Снова демарш против Трампа. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш заявил, что «мы находимся на пороге новой эры. Ископаемое топливо иссякает, и наступает эра чистой энергии. Давайте экономику и людей защитим перед ценовыми шоками, перебоями и геополитической нестабильностью». В общем, будущее за солнечной и ветровой энергетикой! Но это противоречит тезису «мага» Трампа: «Бури, детка, бури! Больше ископаемого топлива!»
Данное высказывание прокомментировал в программе «Железная логика» на радиостанции «Вести.ФМ» известный политолог Сергей Александрович Михеев. Материал под заголовком «Порог новой эры "чистой" энергии. Есть серьезное подозрение» опубликован в блоге политолога.
«Что творит Гутерриш! Никаких границ не знает, и нет на него управы! Хотя американцы ему вроде бы платят за политическую позицию. По поводу доклада Гутерриша про солнечную энергию, что ее использование подешевело на 41%, а раньше было в четыре раза дороже бензина и всего остального: подходя к этому аполитично – если придут времена, когда солнечная энергия станет значительно дешевле нефтепродуктов, то, наверное, ее будут широко использовать. И только там, где это возможно: например, в Заполярье полгода полярная ночь – какая там может быть солнечная энергия? Понятно, что никакой. За Полярным кругом живет не так много народу, но Россия – единственная страна, где за полярным кругом есть крупные города.
То есть да, наверное. Но пока это не так, говорить не о чем. “А давайте искусственно (несмотря на то, так это или не так) заставим всех перейти на экологически чистые виды энергии”. Тем более, что их экологическая чистота относительная. При изготовлении солнечных батарей, ветряков тоже используется много энергии, есть отходы, в том числе очень вредные – просто они концентрируются в другом месте», – отметил эксперт.
«На всё это нужна энергия, на построение и т.д. То есть к этому есть вопросы. Смысл не в том, что кто-то принципиально против экологически чистых видов энергии (хотя есть и такие – нефтяные компании должны быть против), а логика чисто рыночная: если это будет выгоднее, то будут использовать шире; если не будет выгоднее, то не будут. Многие ученые, в том числе российские (например, Санкт-Петербургский горный университет, в котором мне как-то удалось побывать и поговорить с его замечательным руководителем), считают, что запасы нефти и газа практически неисчерпаемые. Более того, существует теория, что нефть – это воспроизводимый ресурс. Поэтому пока она есть, пока ее много и пока она дешевле, ее будут использовать – это совершенно точно и однозначно», – подчеркнул политолог.
«Плюс ко всему, здесь чисто политическая подоплека. Гутерриш говорит: “Те страны, которые упираются, не хотят, теряют, отстают от будущего”, намекая в том числе на нас. Есть серьезное подозрение (и об этом в свое время писали), что за этим прослеживается некий политический заказ: “Давайте маргинализуем те страны, которые добывают нефть, газ и уголь, чтобы создать такую экономику и такое устройство мира, при котором их ресурсы станут невостребованными”. Тогда это будет, во-первых, инструмент политического влияния; а во-вторых, способ снижения их роли и веса в мировой повестке дня. Думаю, здесь речь идет и о нас.
Хотя в общем и целом, конечно, необходимо развивать в этой сфере какие-то исследования и смотреть, что будет и чего не будет, а дальше уже определит ситуация.
Что касается нефти и газа: мы их добывали, добываем и будем добывать. Но интересно, что недавно Владимир Путин сказал, что жить исключительно за счет нефтегазовых доходов – это неправильно, потому что мы видим, как нас сейчас ограничивают в торговле нефтью и газом, это ведет к снижению конкурентоспособности. Я с ним согласен и лишь добавлю то, что всегда говорил: собственное производство, производство готовой продукции – вот на что надо выходить. Путин тоже об этом говорил, выступая на автомобильном заводе: то, что мы не утеряли способность производить собственные автомобили – это хороший признак того, что перспективы есть. Своя собственная готовая продукция, соотносимая по “цене-качеству” – это путь к реальной независимости», – заключил Сергей Михеев.