Нами уже сказано о невежестве и непросвещённости украинской паствы (подробнее), приведших не просто к нестроениям в канонической Украинской Православной Церкви, но подтолкнувших УПЦ к опасному пути раскола после печально известного собрания (совещания) мирян и духовенства в Феофании в мае 2022 г., объявленного пост-фактум «собором». По прошествии более чем двух лет мы убедились в том, что уступки в канонических церковных правилах, установленных Соборами Святых Отцов, не приводят к мирному сосуществованию с раскольниками. Напротив, малейший компромисс причиняет Церкви Христовой – Богочеловеческому организму – многие скорби и лишения.
Приведем пример. Осуществляются не просто безграмотные, но кощунственные попытки «изгнать» Святых из числа почитаемых Церковью, но «принадлежащих агрессору и оккупанту» – благоверного Великого князя Алексадра Невского, в схиме Алексия (подробнее) и преподобного Сергия Радонежского. Можно полюбопытствовать, а в память о каких святых наречены, в этом случае, раскольнические самосвяты, именующие себя «священниками», и когда же они празднуют тезоименитство? В духовном пространстве, где, собственно, Церковь Христова и пребывает, «агрессором и оккупантом» являются лишь падшие ангелы, ставшие «духами злобы поднебесными».
Гравюра Ивана Мазепы начала XVIII века, Германия
Церковная безграмотность чиновников украинского режима привела к тому, что духовенство УПЦ подвергается светским судам, в то время как в период до переворота 1917 года в Российской Империи, прежде чем предать светскому суду епископа, то есть лицо духовного звания, потребовалось бы решение Священного Синода о лишении его сана и извержении из монашеского чина. Такие прецеденты история Русской Православной Церкви знает, в частности в отношении члена Священного Синода митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича), который в 1763 году в неделю Торжества Православия, анафематствуя ереси, а также изменника вере Православной Мазепу, провозгласил также «анафему обидчикам церквей и монастырей», имея в виду Государыню Екатерину Великую. Владыка Арсений был извержен, предан светскому суду, скончался в узах под именем «Андрей Враль», но был прославлен в чине священномученика в 2000 году (подробнее). Лишь в безбожные советские времена духовенство массово подвергали «судам» без лишения их сана, собственно, лишь за принадлежность к духовному званию. Как недавно в проповеди поделился Патриарх Кирилл, его маме пояснял начальник тюрьмы, указав в окно на прохожих, идущих по улице Ленинграда, что они все «под следствием», а те, кто попали в тюрьму – эти уже «осужденные»… «Декоммунизация» ли на самом деле происходит на Украине или это вывеска, под которой скрывается тот самый «большевизм», но с противоположным знаком и «на мове»?
Среди Святых Русской Православной Церкви есть праведник, почитаемый и Украинской Православной Церковью в Соборе святых Слобожанского края. В 2010-х годах украинский писатель-шестидесятник Валерий Шевчук перевёл на современный украинский язык поэму «Брань честных семи добродетелей», написанную этим святым в 18 веке. А в 1997 году этот же киевский литератор сочинил новеллу «Иоасаф». Речь идёт о святителе Иоасафе Белгородском, малороссийском дворянине Иоакиме Андреевиче Горленко (1705–1754).
Иоасаф (Горленко), еп. Белгородский. Гравюра. 1865 г.
За какие же заслуги так почитаем в современном украинстве святой праведник «страны-оккупанта»? Напомним, что родился Иоаким Горленко 8 сентября 1705 года в Прилуках на Слобожанщине в семье полковника Прилуцкого казачьего полка Андрея Дмитриевича Горленко, а его мать – Мария Даниловна – дочь гетмана Данилы Апостола. Среди родственников Иоакима Горленко мы видим и духовенство: дядю – иеромонаха Пахомия в Киево-Печерской Лавре, младшего брата Михаила – архимандрита Митрофана (Горленко) и племянника – архимандрита Наркиса (Квитку), сына Прасковьи Андреевны Горленко, дядюшку известного украинского писателя Григория Федоровича Квитки-Основьяненко. Квитка-Основьяненко составил биографию святителя Иоасафа, своего двоюродного дедушки (прадяди), изданную в Киеве в 1836 году и много раз переиздававшуюся.
В 1709 году дед и отец Иоакима Горленко – святителя Иоасафа Белгородского – вместе с предателем Иваном Мазепой бежали в Османскую империю, но после безславной кончины гетмана вернулись на родину в Российскую Империю, где понесли заслуженное наказание, покаялись и были помилованы.
Бегство Андрея и Димитрия Горленко, родителя и деда святителя Иоасафа Белгородского, вместе с изменником Мазепой, подробно описал князь Николай Давидович Жевахов (1874-1945), брат-близнец священномученика епископа Иоасафа Могилёвского – князя Владимира Давидовича Жевахова (1874–1937). Князь Владимир Жевахов принял ангельский монашеский чин в 1924 году в СССР с именем святителя Иоасафа Белгородского, своего дальнего родственника. Братья-близнецы родились в семье князя Давида Дмитриевича Жевахова, выходца из грузинского княжеского рода Джавахишвили. Его отец – дед братьев – князь Дмитрий Михайлович Жевахов, был женат на Любови Давыдовне (рождённой Горленко), правнучке двоюродного брата святителя Иоасафа Белгородского. Детство и юность их дедушка провёл в отцовском имении Линовица на Полтавщине и в Киеве, где у его матери был дом.
Отметим, что будущий епископ Иоасаф (Жевахов) с октября 1908 года, будучи мирянином, являлся действительным членом Православного миссионерского общества и стал соучредителем Православного Камчатского братства, основанного иеромонахом Нестором (Анисимовым). Спустя 10 лет в Киеве епископ Нестор (Анисимов) совершит тайное погребение генерала графа Федора Артуровича Келлера, убитого петлюровцами, идейными наследниками Мазепы (подробнее).
Князь Николай Живахов, брат-близнец будущего епископа Иоасафа (Жевахова), написал очерк «Дмитрий Горленко, полковник прилуцкий, наказной гетман» и опубликовал его в своей книге «Святитель Иоасаф Горленко, епископ Белгородский и Обоянский: материалы для биографии, собранные и изданные князем Николаем Давидовичем Жеваховым», том 1, часть I: «Предки Святителя Иоасафа», Киев: типография Киева-Печерской Лавры, 1907, страницы 81-120.
Князь Николай Живахов, Бари (Италия), из его книги (СПб., 2023)
Этот же очерк вошел в новую книгу неизвестных прежде рукописей князя Николая Жевахова «Очерки русского благочестия» серии «Строители духа на родине и чужбине. Россия – Италия», изданную в Петербурге в прошлом году. «Его церковно-общественное служение в России завершилось на посту товарища обер-прокурора Святейшего Синода, о чем он оставил известные воспоминания. После краха Империи князь Жевахов эмигрировал в Италию, где опекал учрежденное при его участии подворье для паломников к гробнице святителя Николая Чудотворца в Бари и пытался сплотить правый стан белоэмигрантов в борьбе против большевизма», - сказано в аннотации к новому изданию трудов князя.
И в книге 1907 года, и в новом издании обращает на себя внимание пассаж в отношении Мазепы: «Это была не измена в том смысле, в каком она обычно понимается, напротив, то был безнадежный крик отчаяния…». В обоих изданиях в сноске автор (князь Жевахов) подает список «украинской шляхты» (не поднимается рука написать, что это список «малороссийского дворянства»), изменивших Государю Петру Великому вместе с Мазепой. В этом довольно пространном списке находим обоих Горленко – отца и деда святителя Иоасафа Белгородского. А также некоего «шляхтича» Зеленского. Становится понятным «промыслительное» избрание нынешнего однофамильца Зеленского на пост (скорее роль, причем скверную) президента Украины со всеми вытекающими последствиями… Дай Бог, чтобы внук уже просроченного президента Зеленского принял монашество, но не в шутку, причем злую, как его дед принял президентство, а последовал примеру святителя Иоасафа Белгородского, и вымолил у Господа прощение смертных грехов своему неудачливому деду.
Елена Родионова, правосавная публицистка, Киев