Ни для кого уже не секрет, что на примере Украины Фанар реализует стратегию «объединения христианства», которая впоследствии может быть применена на более широком уровне. Ее первоначальная цель – сформировать новую унию на базе раскольничьей структуры «ПЦУ» и УГКЦ (греко-католики). Если данная задача будет выполнена, то Константинопольский Патриархат и Ватикан станут, увы, использовать «украинский прецедент» в качестве доказательства того, что воссоединение православных и католиков без изменения догматов их учений является достижимым и реальным.
Когда Патриарх Варфоломей решился на то, чтобы создать «ПЦУ» и дать ей «томос», его главным ресурсом был его собственный авторитет и былой (исторический, к слову, сомнительный) авторитет Вселенского Патриархата. На сколько реалистично лидер Фанара оценивал риски своего предприятия? Но эти риски на себя Патриарх Варфоломей принял и уже понес значительные потери и издержки – для себя лично, для себя как Вселенского Патриарха и для единства всего Православия в целом.
Захваты храмов и насилие в пользу «ПЦУ» Патриарха Варфоломея, судя по всему, не очень уже радуют. Очевидцы утверждают, что после литургии в Таллинне в июне прошлого года Патриарх Варфоломей говорил, между прочим, о том, что единство церкви нельзя строить на насилии…
По мнению международных церковных юристов, захватами, избиениями и прочими актами грубого насилия сторонники и представители ПЦУ не просто создают весьма сомнительную репутацию для себя и для всей Украины. Они «подставляют» Патриарха Варфоломея и «подмачивают» его значительно пошатнувшуюся репутацию после несанкционированного вторжения в духовное пространство УПЦ в 2018 году – зону чужой канонической юрисдикции. Кроме прочего, насильственные действия не имеют ничего общего с Христианством, поскольку еще больше радикализируют общество, подрывают верховенство закона, приносят страдания другим людям, заставляют ответственных, но заблудших и попавших в раскол «ПЦУ» прихожан, не согласных с насилием, нести бремя стыда и коллективной ответственности, дистанцироваться от этих действий и тоже страдать от репутационных издержек.
Пример тому – преступления мера города Черкассы, который уже отлучен от Церкви Христовой митрополитом Черкасским Феодосием. Владыка лишь констатировал факт отпадения от Церкви украинского чиновника высокого ранга, после того, как тот организовал безобразное побоище с ограблением прямо в кафедральном соборе. Учитывая, что в своем поступке этот безответственный чиновник, увы, не раскаивается…
В момент изгнания из кафедрального собора и избиения раскольниками 17 октября Владыка Феодосий обратился в видеозаписи прямо «с места преступления» к главе Фанара: «Я был удивлен вашим гостеприимством, простотой в общении и, казалось бы, желанием помогать всем православным во всем мире. Но вследствие ваших же действий наша Церковь – Украинская Православная Церковь – страдает. Ваши "духовные чада", легализованные раскольники "Киевского Патриархата" нас избивают. Они захватывают наши храмы, разоряют монастыри, продвигают и лоббируют законы по запрету нашей Церкви, возбуждают против нас уголовные дела, на них выступая "свидетелями" и "потерпевшими". "Ваше Святейшество", п. Варфоломей, прекратите своим словом беззаконие на украинской земле! Прикажите своим "духовным чадам" остановиться, не издеваться над верующими людьми, если они считают себя православными. Это в вашей власти» (смотреть видеообращение).
Иерарх Украинской Православной Церкви митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука предложил развить «Амманский формат» до уровня площадки для постоянных консультаций и переговоров между представителями Православных Поместных Церквей. Архиерей считает, что активное общение внутри мирового Православия, в будущем поможет предотвратить появление межцерковных кризисов. Такое предложение митрополит Лука выразил в своём докладе, зачитанном во время международной конференции в Белграде, посвящённой теме влияния Константинопольского патриархата на судьбу Православия на Украине (подробнее).
А, тем временем, пока в духовном пространстве Украины творятся беззакония, сравнимые с временами большевизма в СССР, глава Фанара открывает себе очередной памятник… Подобные явления мы наблюдали в тоталитарных обществах по отношению к политическим лидерам. Можно вспомнить ещё прижизненный советский памятник в Киеве новатору в области металлургии академику-долгожителю Борису Патону, изобретателю электросварочной технологии (его именем назван мост через Днепр, созданный по им изобретенной технологии).
Фото: Лидер Фанара рядом с памятником ему самому (из открытых источников)
Тем не менее, 15 октября в Австралии, накануне «черкасского побоища», патриарх Варфоломей участвовал в церемонии открытия «скромного памятника» себе самому в монастыре Панагии в Мельбурне. Издание Оrthodoxtimes сообщает: «Статуя изображает Вселенского патриарха Варфоломея, сидящим в естественной, непринужденной позе, его руки мягко лежат на коленях и держат книгу с надписями на греческом и английском языках «Конституция Церкви».
К слову, в Австралии глава Фанара удостоен степенью доктора богословия от католического университета Нотр-Дам. Касательно монумента, напомним, что это уже не первый памятник «себе любимому»: в 2015 году п. Варфоломей водрузил себе бюст перед зданием Высшей богословской школы на острове Халки в Греции.
Фото: архимандрит Павел (Груздев), русский старец
В контексте вышеизложенного, напомним о Десяти ступенях, ведущих на Небо, составленных простым, но Великим русским старцем современности (документальный фильм здесь) – архимандритом Павлом (Груздевым): 1. Совершенно забыть свое Я; 2. Плакать о грехах; 3. Быть кротким; 4. Познавать волю Божию; 5. Быть милостивым; 6. Иметь чистое сердце; 7. Быть миротворцем; 8. Терпеть за правду; 9. Терпеть поношение за Христа.
Далее у отца Павла – пропущенная строчка, а записи продолжаются. Вероятно, 10 ступень – это уже достижение Небес, обретение Бога, Бытие с Богом. Вот и вся кратко изложенная «Высшая богословская школа» по-православному! На какой ступени пребывает глава Фанара? Ответ очевиден: «первый без равных»… А это уже почва для глобальной унии.
Посему в пушкинских строках, вынесенных в заглавие, мы поставили знак тире, чего у поэта, как мы знаем, нет. А «памятником нерукотворным» п. Варфоломею стала, увы, поруганная, избитая и гонимая Церковь Христова на Украине.
Когда готовился этот материал, появилась в ютубе видеозапись судебного заседания по обвинению Владыки Лонгина, героя Украины. Более рутинное мероприятие трудно себе представить… Владыка Лонгин, понимая абсурдность происходящего – ведь судить Митрополита имеет право лишь Церковный Суд – во время технических перерывов пытался достучаться до «правосудия» своим словом! Увы, «процедура» процесса, вновь использовала Владыку, перенесшего 5 операций, воспитавшего более 500 детей-сирот, в качестве безмолвного статиста… В итоге, увозить Владыку из здания суда пришлось на карете скорой помощи. Вот эти кадры, где ВСЁ понятно без слов.
Оставим это безмолвное видео на совести лидера Фанара в качестве «нерукотворного памятника».
Елена Родионова, православная публицистка, Киев