Недавно на одной встрече вновь пришлось выслушать долгий и гневный монолог (прямо надо сказать – произнесённый совершенно не к месту, потому что встретились люди по совершенно иному поводу) некой дамы, представившейся руководителем местного дворянского общества или что-то в этом роде.
Гнев, обращённый, понятно, на «большевистскую революцию», репрессии, ненавистный советский строй, не вызвал в собравшихся ответной реакции, и всё-таки мне хочется, пусть с запозданием, на это выступление ответить.
Возвращаться к теме, которую я уже не один раз комментировал, приводя примеры из мемуаров и другой исторической литературы, не очень-то хотелось. Однако – кто виноват в революции 1917 года в России.
Всякий раз меня удивляет один факт – говоря о перевороте 1917 года, ненавистники советского периода в России упоминают октябрьские события, не вспоминая при этом первооснову смуты – февраль и многие десятилетия целенаправленной подготовки к ней через расшатывание основ законной власти, пропаганду, ложь, террор…
Монархисты и особенно всевозможные дворянские общества категорически заявляют – только большевики виновны в произошедшем.
Однако я приводил множество фактов, представленных в бесчисленных документах и книгах, что главным двигателем революционного движения в Российской Империи было именно дворянство, сочувствующие им промышленники и купечество обеспечивали финансовую сторону дела. Отпрыски самых известных и богатых семей России шли по пути подготовки революции ради свержения монархии. Исходя из этого, как минимум, за всё произошедшее, в том числе за террор и репрессии, логически и неизбежно последовавшие после незаконного свержения власти (отстранения Государя от руководства страной в феврале 2017 года), должны нести ответственность и «сливки» тогдашнего российского общества.
В выпуске 12 Института мировой литературы им. А.М. Горького «Горький. Неизвестные страницы истории (материалы и исследования)» в статье И.А. Бочаровой «Переписка Горького с Е.Д. Кусковой (1921-1930 г.)» приводятся отрывки из письма Екатерины Дмитриевны Н.В. Волконскому (цитируется по книге: Н. Берберова. Люди и ложи. Русские масоны ХХ столетия. Нью-Йорк. 1986. С. 215): «Ничего общего это русское масонство с заграничным масонством не имеет. Это русское масонство отменило весь ритуал, всю мистику. Цель масонства – политическая работа, работать в подполье, на освобождение России». Для этого – «захватить высшие и даже придворные круги (…) Движение это было огромно. Везде были "свои люди". Такие о-ва, как Вольно-Экономическое, Техническое, были захвачены целиком. В земствах то же самое (…) К Февральской революции ложами была покрыта вся Россия» (выделено в тексте жирным – Е.Д. Кусковой).
Как отмечает автор статьи, причастность самой Кусковой к масонству была «достаточно ограниченной».
Но вот как вспоминает Екатерина Дмитриевна своё пребывание в ссылке в Нижнем Новгороде в 90 годы девятнадцатого века и общение с Горьким в своих мемуарах «Давно минувшее» («Новый журнал». Нью-Йорк, 1956. № 51. С. 159-160): «Мы искали союза с "низами"; одни – с крестьянами, другие с рабочими. А нами интересовались и – так казалось – нам симпатизировали круги так называемой буржуазии. "Мучные богачи" Блиновы, Бугровы весьма гордились знакомством с Максимом Горьким и вообще с радикалами. Давали и субсидии на разные культурные предприятия. (…) Так что нельзя сказать, что верхушка населения совсем не интересовалась высланными. Странным было лишь то, что тянулась она к левым. Правые, как и во всё предреволюционное время, были – в нетях».
Уже в письме к А.М. Горькому в Сорренто Е.Д. Кускова пишет из Праги, переживая расстрел в России князя Долгорукова и вспоминая: «Сейчас в доме князя находится институт Карла Маркса и Энгельса. А когда-то внизу этого дома заседали мы, хлюпики, вместе с князьями Долгоруковыми, пытаясь расшатать самодержавие. Заседали мы там тайно, в качестве членов Союза Освобождения. Я хорошо знаю, что последний и решительный удар нанесли самодержавию массы. Но чтобы подготовить почву этому акту, нужно было отнять у царизма поддержку высших и средних классов. (…) Как это ни странно сказать, но князь был кровно связан с революцией…».
Все три приведённых отрывка однозначно показывают, кто готовил революцию в России, кто несёт за произошедшее беззаконие ответственность.
А уж то, что революции питаются кровью – об этом разве что младенцы не знают. Десятилетия РСФСР-СССР с неимоверным трудом и людскими потерями проходили путь от времён революционного диктата до мирного существования власти с народом. Но так и не дотерпели – в конце века вновь всё рухнуло, и полилась кровь. У истоков этого кровавого потока (расстрела избранного парламента в Москве), как и прежде, стояли самые «демократические и образованные» люди. Правые (патриоты), «как и во всё предреволюционное время, были – в нетях».
Понятно, что революционерам, тайно заседавшим в особняке князя Долгорукова, мечталось о светлом, справедливом и добром будущем. Только не думали они, что беззаконие всегда рождает другое беззаконие, о пришествии которого предупреждал в известном своём предсказании М.Ю. Лермонтов:
Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать;
И зарево окрасит волны рек
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь – и поймешь,
Зачем в руке его булатный нож
И горе для тебя! – твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет все ужасно, мрачно в нем,
Как плащ его с возвышенным челом…
Здесь совсем не будет лишним его повторить.
Валерий Викторович Сдобняков, секретарь Союза писателей России, главный редактор журнала «Вертикаль. ХХI век»