Социализм – принуждение к бедности?

Об одном распространенном мифе критиков социализма

Освободительный поход Русской армии на Украину  Русская цивилизация и Запад  Русская цивилизация 
0
3
Время на чтение 6 минут
Фото: из личного архива автора

Со стороны православных людей нередко можно услышать одно возражение, как только речь заходит о предложении построить социализм в отдельно взятой православной стране: «Главная христианская ценность – свобода, христианская нравственность добровольна, она призывает, а не принуждает. Никакой государственный закон не может принудить подставлять вторую щеку, положить голову за други своя, раздать нищим свое имение, быть аскетом, принудить быть нищим. Христос нигде и никогда не призывал к насилию и экспроприации. Христианская община добровольна, как добровольно объединение аскетов в монастырь, но как только появляется принуждение, община превращается в колхоз, а монастырь – в тюрьму. Государство, может, и будет социалистическим, но никак не будет христианским. Шах и мат, господа православные социалисты!»

Можно было бы отмахнуться от этого обвинения как от разновидности протестантской ереси, проникшей в тело современного христианство и заразившей его либерализмом настолько глубоко, что мы порой не различаем здоровье от порока, а добродетель от порока. Свобода, несомненно, важная христианская ценность, но акцент на этой ценности, зачастую в ущерб прочим (не менее важным!) ценностям, привел человечество на грань пропасти. Свобода – опасное оружие, в неопытных руках способное обратиться против свободолюбца. Апостол Павел не зря ведь предупреждал коринфян: «Все мне позволительно, но не всё полезно» (1Кор. 6:12). Свобода для христианина – это, прежде всего, свобода от греха и полная отдача волей Божие. Только презрев эгоистическое своеволие, только перестав быть рабом своих желаний, человек обретает подлинную свободу. Чтобы стать свободным, мы должны пожертвовать свободой, стать образцом кротости и послушания – так уж устроен этот подлунный мир со времени адамова грехопадения.

Когда человек приходит в этот мир, получает ли он от родителей полную свободу? Это было бы худшим воспитанием из возможным – такой ребенок неминуемо попал бы в беду. Лишь спустя годы учения (сплошное принуждение, не так ли?) и накопления жизненного опыта повзрослевшее чадо пускается в свободное плавание. Относительно свободное – всякое, даже трижды либеральное, общество допускает для своих членов лишь «рамочную» свободу, пересечение границ которой влечет принуждение и даже лишение этой самой рамочной свободы. Но мы все (если мы не заядлые анархисты или клинические социопаты) ведь согласны с рамочной свободой, согласны не убивать надоедливых соседей или не ходить нагишом в знойный день? Почему мы охотно соглашаемся с одним принуждением и яростно восстаем против другого?

Христианство, если жить подлинно христианской жизнью, а не видеть в нем этакую субкультуру обрядового реконструкторства (чем, увы, страдают некоторые верующие), – это сплошное принуждение. Верующий принуждаем (духовником и приходским сообществом) обратиться к добродетели и отвратиться от греха. Похвально, если адепт добровольно надевает на себя духовные вериги и становится послушным сыном Божиим, ищущим любви Его прежде всего. А если этого внутреннего стремления не возникает – то адепт или продолжает терпеть принуждение (например, из любви к близким или к духовнику), или сходит с этого пути.

Православное общество строится по принципу семьи. Родители воспитывают детей, когда любовью, а когда и наказанием. Чем больше в чаде любви и заботы о братьях и сестрах, тем больше у него свободы, а чем оно капризнее – тем чаще подвергается порицанию и наказанию. Воспитывать одной любовью или одним принуждением – одинаково несостоятельные педагогические стратегии. В области педагогики мы это хорошо усвоили, но в области социального строительства мы почему-то шарахаемся из крайности в крайность, возмущаясь даже малейшим намеком к принуждению.

Капиталистическое общество – это практически древнеримское общество язычников, живущее под лозунгом «хлеба и зрелищ». Что может обратить неразумного язычника в доброго христианина? Слово Божие? Безусловно. Но для обращения язычников проповедь христианской жизни должна звучать не только с амвона (куда язычники не ходят), но и из каждого «утюга». Христианская этика должна стать этикой повседневности – только так возможно христианское общество. Когда окружающие живут по Божиим заповедям, язычник или представитель другой конфессии поневоле станет им следовать. Сперва поневоле, а потом быстро втянется: жить поперек общества, диссидентом или с фигой в кармане, – это чрезвычайно некомфортный стиль жизни изгоя. Для воспроизводства диссидентуры нужна или большая критическая масса изгоев, или подпитка их недовольства извне. В обоих случаях это наличие конкурирующей идеологии – идеологии потребительства, прежде всего.

Капиталистическое общество – общество язычников также в том смысле, что оно общество поклонения маммоне, златому тельцу. Нет нужды повторять всем известную заповедь: «Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24), но эта заповедь недвусмысленно указывает, что именно капиталистическое общество – антитеза христианскому. Социализм может быть как противным Богу (например, в своей атеистической редакции), так и угодным Ему – но с капитализмом вопрос ясен. Капитализм, учреждая поклонение маммоне и поощряя стяжательство как безусловную добродетель, радикально не совместим с христианским общественным устройством. Социализм – принуждение к нестяжательству. Принуждает ли он к бедности? Социализм в принципе отвергает деление на богатых и бедных, все одинаково бедны или одинаково богаты. Точнее, деньги в нем играют настолько второстепенную роль, что копить их будет иметь не больше смысла, чем собирать фантики или бутылочные пробки. Отдельные чудаки, наверное, будут, но на то они и чудаки.

Бог или маммона? Уже только по этому выбору всякий православный христианин по идее был бы должен гневно восстать от капитализма и приступить если не к безоговорочному принятию социализма, то хотя бы к его пристальному изучению – в какой мере социализм отвечает христианскому идеалу? Верно ли мы вообще понимаем концепцию «православного социализма»?

Почему же этого не происходит, и почему христианин так легко мирится с капитализмом, со смертным грехом любостяжания, внезапно ставшим едва ли не главной добродетелью? Потому что современный христианин порабощен протестантской ересью, фактически дезавуировавшей евангельскую оппозицию «Бог vs маммона». Он верит уже не в Христа, плетью выгнавшего лавочников из храма, а в какое-то выдуманное «лайт-христианство» для среднего класса, снисходительно закрывающее глаза на все бюргерские капризы «верующего», который получает индульгенцию воскресными походами в Храм да «милостивыми» подачками просящим на паперти.

Поэтому социализм как антитеза капитализму, поэтому идеология нестяжательства как антитеза идеологии потребительства. Наверное, мы пока плохо представляем, каким должно быть христианское общество – зато мы отлично усвоили, каким оно не должно быть. Мы убираем самое внешнее, самое бросающееся в глаза препятствие – экономическое. Было бы наивно думать, что с устранением лишь одного этого препятствия мы разом построим христианское общество. Не построим, перед нами возникнут новые препятствия, новые «общественные грехи», которые мы сейчас даже не способны заметить. Например, в СССР таки общественным грехом был грех гордыни, который не считался пороком и который, в конце концов, открыл дорогу всем другим грехам, поставив крест на советском социализме.

Мы переживаем сейчас фазу идеологического перелома, когда идеология потребительства еще сильна, но «едет с ярмарки», а идеология нестяжательства еще слаба, но общество уже предъявляет запрос на её гегемонию в общественном сознании. Мы наблюдаем культурное (и даже некультурное) насилие с обеих сторон: арьергардные бои либерализма скатываются в террор, слово Божие требует ратного подвига на полях СВО в свою защиту.

Господь долготерпелив, но когда люди слишком долго испытывают Его терпение и слишком далеко задвигают Его заповеди, Он попускает скорби и бедствия, принуждая неразумных и упорствующих в грехе через боль и страдания обратиться к Истине. Россия воюет против коллективного Запада, вооруженного сатанинской либеральной идеологией и имманентным ею капиталистическим укладом. Святейший Патриарх, надо отдать должное его духовной зоркости, 27 марта 2024 года объявил СВО Священной войной («С духовно-нравственной точки зрения специальная военная операция является Священной войной, в которой Россия и ее народ, защищая единое духовное пространство Святой Руси, выполняют миссию “Удерживающего”, защищающего мир от натиска глобализма и победы впавшего в сатанизм Запада»). Чтобы победить в этой Священной войне (Армагеддоне?), Россия должна приложить титанические усилия и предъявить «городу и миру» христианский проект. Сатану способен победить Христос и только Христос, на всех уровнях и планах бытия – духовном, идеологическом, геополитическом, экономическом. Эта победа должна быть полной и тотальной, только тогда это будет Победа, а не «перемирие» – и свершиться она должна не только на полях сражений, но и в тылу, и в сердце каждого русского человека. Мы слишком долго пытались отсидеться в стороне с ведерком попкорна в руках, но война не закончится, пока каждый не станет воином – Христа или сатаны. Через войну Бог принуждает Россию к социализму. И каждого из нас принуждает к Последнему выбору – мы за Россию или против нее? Мы за Христа или против него?

Костерин Андрей Борисович, православный публицист, г. Владимир

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Костерин
Любовь
Вирша во дни Рождественского поста...
05.12.2024
Октябрьская революция 1917 года – евразийский взгляд
Октябрьская революция была «мертвой водой», но окропить Россию «живой водой» – всё еще нерешенная задача
08.11.2024
Русофобия как геополитический аспект христианофобии
Кто за Россию – тот за Христа, кто против России – тот за Антихриста
07.11.2024
«Пророк бедных» Густаво Гутьеррес
Памяти католического священника – идеолога теологии освобождения
25.10.2024
Сколько алчных тварей окрест нас?
Идеократия как точная наука
02.09.2024
Все статьи Андрей Костерин
Освободительный поход Русской армии на Украину
«Движение по лестнице Кана может перерасти до ядерных ударов»
О главных вызовах для России в 2025 году
03.01.2025
Не дай Бог нам подойти к такой черте! / Может ли
Россия проиграть? / Чего ждать от 2025-го?
03.01.2025
«Сделать всё возможное, чтобы мир наступил как можно скорее»
О главных итогах 2024 года и надеждах на новый 2025 год
01.01.2025
Все статьи темы
Русская цивилизация и Запад
Молитвы в новогоднюю ночь – возвращение к истории
Год от года число молящихся растёт
03.01.2025
Чашу весов может склонить случайное событие /
Ахиллесова пята мировой элиты
03.01.2025
На пути к созданию новой идеологии
О необходимости идеологии. Статья первая
31.12.2024
«Участь иуд всегда одна и та же»
За отбеливанием Мазепы стоит не только офис Зеленского, но часть иерархии УПЦ
30.12.2024
Европа споткнулась и упала в 1517 году
Реформация в Европе повлияла на все последующие столетия
30.12.2024
Все статьи темы
Русская цивилизация
«Наша задача – готовить детей к будущей семейной жизни»
О трудностях введения в школах предмета «Семьеведение»
03.01.2025
«Подобные изображения "демонических" существ неприемлемы»
Православные общественники Самары обратились к Президенту России по поводу «шишиг-летунов»
03.01.2025
С Новолетием, друзья!
Новый год – это как бы наш общий «день рожденья»
31.12.2024
«Мы вернули в литературу достоинство, честь и патриотизм»
О главном литературном событии 2024 года – литературной премии «Слово»
31.12.2024
Тонкая нить персидского ковра и ось Москва – Вашингтон – Лондон
К подписанию Договора о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве России и Ирана
30.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Россия, несомненно, часть Запада
Новый комментарий от Александр Волков
03.01.2025 11:00
Почему «Орешник» никогда не победит Левиафана?
Новый комментарий от Алекс
03.01.2025 10:33
Порядок восстановления монархии по закону
Новый комментарий от Алексей050619744
03.01.2025 10:16
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
03.01.2025 10:08
Развиваться необходимо не только физически, но и духовно
Новый комментарий от Игорь Ал
03.01.2025 09:38