Социализм – принуждение к бедности?

Об одном распространенном мифе критиков социализма

Освободительный поход Русской армии на Украину  Русская цивилизация и Запад  Русская цивилизация 
2 Сомин Николай  Ладога 
2286
Время на чтение 6 минут
Фото: из личного архива автора

Со стороны православных людей нередко можно услышать одно возражение, как только речь заходит о предложении построить социализм в отдельно взятой православной стране: «Главная христианская ценность – свобода, христианская нравственность добровольна, она призывает, а не принуждает. Никакой государственный закон не может принудить подставлять вторую щеку, положить голову за други своя, раздать нищим свое имение, быть аскетом, принудить быть нищим. Христос нигде и никогда не призывал к насилию и экспроприации. Христианская община добровольна, как добровольно объединение аскетов в монастырь, но как только появляется принуждение, община превращается в колхоз, а монастырь – в тюрьму. Государство, может, и будет социалистическим, но никак не будет христианским. Шах и мат, господа православные социалисты!»

Можно было бы отмахнуться от этого обвинения как от разновидности протестантской ереси, проникшей в тело современного христианство и заразившей его либерализмом настолько глубоко, что мы порой не различаем здоровье от порока, а добродетель от порока. Свобода, несомненно, важная христианская ценность, но акцент на этой ценности, зачастую в ущерб прочим (не менее важным!) ценностям, привел человечество на грань пропасти. Свобода – опасное оружие, в неопытных руках способное обратиться против свободолюбца. Апостол Павел не зря ведь предупреждал коринфян: «Все мне позволительно, но не всё полезно» (1Кор. 6:12). Свобода для христианина – это, прежде всего, свобода от греха и полная отдача волей Божие. Только презрев эгоистическое своеволие, только перестав быть рабом своих желаний, человек обретает подлинную свободу. Чтобы стать свободным, мы должны пожертвовать свободой, стать образцом кротости и послушания – так уж устроен этот подлунный мир со времени адамова грехопадения.

Когда человек приходит в этот мир, получает ли он от родителей полную свободу? Это было бы худшим воспитанием из возможным – такой ребенок неминуемо попал бы в беду. Лишь спустя годы учения (сплошное принуждение, не так ли?) и накопления жизненного опыта повзрослевшее чадо пускается в свободное плавание. Относительно свободное – всякое, даже трижды либеральное, общество допускает для своих членов лишь «рамочную» свободу, пересечение границ которой влечет принуждение и даже лишение этой самой рамочной свободы. Но мы все (если мы не заядлые анархисты или клинические социопаты) ведь согласны с рамочной свободой, согласны не убивать надоедливых соседей или не ходить нагишом в знойный день? Почему мы охотно соглашаемся с одним принуждением и яростно восстаем против другого?

Христианство, если жить подлинно христианской жизнью, а не видеть в нем этакую субкультуру обрядового реконструкторства (чем, увы, страдают некоторые верующие), – это сплошное принуждение. Верующий принуждаем (духовником и приходским сообществом) обратиться к добродетели и отвратиться от греха. Похвально, если адепт добровольно надевает на себя духовные вериги и становится послушным сыном Божиим, ищущим любви Его прежде всего. А если этого внутреннего стремления не возникает – то адепт или продолжает терпеть принуждение (например, из любви к близким или к духовнику), или сходит с этого пути.

Православное общество строится по принципу семьи. Родители воспитывают детей, когда любовью, а когда и наказанием. Чем больше в чаде любви и заботы о братьях и сестрах, тем больше у него свободы, а чем оно капризнее – тем чаще подвергается порицанию и наказанию. Воспитывать одной любовью или одним принуждением – одинаково несостоятельные педагогические стратегии. В области педагогики мы это хорошо усвоили, но в области социального строительства мы почему-то шарахаемся из крайности в крайность, возмущаясь даже малейшим намеком к принуждению.

Капиталистическое общество – это практически древнеримское общество язычников, живущее под лозунгом «хлеба и зрелищ». Что может обратить неразумного язычника в доброго христианина? Слово Божие? Безусловно. Но для обращения язычников проповедь христианской жизни должна звучать не только с амвона (куда язычники не ходят), но и из каждого «утюга». Христианская этика должна стать этикой повседневности – только так возможно христианское общество. Когда окружающие живут по Божиим заповедям, язычник или представитель другой конфессии поневоле станет им следовать. Сперва поневоле, а потом быстро втянется: жить поперек общества, диссидентом или с фигой в кармане, – это чрезвычайно некомфортный стиль жизни изгоя. Для воспроизводства диссидентуры нужна или большая критическая масса изгоев, или подпитка их недовольства извне. В обоих случаях это наличие конкурирующей идеологии – идеологии потребительства, прежде всего.

Капиталистическое общество – общество язычников также в том смысле, что оно общество поклонения маммоне, златому тельцу. Нет нужды повторять всем известную заповедь: «Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24), но эта заповедь недвусмысленно указывает, что именно капиталистическое общество – антитеза христианскому. Социализм может быть как противным Богу (например, в своей атеистической редакции), так и угодным Ему – но с капитализмом вопрос ясен. Капитализм, учреждая поклонение маммоне и поощряя стяжательство как безусловную добродетель, радикально не совместим с христианским общественным устройством. Социализм – принуждение к нестяжательству. Принуждает ли он к бедности? Социализм в принципе отвергает деление на богатых и бедных, все одинаково бедны или одинаково богаты. Точнее, деньги в нем играют настолько второстепенную роль, что копить их будет иметь не больше смысла, чем собирать фантики или бутылочные пробки. Отдельные чудаки, наверное, будут, но на то они и чудаки.

Бог или маммона? Уже только по этому выбору всякий православный христианин по идее был бы должен гневно восстать от капитализма и приступить если не к безоговорочному принятию социализма, то хотя бы к его пристальному изучению – в какой мере социализм отвечает христианскому идеалу? Верно ли мы вообще понимаем концепцию «православного социализма»?

Почему же этого не происходит, и почему христианин так легко мирится с капитализмом, со смертным грехом любостяжания, внезапно ставшим едва ли не главной добродетелью? Потому что современный христианин порабощен протестантской ересью, фактически дезавуировавшей евангельскую оппозицию «Бог vs маммона». Он верит уже не в Христа, плетью выгнавшего лавочников из храма, а в какое-то выдуманное «лайт-христианство» для среднего класса, снисходительно закрывающее глаза на все бюргерские капризы «верующего», который получает индульгенцию воскресными походами в Храм да «милостивыми» подачками просящим на паперти.

Поэтому социализм как антитеза капитализму, поэтому идеология нестяжательства как антитеза идеологии потребительства. Наверное, мы пока плохо представляем, каким должно быть христианское общество – зато мы отлично усвоили, каким оно не должно быть. Мы убираем самое внешнее, самое бросающееся в глаза препятствие – экономическое. Было бы наивно думать, что с устранением лишь одного этого препятствия мы разом построим христианское общество. Не построим, перед нами возникнут новые препятствия, новые «общественные грехи», которые мы сейчас даже не способны заметить. Например, в СССР таки общественным грехом был грех гордыни, который не считался пороком и который, в конце концов, открыл дорогу всем другим грехам, поставив крест на советском социализме.

Мы переживаем сейчас фазу идеологического перелома, когда идеология потребительства еще сильна, но «едет с ярмарки», а идеология нестяжательства еще слаба, но общество уже предъявляет запрос на её гегемонию в общественном сознании. Мы наблюдаем культурное (и даже некультурное) насилие с обеих сторон: арьергардные бои либерализма скатываются в террор, слово Божие требует ратного подвига на полях СВО в свою защиту.

Господь долготерпелив, но когда люди слишком долго испытывают Его терпение и слишком далеко задвигают Его заповеди, Он попускает скорби и бедствия, принуждая неразумных и упорствующих в грехе через боль и страдания обратиться к Истине. Россия воюет против коллективного Запада, вооруженного сатанинской либеральной идеологией и имманентным ею капиталистическим укладом. Святейший Патриарх, надо отдать должное его духовной зоркости, 27 марта 2024 года объявил СВО Священной войной («С духовно-нравственной точки зрения специальная военная операция является Священной войной, в которой Россия и ее народ, защищая единое духовное пространство Святой Руси, выполняют миссию “Удерживающего”, защищающего мир от натиска глобализма и победы впавшего в сатанизм Запада»). Чтобы победить в этой Священной войне (Армагеддоне?), Россия должна приложить титанические усилия и предъявить «городу и миру» христианский проект. Сатану способен победить Христос и только Христос, на всех уровнях и планах бытия – духовном, идеологическом, геополитическом, экономическом. Эта победа должна быть полной и тотальной, только тогда это будет Победа, а не «перемирие» – и свершиться она должна не только на полях сражений, но и в тылу, и в сердце каждого русского человека. Мы слишком долго пытались отсидеться в стороне с ведерком попкорна в руках, но война не закончится, пока каждый не станет воином – Христа или сатаны. Через войну Бог принуждает Россию к социализму. И каждого из нас принуждает к Последнему выбору – мы за Россию или против нее? Мы за Христа или против него?

Костерин Андрей Борисович, православный публицист, г. Владимир

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

223. Ответ на 219, Александр Волков:

Патриарх ведь, по сути, ответствен за все происходящее в стране, ибо именно ему «по статусу» более дано, а учитывая «уход» советской идеологии именно РПЦ это ныне «наше все» в мировоззренческом отношении? И эту меру ответственности, как представляется, не сравнить ни с президентской, ни… – разве не так?

Ответственность- разумеется, а Кирилл сам в своë время говорил, что чувствует молитвенную поддержку Церкви. Что до "РПЦ - наше всё"... Для жалких <1%? "Ушедшая" советская идеология попопулярнее будет.
Владимир С.М. / 13.01.2025, 11:14

222. Ответ на 218, Потомок подданных Императора Николая II:

фашистом Дугиным.


Это в американских СМИ он подан как суперполитик и мегапугало. А люди, знавшие его по 90м, иное рассказывают. Например, как он, будучи чем-то сильно недоволен, снял штаны перед большой аудиторией и задницу показал.

Такое вот великое в малом.
В.Р. / 13.01.2025, 10:05

221. Ответ на 218, Потомок подданных Императора Николая II:

Не могу понять заигрываний с фашистом Дугиным.


Это может быть такая форма протеста "против обыденности". Втч от отчаяния.

Дугин вырос из западной контркультуры. На соседней лужайке курили наркоту и занимались сексом все со всеми. Они немного другое курили, но и мамлеевские круги сильно пересекались с советскими филиалами самых-самых.

Повзрослели. Злоба на мир осталась, хотя ее канализировали по-разному. Трансгуманоиды - одним путем, дугиноиды - другим. "Все неправильно!"

Православие напротив требует препятствовать собственному обозлению на мир. Это лазейка для врага. Невидимая, тк идеологизированный человек упускает из фокуса свое бытие и соответствие. Зрение становится туннельным, наступает эмоциональная глухость.

"За все хорошее против всего плохого" лучше делами подкреплять. Не красотой слога.
В.Р. / 13.01.2025, 10:01

220. Ответ на 216, Ладога:

Почему же беспредметно, ув.Валерий? Ясно обозначен предмет - нравственный закон, нравственные нормы.


На деле обозначен Вами и Андреем другой предмет - частная собственность. Не буду возвращаться к вечнозеленому разговору, отменяется ли грех вообще, когда отменяется собственность. Есть предметнее и ближе вопрос. Как вы объясните простым людям, что они порочны и много думают о себе? Никак вы это им не объясните. Верующие намекнут вам, что обсуждаемое само по себе почти наверняка грех, а ваша позиция - прелесть. Неверующее большинство вообще не поймет морализаторской позиции. Путин не лезет к ним в душу, вы - лезете.

Аудитории у вас нет, по сути. С советскими рассорились. Большинство правых - за индивидуализм и домик в деревне. Большинство левых - атеисты и за километр вас не подпустят, даже если у вас общее мнение что любая собственность грех.

В гордом одиночестве сидите. Но в одиночку ничего не строят. И я в одиночестве, все мол плохо, никаких перспектив. Держусь простого принципа: ты хоть 100 раз видишь где что-то сильно не так, не ломай покуда не докажешь большинству, как надо переделать, чтобы люди это поняли и включились. Очень простой принцип. Рекомендую.
В.Р. / 13.01.2025, 08:39

219. Ответ на 212, Владимир С.М.:

«А за Патриарха вся Церковь молится.»
//////////////////
Ну, еще бы! Патриарх ведь, по сути, ответствен за все происходящее в стране, ибо именно ему «по статусу» более дано, а учитывая «уход» советской идеологии именно РПЦ это ныне «наше все» в мировоззренческом отношении? И эту меру ответственности, как представляется, не сравнить ни с президентской, ни… – разве не так?

218. Ответ на 216, Ладога:


Не понимаю, ув.Диана, зачем говорить о "свободах" столь беспредметно.

Почему же беспредметно, ув.Валерий? Ясно обозначен предмет - нравственный закон, нравственные нормы. Напомню, после прихода либералов во власть и открытия железного занавеса пришла и свобода от любых нравственных норм - открылись порносалоны, потекли реки крови на экранах, но доминирующей стала свобода обогащения, распил собственности и море трупов на этом.

Мы с вами говорим о разных вещах - Вы о свободе гражданских прав, я о свободе нравственного порядка, и это далеко не тождественные вещи, это вообще разные плоскости.
Но силы, разрушившие Советский Союз, тоже говорили о расширении прав, но все привело к расширению права грешить, и в первую очередь, неограниченно обогащаться. Выпустив этого зверя, в разнос пошли все остальные аспекты нравственности.
Но главное, был нарушен закон справедливости - основа стабильного общества.
Теперь мы живем в либеральном обществе - можно свободно паразитировать и наживаться на других, получать ростовщические проценты, свободно пропагандировать блудные отношения, убивать ребенка во чреве и т.д.. И если мы "ядерно-правые" как противники таких либеральных свобод, то я как-нибудь стерплю сей ярлык). Только напомню, что правые в свою тусовку нас не примут - они за частную собственность, то есть обогащение одних за счет других грехом не считают.


Я не просто согласен - таковы мои убеждения.
Не могу понять заигрываний с фашистом Дугиным.

217.

Это в Европе расизм Гитлера был жутко непривычной вещью. В колониях массовые жертвы среди черных и индейцев были "нормой" веками.


это верно.
С. Югов / 12.01.2025, 22:42

216. Ответ на 211, В.Р.:


Не понимаю, ув.Диана, зачем говорить о "свободах" столь беспредметно.

Почему же беспредметно, ув.Валерий? Ясно обозначен предмет - нравственный закон, нравственные нормы. Напомню, после прихода либералов во власть и открытия железного занавеса пришла и свобода от любых нравственных норм - открылись порносалоны, потекли реки крови на экранах, но доминирующей стала свобода обогащения, распил собственности и море трупов на этом.

Мы с вами говорим о разных вещах - Вы о свободе гражданских прав, я о свободе нравственного порядка, и это далеко не тождественные вещи, это вообще разные плоскости.
Но силы, разрушившие Советский Союз, тоже говорили о расширении прав, но все привело к расширению права грешить, и в первую очередь, неограниченно обогащаться. Выпустив этого зверя, в разнос пошли все остальные аспекты нравственности.
Но главное, был нарушен закон справедливости - основа стабильного общества.
Теперь мы живем в либеральном обществе - можно свободно паразитировать и наживаться на других, получать ростовщические проценты, свободно пропагандировать блудные отношения, убивать ребенка во чреве и т.д.. И если мы "ядерно-правые" как противники таких либеральных свобод, то я как-нибудь стерплю сей ярлык). Только напомню, что правые в свою тусовку нас не примут - они за частную собственность, то есть обогащение одних за счет других грехом не считают.
Ладога / 12.01.2025, 21:10

215. Ответ на 213, С. Югов:


В Латинской Америкн был, как везде, правый экстремизм, но фашшизиа не было.


В советской и в антисоветской левогуманитарной среде правый экстремизм зовется "фашизм". "Нацизм" со всеми атрибутами, втч топкой - скорее имя собственное, а не нарицательное. Топки вроде как не было даже у Муссолини, от которого советский термин "фашизм" пошел.

В ЛА не было "тоталитаризма", начнем с этого. Правителям было пофиг, кто там за или против, лишь бы публично не вякал. Вот это и есть главное отличие от европейского сабжа. А расизм там был до 19в, и еще какой, в колониальную эру. Метисы истребляли более чистокровных индейцев и раньше, и сейчас тем или иным путем истребляют, что при правой диктатуре, что при либерализме. И без расизма истребляют. Это в Европе расизм Гитлера был жутко непривычной вещью. В колониях массовые жертвы среди черных и индейцев были "нормой" веками.
В.Р. / 12.01.2025, 17:24

214. Ответ на 209, Ладога:


Это декларируемые Вами либеральные идеалы свободы распустили мир


Извините Диана, но это жуткая ахинея.

Жаждущие "свободы" интеллигенты в очках "свободны" только потому что сильная власть наняла полицию, гоняющую гопников. С этого начнем.

Далее. Женщины "свободны" только потому что есть определенные ограничения на "право сильного", а сильными разумеется являются мужчины. Не только упразднение полиции перевернет наше общество, но и возврат к адамосмитовской экономике - убьет женский доход и с ним рождаемость.

Поскольку Вы пишете лично мне ("Вами"), отвечу еще резче. Да, считаю либеральное общество системой насилия, только более глубоко прикопанного. Бенефициаром его является тот самый мужчина-интеллигент в очках, а не простой работяга, и не традиционного пошиба "положительный" горожанин. Общество является антиженским в том смысле, что по мере продвижения снизу вверх доля женского влияния и дохода падает почти до нуля. Если у гопоты более-менее достигнуто "гендерное равенство" (потому что гопник капитализму менее ценен чем гопница) то уже в среднем слое населения дискриминация женщин запредельная, и именно этой системе поет осанну буржуазный "феминизм". На топе общества, равно как и 1000 лет назад, женщины контролируют менее 1% собственности и имеют 0 политического влияния. Даже советское общество имело меньшее несоответствие заявленного и реального в плане полового перекоса труда, и даже несмотря на "двойную смену".

Поскольку Ваш с Андреем "правсоц" вообще игнорирует вопросы полового распределения труда и дохода, то неудивительно что я смотрю на весь этот ваш движ без интереса. А учитывая ваши постоянные заигрывания с крайне правыми на тему как при либералах "общество распоясалось" - смотрю уже не нейтрально, а скорее настороженно. Выше уже напомнил, к каким нежелательным последствиям могут привести разговоры про "короткую юбку". Независимо от отношения к короткой юбке пер се.

Резюмирую: Вы и Андрей с данного угла зрения являетесь правыми, ядерно-правыми, и очень несоветскими. Немудрено, что вместе с Алексами можете теперь называть критику либерализма слева тоже "видом либерализма". Только прибавит вам очков.
В.Р. / 12.01.2025, 14:14
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Костерин
Любовь
Вирша во дни Рождественского поста...
05.12.2024
Октябрьская революция 1917 года – евразийский взгляд
Октябрьская революция была «мертвой водой», но окропить Россию «живой водой» – всё еще нерешенная задача
08.11.2024
Русофобия как геополитический аспект христианофобии
Кто за Россию – тот за Христа, кто против России – тот за Антихриста
07.11.2024
«Пророк бедных» Густаво Гутьеррес
Памяти католического священника – идеолога теологии освобождения
25.10.2024
Сколько алчных тварей окрест нас?
Идеократия как точная наука
02.09.2024
Все статьи Андрей Костерин
Освободительный поход Русской армии на Украину
Все статьи темы
Русская цивилизация и Запад
Все статьи темы
Русская цивилизация
Пепел 6а класса
Войну нельзя выиграть обществом, разделённым на «воюющих» и «загорающих»
13.01.2025
Русский мир: победа или поражение?
Размышления о чистоте русского языке и защите русской культуры
13.01.2025
Из Конституции РФ должен исчезнуть американский дух
Российская Федерация должна быть правопреемником и Союза ССР, и Российской Империи на своей территории
13.01.2025
Великий русский просветитель
Сегодня известному ученому и писателю Олегу Платонову исполнилось 75 лет
11.01.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Трампистский глобализм может оказаться опаснее
Новый комментарий от Рабочий
13.01.2025 22:06
Как заменить капитализм на солидарный строй
Новый комментарий от Агафон
13.01.2025 21:08
Что же такое начётничество?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
13.01.2025 20:16
«Русские общины» и опасность русского национализма
Новый комментарий от Алекс
13.01.2025 20:07
Секта головинцев живёт и здравствует
Новый комментарий от Алекс
13.01.2025 19:21
Секрет Шафаревича
Новый комментарий от Русский Иван
13.01.2025 19:18
Неужели и в России нужно вмешательство Маска?
Новый комментарий от Константин В.
13.01.2025 19:10