По благословению епископа Переславского и Угличского Феоктиста в Переславской православной гимназии им. св. блгв. кн. Александра Невского 18-19 октября сего года прошел второй обучающий образовательный семинар «Корнесловно-смысловой подход к воспитанию и обучению детей».
Семинар прошел при духовной поддержке игумена Иоанна (Титова), наместника Борисоглебского монастыря и игуменьи Евстолии, настоятельницы Переславского Никольского женского монастыря. Его инициатор и организатор - лингвист, психолог, педагог, руководитель Православно-педагогического общества им.свв. равноап. Кирилла и Мефодия, кандидат педагогических наук Василий Васильевич Семенцов. Тема семинара была сформулирована весьма многообещающе: «Педагогика возвращения к истинной сути вещей».
Православная гимназия в лице директора Валентины Кондратьевны Толстовой вместе с педагогическим коллективом гостеприимно открыла свои двери, чтобы принять делегации православных педагогов, приехавших из разных регионов страны.
На это необычное мероприятие собралось более ста педагогов и священников из Санкт-Петербурга, Москвы, Ярославля, Переславля-Залесского, Ростова Великого, поселка Борисоглебский Ярославской области, Алтая, Иванова и других. Все открытые уроки и доклады этого обучающего семинара объединяла одна цель: возвращение к живым Евангельским образцам человеческих отношений.
Согласно учению основателя православного языковедения, президента Российской академии адмирала А.С.Шишкова, эти вечные образцы человеческих отношений содержатся в древних корнях слов отечественного языка. В течение открытых уроков ведущим преподавателям из образовательных учреждений Борисоглеба, Ростова, Санкт-Петербурга удалось раскрыть суть корнесловно-смыслового подхода (КСП) в преподавании стандартных учебных предметов в средней школе.
«Корнеслов», согласно Василию Семенцову – это «первоначальная корневая система, от которой происходит словарный состав нашего родного языка». Православное обращение к ней позволяет восходить не только умом, но и сердцем к первообразам Богом данных нам слов, восстанавливая позабытое истинное их значение.
Об этом методическом подходе к раскрытию исходных первообразных смыслов ключевых слов каждого урока и к основанной на иконологии ключевых слов православной педагогике после торжественного молебна в школьном храме, рассказал кратко организатор семинара Василий Васильевич Семенцов.
Он особо подчеркнул важность обмена опытом между педагогами православных гимназий и совместного поиска новых методических приемов и способов преподавания, которые вели бы к гармоничному личностному росту ребенка, включающему интеллектуальное развитие в единстве с духовным совершенствованием взрослеющего православного христианина, гражданина России и патриота Отечества.
Учитель истории и заместитель директора знаменитой школы села Ивановское на Лехте Борисоглебского района («школа Владимира Мартышина») Денис Александрович Кормилицын в своем уроке Александр Невский «Не в силе Бог, а в правде» рассказал о глубинной правде исторической миссии святого русского князя – воина и молитвенника о русской земле.
О явных и сокровенных смыслах повести А.С.Пушкина «Капитанкая дочка» поведала борисоглебский учитель литературы лауреат Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» Светлана Ференцевна Щукина.
«Пушкинская» тематика уроков доминировала не случайно: ведь в этом году отмечается 225-летие со дня рождения Александра Сергеевича, а второй день семинара пришелся на 19 октября – традиционный «день Лицея». Вечно живой пушкинский дух витал оба дня над переславской православной гимназией.
Интересный экспериментальный совместный урок «Вещественное и существенное в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» провели два педагога из пос. Борисоглебский – Оксана Олеговна Семенова и Елена Витальевна Шибанова. Необычность урока состояла в том, что первая преподает в школе физику, а вторая – русский язык и литературу. Из их живого диалога удивленные гимназисты узнали, как нагонная волна наводнения на Неве переходит в душевное волнение «бедного Евгения».
Казалось бы, непреодолимое средостение между физическим и психологическим явлениями, снимается через корневой анализ слова «волна». Такая синергия литературного и естественнонаучного анализа великого произведения поэта, как мы увидели, может дать нетривиальный углубленный взгляд на предмет рассмотрения. И открывает перспективу для подобных интегральных уроков в школах.
Сам организатор семинара Василий Васильевич Семенцов на примере другой поэмы Пушкина – «Евгений Онегин» и поэзии Ф.И.Тютчева с помощью корнесловия разобрал примеры милосердия и страстей в контексте православного миросозерцания обоих русских гениев слова.
Корнесловие в педагогике применимо даже к самым маленьким ученикам. Ирина Анварбековна Давыдова – воспитатель Дошкольного образовательного учреждения из Ростова Великого продемонстрировала на видеозаписи как интересно и в то же время глубоко в духовном плане – вникая в смысл каждого слова – можно знакомить дошколят со сказками Пушкина.
В свою очередь, учитель труда из Санкт-Петербурга Дмитрий Николаевич Усков доходчиво рассказал о том, как правильно построить собственный дом, понимая не только функциональное назначение необходимых стройматериалов, инструментов и приемов, но глубинное Значение слов, которыми они именуются.
А иеромонах Филарет (Коноплев) из Свято-Троицкой Сергиевой Приморской мужской пустыни (г. Санкт-Петербург) поразмышлял с учениками о глубоком смысле отцовства в контексте темы «Авраам– отец верующих».
На второй день семинара тему отцовства-сыновства подхватил и блестяще развил в своем докладе «Воспитание наследников отеческого сыновства в системе современного образования» клирик Никольского монастыря – иерей Евгений Ефремов. Разобрав на основе корнесловного словаря «ГЛАГОЛЪ», составленного В.В.Семенцовым, древнейшие слова «отец», «сын», а также «дух», отец Евгений вывел простую и в то же время глубокую богословскую трактовку неразделимой взаимосвязи Трех Лиц в Единстве Божества Пресвятой Троицы.
На этой основе докладчик показал основополагающее значение Отцовства в христианстве, которое ныне в значительной мере ушло и из педагогики и из семейных отношений под напором агрессивного феминизма с одной стороны – и разъедающего инфантилизма с другой.
Иными словами об этом же, а также об отторжении девочками женственности, о росте в детских коллективах агрессии, разъединении со сверстниками; воинственном эгоизме детей и слепой защите их родителями как всегда артистично и проникновенно говорил в своем импровизированном выступлении дорогой гость семинара – известный пастырь, духовник Алексеевского женского монастыря в Москве, филогог, член Союза писателей России, педагог высшей категории – протоиерей Артемий Владимиров. Накануне батюшка помолился на ночной Божественной Литургии на монастырском подворье в Годеново вместе с клириками Никольского монастыря, приняв затем участие в дружеской трапезе, побеседовав с приехавшими паломниками.
Интересно, что участники семинара, не выступавшие с открытыми уроками перед гимназистами, были не просто слушателями, но активными соработниками выступавших. Каждый «корнесловный» урок транслировался с двух видеокамер в актовый зал. Одна снимала педагога, другая – лица учащихся. А зрители в зале, разбившись на группы, внимательно отслеживали эмоциональную реакцию каждого гимназиста на необычный урок. По методике Семенцова они записывали в своеобразные анкеты невербальную оценку отношения учеников к услышанному – в градации: от восхищенного внимания – до скуки и раздражения. Суммированные результаты показали, что предложенные темы уроков и подход к их раскрытию через корнесловие оказались очень интересны школьникам. Заскучавших не было совсем! А ведь среди слушателей уроков были не только учащиеся 9-11-классов, но и пятиклассники.
В последний день семинара состоялось неформальное, горячее обсуждение проведенных уроков и услышанных докладов, а также самой методики корнесловия в педагогике. Причем в обсуждении активно участвовали и педагоги Православной гимназии имени свт. блгв. князя Александра Невского, которых серьезно увлекла новаторская педагогическая методика.
«Состоявшийся семинар по результативности, интеллектуальному уровню и сердечной, подлинно христианской атмосфере превысил все мои ожидания, – признался организатор мероприятия Василий Васильевич Семенцов. – Такие встречи учителей и священников, объединенных любовью к русскому слову и истокам нашей речи, восходящим в пределе к Логосу-Христу, дают надежду на то, что образование наше благодаря усилиям педагогов-подвижников начнет преодолевать нынешнее мертвенное состояние, возвращаясь по своему корневому определению к ОБРАЗу Божьему. Отдельную благодарность я хотел бы выразить игуменье Никольской обители матушке Евстолии и директору Переславской Православной гимназии – Валентине Кондратьевне Толстовой и нашему благотворителю, известному московскому предпринимателю и меценату Михаилу Васильевичу Клюкину за благоволение и всестороннюю помощь в организации и проведении этого семинара.
В ближайшее время намечено провести еще три подобных обучающих образовательных семинаров – в Гатчине, Иваново-Вознесенске и, наконец – в Москве. Мы хотим объединить не только учителей православных школ, гимназий, воспитателей детских садов, но и всех отечественных педагогов, неравнодушных к православию, желающих внести в преподавание своих предметов христианские образы, возводящие чада ко своему наследию».
«Без Христа суетно всё образование», – говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский. Так пожелаем же помощи Христовой сему благому начинанию!
Андрей Евгеньевич Самохин, член Союза писателей России
Фотографии сайта Подворья Никольского Женского Монастыря