Сегодня очередная дата Октябрьской революции. Одни празднуют эту дату по привычке, другие по убеждению, третьи потому что это очередной повод выпить. Но, как понять людей, которые, называя себя православными, празднуют дату рождения власти, ставившей своею целью уничтожение Православной Церкви.
После провозглашения советской власти Православная Церковь единственная открыто отказалась выполнять требования Советского правительства, касающиеся изменения внутреннего устройства Церкви и её деятельности. А в смутные годы гражданской войны она единственная призывала воюющие стороны к примирению и согласию. Поэтому советское правительство с первых дней своего существования начало жесткий террор против Православной Церкви.
Началось повсеместное уничтожение православных храмов. Только за 20-е годы было передано на слом 6000 православных храмов и монастырей, уничтожались мощи святых. Множество священников и монахов погибли, защищая от осквернения святые мощи. В отчетах уполномоченных представителей советской власти проходили сведения, что за такие действия только в 1922-1923 годах на месте «были уничтожены 2691 священника, 1962 монаха и 3447 монахинь».
Но, несмотря ни на что, православные священники и прихожане защищали свои храмы и монастыри от разрушения. Расскажу только о нескольких случаях. Так, в селе Пески Николаевского округа народ во главе с духовенством попытался помещать действию представителей советской власти, ворвавшихся в храм во время службы. За это были проведены массовые аресты, а священник Павленко, дьякон Бернов и четыре мирянина были расстреляны. В Венееве Тульской губернии народ тоже пытался воспрепятствовать закрытию храма. За это настоятель храма Чугунов и несколько мирян были расстреляны. Так происходило по всей территории бывшей Российской империи, где была установлена Советская власть.
Священство Православной Церкви, в своём подавляющем большинстве, даже под угрозой смерти не отказывались от православия, за что часто принимали мученическую смерть. Агентами советской власти в Киеве был пытками замучен до смерти Митрополит Киевский Владимир. Тело его было найдено изуродованным, со следами многочисленных побоев и колотых ран. В Тобольске был утоплен епископ Саратовский Гермоген. Несмотря на угрозы, пытки и истязания, архиереи и священники вели себя мужественно. Епископ Амвросий (Гудко) был убит по личному распоряжению Троцкого. В канун своей кончины на собрании братства православных приходов епископ Амвросий говорил: «Мы должны радоваться, что Господь привёл нас жить в такое время, когда можем за него пострадать. Каждый из нас грешит всю жизнь, а краткие страдания и венец мученика искупают грехи всякие». Епископ спокойно встретил свою смерть от рук палачей. Петроградский протоиерей Алексий Ставровский был арестован в качестве заложника и вывезен в Кронштадт. Заложников выстроили на плацу и объявили: «Каждый десятый будет расстрелян в возмездие за Моисея Соломоновича Урицкого, а остальных отпустят». Рядом с протоиереем Алексием Ставровским стоял совсем молодой священник, на которого выпал жребий. И отец Алексий предложил ему: «Я уже стар, мне не долго осталось жить, иди себе с Богом, а я стану на твое место». После расстрела тело мученика было брошено в воды Финского залива.
Но и после окончания гражданской войны террор против православного священства и монашества продолжался. Так иерей Валериан Новицкий, настоятель Свято-Троицкой церкви с.Толядовичи Копыльского района Белоруссии, был арестован в январе 1930 г. Из тюрьмы он прислал матушке письмо: «Диночка! Мне предложили жизнь предложили отречься от Бога и от священнического сана. Я отказался. Как ты справишься одна с детками». Он не отказался от Бога, не отказался от сана, несмотря на жесткие допросы, никого не оговорил и был за это расстрелян. Точно так же был убит отец Петр Грудинский из Тимковичевской церкви в Белоруссии. В последней записочке из тюрьмы он писал жене: «Отречься от веры во Христа, Который составляет смысл всей моей жизни, от Которого я видел столько благодеяний, и оставить Его в то время, когда я приближаюсь к могиле?! Я не могу и не сделаю этого». Мы знаем множество имен православных архиереев, монахов и приходских батюшек, которым предлагали ради сохранения жизни отказаться от веры и сана. Но все они добровольно приняли мученическую смерть, но не отреклись от Бога и Церкви и не отказались от сана.
Так, уже к 1936 году на всей территории Белоруссии (кроме территорий Западной Белоруссии, оккупированных Польшей) остались на свободе и служили всего 164 священника, монаха, диакона и псаломщика. А к 1941 году на всей территории СССР на свободе осталось 6376 священнослужителей (что составило 2,9% от количества православного священства, монашества и псаломщиков в 1914 году). Из высшего духовенства к 1939 году осталось живыми и не арестованными всего четверо: два епископа и два митрополита. Это был весь епископат Православной Церкви.
Видя невозможность уничтожить Православную Церковь террором, советская власть попыталась раздробить церковную организацию «обновленчеством». Но все эти попытки потерпели крах из-за массового отказа православных верующих идти в эту созданную советской властью т.н. «церковь». Следует отметить, что «обновленчество» и любые нововведения советской власти, направленные против Православной Церкви, активно поддержали не православные христиане.
Кстати, сегодняшние протестанты и католики любят укорять Православную Церковь за деяния тех, созданных советским правительством, искусственных псевдоправославных групп. Но какое отношение эти группы имеют к Православной Церкви? На основании всего нескольких приведенных фактов мы видим, как советская власть относилась к истинному православию.
Может, материал статьи поможет некоторым православным внимательнее присмотреться к юбилею «Великого Октября».
Леонид Анатольевич Чепелев, учитель истории, педагог-психолог, Могилёв (Беларусь)