И это будет умилостивлять Бога и служить искомому национальному примирению! Мы не оторванные от жизни идеалисты, но просто верим, что при грамотно организованном подходе, заинтересованности в этом государства и его главы лично, это возможно. А что невозможно человеку, то возможно Богу (Мф. 19:26).
Андрей Дмитриевич Редкозубов, религиовед, полковник в отставке; Роман Алексеевич Илющенко, религиовед, подполковник запаса