Греческий сайт «Свет Фанара» 6 декабря 2024 г. выложил материал под названием: «Вселенский Патриарх: сегодня, в начале XXI-го века, недопустимо продолжать жить с фанатизмом, малодушием и предрассудками».
В тексте приводятся слова Главы Константинопольского патриархата: «...Как и большинство православных церквей, каждый год отмечают великий праздник Рождества – 25-го декабря, также как и Римско-Католическая церковь. Так же, как римско-католические общины в Греции соблюдают православный канон определения даты Пасхи, чтобы праздновать её вместе со своими православными братьями; так же, как в Финляндии в течение многих лет дата Пасхи была общей для всех христиан, мы предлагаем установить её на всехристианском уровне и, в частности, на основе способа определения даты Пасхи при православной церкви».
По правде говоря и с точки зрения истины, мы хотим здесь отметить, что определение празднования дня Пасхи в Православной Церкви не может быть истолковано произвольно и по личному усмотрению, будь то экуменические, папские, политические или геополитические мотивы. Оно установлено и вытекает из решения Первого Вселенского Собора (325 г.); седьмого апостольского канона и многих толкований святых отцов, согласно которым Пасха празднуется в первое воскресенье после первого воскресенья полнолуния, которое наступает после весеннего равноденствия. На основании этого правила все поместные православные церкви равны (см.: Лазар Миркович. Хеортология. Белград, 1961, с. 207).
Константинопольский патриарх Варфоломей I, вместо того, чтобы своими действиями успокоить происходящие в Православной Церкви землетрясения, которые угрожают её выживанию (а это – прежде всего потрясения между самыми густонаселенными анклавами Московским и Константинопольским патриархатами, где произошёл разрыв евхаристического общения), действует наоборот и только подливает «масла в огонь» своими словами. В подтверждение наших слов мы заявляем, что подобное проявилось в отдельном тексте отдельной статьи, который опубликован 7 декабря 2024 г. на том же сайте «Фос Фанариу» («Свет Фанара»). Патриарх Варфоломей I «рассказывает» о «бесчеловечной политике Путина» и «антихристианской проповеди» патриарха Московского.
Мы убеждены, что Ватикан и Фанар творят «законопроект без трактирщика», пытаясь под эгидой празднования 1700-й годовщины Первого Вселенского собора и совместного празднования Пасхи в грядущем 2025 году, которая выпадает на один и тот же день для православных и католиков. Они хотят или уже устанавливают единство на нездоровых основаниях. Мы громко заявляем об этом по ряду причин. Особенно, если учесть тот факт, что два церковных главы безответственно и по-антихристиански принимают: концепции «благословения однополых брачных союзов»; игнорируют многочисленные новшества, давно введённые Римско-Католической церковью, а также другие антиевангельские решения. И мы считаем, что, следовательно, таким образом они всё больше и больше отходят от истины и ведут за собой миллионы людей к гибели.
В этом месте мы хотели бы особо указать на цинизм Константинопольского патриархата и Ватикана в ознаменование 1700-й годовщины Первого Вселенского Собора (325 г.), на котором присутствовали такие святые отцы, как св. Николай, св. Спиридон, св. Ахилл и другие, и как паписты и экуменисты хотят злоупотребить празднованием будущей годовщины. Фактически, этим актом и действом они впадают в противоречие, так как причиной созыва Первого Вселенского собора по инициативе императора Константина Великого (305-337 гг.) с участием 318 епископов было, именно и во главе, осуждение ереси Ария; в то время, как этим грядущим объединённым мероприятием хотят размыть все ереси Римско-католической церкви, неестественным и неканоническим образом изобразить «единство» с православной церковью!
Мы также удивляемся тому факту, что сегодняшние два церковных главы не извлекли адекватных и правильных уроков из событий их бытности 1965 года. Патриарх Константинопольский Афинагор I и папа Римский Павел VI хотели отменить взаимно наложенные анафемы, которые были написаны на латыни указом 16 июля 1054 г. Папские легаты оставили его на священной трапезе в храме Святой Софии, на что патриарх Константинопольский Михаил Керуларий отреагировал и созвал собор, который решил, что анафема об отлучении должна быть возвращена тем, кто ее произнес. Идея взаимной отмены анафемы была инициирована Константинопольским патриархатом, после чего был издан «Томос любви», прочитанный в базилике Святого Петра в Риме на II Ватиканском соборе. Во время церемонии, в которой приняли участие 2399 римско-католических представителей, где делегаты Константинопольского патриархата заняли почетное место.
В соответствии с усилиями того времени по установлению церковного единства возникла идея сравнения двух церквей с «двумя лёгкими», сделанная чуть ранее проримокатолическим русским философом Вячеславом Ивановым. Римско-католическая церковь горячо приняла эту идею, понимая, что она помогает процессу глобализации. Примечательно отметить, что две церкви проигнорировали основные причины раскола и анафемы, другими словами, они обошли ИСТИНУ, которая представляет собой основную предпосылку, с которой любовь составляет целое.
В связи с этим важно отметить, что, к сожалению, все нововведения, принятые Римско-католической церковью, которые навсегда отделили ее от Церкви Христа первого тысячелетия, были полностью проигнорированы. Как тогда, так и сегодня! Речь идёт о серьёзных экклезиологических разногласиях, таких как Филиокве, папское первенство, непогрешимость, непорочное зачатие Богородицы, Чистилище, Святая Евхаристия, индульгенции, Крещение, святое помазание и др.
Когда дело доходит до сравнения двух церквей с «двумя лёгкими», одна из которых страдает от многочисленных ересей, в отличие от логических медицинских советов, которые предложил бы любой врач-пульмонолог, т.е. начав применять терапевтические методы, направленные на излечение больного лёгочного крыла, два церковных предстоятеля и сегодня продолжают попытки объединить «два лёгких», игнорируя реальную опасность того, что здоровое лёгкое может заболеть от больного, и тем самым Православная Церковь попадет в ловушку ереси. В то же время такие попытки представляют собой нападение на учение о существовании только одной церкви, той, что основал для нас Иисус Христос, апостолы расширили, а святые отцы укрепили. Наконец, в 9-й статье Символа веры написано: «Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Заметим: не в две или более церкви, а в Единую!
Когда-то Сербская православная церковь могла служить ярким примером, когда она сама в одиночку защищалась от римско-католических ересей и униатских нападок. Незадолго до проведения соборов в Ферраре и Флоренции (1438-1439 гг.) Византия находилась под угрозой со стороны османов, в результате чего восточные христиане обратились к западным за помощью. Однако Ватикан ответил на это обращение от своих братьев за помощью шантажом. Другими словами, им обещали помощь со стороны стран Западной Римско-католической Европы при условии, что они подпишут союз с Римско-католической церковью, что Православная Церковь признает верховную власть Ватикана.
Как отмечает один из самых выдающихся историков-канонистов, научный советник исторического института Сербской академии наук и искусств профессор, доктор Миодраг М. Петрович в книге «Сербия на перекрестке Востока и Запада» (Белград, 2013, с. 147.): «В то время сербский правитель Джурадж Бранкович (1427-1456 гг.), в отличие от правителей других православных стран, которые убеждали и даже поощряли своих церковных сановников участвовать и принимать решения униатского Ферраро-Флорентийского собора, сопротивлялся многочисленным давлениям и по согласованию с Сербским патриархом Феодосием (1439-1449 г) принял решение, чтобы Сербская православная церковь не отправляла делегацию на этот униатский собор». Согласно М. Петровичу, патриарх Феодосий и был сербским Марком Эфесским.
А что можно сказать, несмотря на все предупреждения и очевидные опасности для выживания Православной Церкви в целом, о сегодняшних православных экуменистах, которые принимают причастие православных и католиков (intercommunion)?
Ответ на этот вопрос был дан наиболее точно упомянутым профессором доктором Миодрагом М. Петровичем в его книге (с. 148-149): «Люди из православных церквей постольку-поскольку служат «папоцентризму». Ярким примером является проповедь епископа из Бачки Иринея (Буловича), которую он произнес в белградской архиепископии в октябре 2003 г., по случаю празднования 25-й годовщины понтификата папы Иоанна Павла II: «…таким образом, веруя, прежде всего; во всех римско-католических приходах в каждого епископа, и особенно – в первого из своих епископов, того, кто на протяжении многих веков, целых 1000 лет был первым епископом всей христианской Вселенной или эйкумены. Пока существует единая и единственная христианская эйкумена, мы надеемся и молимся Святому Духу, чтобы он снова когда-нибудь снизошёл. И если это произойдёт в истории, опять же, по древнему каноническому порядку, епископ города Рима сталбы первым епископом христианской Вселенной».
Ещё: «…Епископ района Бачки Ириней наиболее достоин состоявшегося в Белграде в сентябре 2006 г., собрания Смешанной комиссии по диалогу. Помощников со-епископа и профессора богословия для такой миссии достаточно. И как будто он не удовлетворен тем, чего достигла смешанная комиссия по диалогу за последние 30 лет, он ещё больше стремится ускорить движение к союзу. Как будто существующих «исторических мостов» недостаточно, поэтому он дополнительно прибегает к каким-то новым мостам. Так, недавно в чужой епархии – Сремской, не обращая внимания на строгие канонические принципы неприкосновенности прав каждого архиерея в границах управляемой им области, он организовал в национальном парке «Фрушка гора» международную богословско-педагогическуювстречу – собрание катехизаторов (учителей религиоведения). Это мероприятие состоялось в гостинице«Norчev» (что принадлежит хорватскому акционеру) с 2 по 7 сентября 2008 г. В нём приняли участиене только учителя религиоведения, но и Римско-католической Архиепископии г. Белграда. Всё было организовано при участии и сотрудничестве с Евангелической церковью Германии, традиционными церквями Реформации в Сербии при поддержке Фонда Конрада Аденауэра».
К сожалению, мы видим из приведённого выше примера, констатацию факта, что экуменизм и папизм распространились сегодня как инфекционное заболевание, которым заболели многие церковные сановники Поместных Православных Церквей. Как маленькие, так и большие! Поэтому необходимо, чтобы во всех Поместных Православных Церквях прозвучал публичный призыв изолировать всех духовно больных архиереев (патриархов, архиепископов, митрополитов, епископов и др.) ради выживания Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви – нашей единственной православной церкви, которая в настоящее время находится под угрозой экзистенциальной опасности больше, чем когда-либо прежде за свою долгую историю.
В заключение необходимо отметить, что когда речь идёт о Константинопольском предстоятеле патриархе Варфоломее I, все его шаги и действия, направленные в сторону папской идеологии, не приносят никакой пользы по укреплению единства между Поместными Православными Церквями и православия в целом. Напротив, это наносит огромный ущерб, прежде всего, Константинопольскому патриархату, как учреждению, миссия которого в православном мире должна быть сосредоточена на защите церковно-канонического порядка.
Любое решение или деятельность патриарха Варфоломея I, если оно не отражает соборность, единодушие всех предстоятелей Поместных Православных Церквей дискредитирует его достоинство и лишает его права выступать от имени всей Православной Церкви. Несмотря на это, если Константинопольский предстоятель всё-таки решит в одностороннем порядке подписать какой-либо документ или даже некий «союз» с Римско-Католической церковью, это ни в коем случае не будет означать, что вся Православная церковь стала униатской, но таким поступком Константинопольский патриархат и его предстоятель потеряют репутацию, уважение и роль, которыми они веками пользовались в православном мире.
Что касается Поместных Православных Церквей, даже самых маленьких, которые не будут следовать папской идеологии, они будут иметь в себе полноту Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви с вселенской миссией, даже если они будут сведены к «малому стаду», которому Спаситель говорит: «Не бойся»! (Лк. 12: 32).
Диогенис Д. Валаванидис, Президент «Центра защиты христианской идентичности», Председатель комитета по религиозным вопросам «Центра геостратегических исследований», Белград