Александр Невский и «дочь князя Брячислава»
Точная дата рождения Святого Благоверного князя Александра Невского, второго сына Великого князя Киевского Ярослава Всеволодовича, внука Великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо и праправнука Владимира Мономаха в летописях промыслительно не зафиксирована. В житии Святого важна дата его славной кончины, а также обретения или перенесения его Святых мощей. Киевский ученый Андрей Видишенко напоминает, что существуют две версии рождения 33-го правителя Руси рода Рюрика Великого князя Александра Ярославича. Новейшая – это 13 мая 1221 года, другая, так называемая «старая» историографическая традиция свидетельствует о рождении князя 30 мая (старого стиля) 1220 или, даже, 1219 года, но в летописях такую запись не находим. Зато существует летописная запись о супруге Александра Невского. Мирское имя её не известно, но мы знаем, что она дочь Брячислава, князя Полоцкого, и о том, что брак был заключён в Торопце, а после кончины мужа она последовала примеру супруга, приняв схиму.
История супружеской четы Великого князя Александра и дочери князя Полоцкого Брячислава была хорошо известна Марии Александровне, супруге легендарного командира графа Фёдора Артуровича Келлера, принявшего мученическую кончину в Киеве в декабре 1918 года. В советские годы на Святой Руси она, уже в монашестве с именем Херувима, будет руководствоваться духовным подвигом супруги Александра Невского. С душевным теплом встретит вдова генерала Келлера появление художественного фильма «Александр Невский» в преддверии лютой годины нашествия гитлеровцев на Святую Русь. Существует мнение, что монахи избегают фотофиксации, в особенности в безбожные времена, но, возможно, после просмотра кинокартины «Александр Невский» монахиня Херувима согласилась участвовать в фотосъёмке семьи своих «советских родственников» вместе со старцем Серафимом (Кондратенко) (подробнее https://radonezh.ru/2024/08/02/monahinya-heruvima ). Художественный фильм «Александр Невский» широко демонстрировали даже в самых отдаленных деревнях, что отражено в современной кинокартине «Поп» о событиях Великой Отечественной войны в пределах Псковской Духовной миссии на территории современной Латвии (посмотреть фильм: https://youtu.be/jhfybumwBUo?si=jswNHXAyNHU0HEEb ).
Фрагмент генеалогической таблицы, «История Российская от древнейших времен» Михайло Щербатов, том 1, Спб, 1770-ые
Подвижническое служение Великого князя Киевского и Владимирского, князя Новгородского и Переславль-Залесского Александра Ярославича было направлено на то, чтобы облегчить жизнь наших предков в то горькое время, когда большинство русских земель претерпели разорение от монголо-татарского нашествия, а те немногие, что не были разорены, столкнулись на северо-западе с вызовом католической экспансии Тевтонского ордена. Начав процесс собирания удельных княжеств, Великий князь Александр Ярославич стал, вместе с митрополитом Киевским Кириллом, предтечей духовного возрождения Русской Земли и её грядущего выхода из оков междоусобной смуты.
За всю жизнь не проигравший ни одной битвы, Великий князь Александр, Небесный покровитель дипломатов, никогда не выступал инициатором военных конфликтов, руководствуясь в своей политике нравственной максимой, - «не в силе Бог, а в правде». «Кто с мечом на Русь пойдет, от меча и погибнет», - все боевые действия под его руководством были лишь отражением внешней агрессии и защитой собственной территории.
Князь Александр Невский вошёл в отечественную историю не только как выдающийся государственный деятель, мудрый дипломат и талантливый полководец, чья ратная слава навеки вписана в историю Русской Земли, но и как великий защитник веры и один из наиболее чтимых святых нашей Православной Церкви, который в самый тяжёлый для Отечества час не поддался на уговоры Папского престола и отказался заключить унию с Римом, отстояв национальное самосознание и стратегическую независимость Русской цивилизации.
Летописи повествуют о видении воеводы Ижорского: Святых страстотерпцев благоверных князей Бориса и Глеба, идущих на помощь Александру в Ледовом побоище.
Кадр из кинокартины «Александр Невский», режиссер Сергей Эйзенштейн, 1938 год
В 1262 году во Владимире, Суздале, Ростове, Переславле, Ярославле и других городах были перебиты татарские откупщики дани. Тогда хан Берке, первым из монгольских правителей принявший ислам, потребовал произвести военный набор среди жителей Руси, поскольку возникла угроза его владениям со стороны сородича ильхана, «правителя народов». Таков был титул высшего правителя у тюркских и монгольских народов, в частности ильхана Ирана - чингизида Хулагу, внука Чингис-хана, основателя династии Хулагуидов, правившей в созданном им Иранском ильханстве в Передней Азии.
Памятуя о славном подвиге своего дяди Святого благоверного князя Михаила Черниговского и болярина его Феодора, принявших мученическую кончину в Батыевой Орде в пору юности Александра Невского, Великий князь многократно бывал в Орде и благополучно возвращался. Двадцать лет спустя князь Александр Ярославич в который уже раз направился в Орду, чтобы попытаться убедить хана отказаться от необоснованного требования повиновения. Поездка Великого князя Владимирского затянулась фактически на год. На этот раз в Орде, где и прежде Александр Ярославич бывал и удачно возвращался, он занемог, хотя ему удалось умиротворить хана Берке. Уже будучи больным, Александр Ярославич выехал на Русь.
Приняв в пути схиму с именем Алексий, благоверный князь-инок скончался 14 ноября 1263 года по одной из версий - в Городце Волжском, по другой - в Городце Мещёрском. Митрополит Киевский и всея Руси Кирилл – первый русский митрополит после Батыева нашествия - возвестил народу во Владимире о его смерти словами: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли», и все с плачем воскликнули: «Уже погибаем!»
Кадр из художественного фильма «Александр Невский», режиссер Сергей Эйзенштейн, 1938 год
Погребён был Александр Невский в монастыре Рождества Пресвятой Богородицы во Владимире и до середины 16 века этот монастырь считался первым монастырём на Руси, «архимандритьей великой». Рака с мощами князя Александра была поставлена в церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
Святые мощи и небесное видение
Спустя более 100 лет, в 1380 году благодаря сонному видению пономаря, открыты его мощи нетленными и положены в раке поверх земли, как записано в Житиях Святых Русских и Апокалипсисе толковом в 16 веке и Великих Минеях Четиих, собранных всероссийским митрополитом Макарием. Согласно спискам Никоновской и Воскресенской летописей 16 века, во время пожара во Владимире 23 мая 1491 года «тело князя великого Александра Невского «згоре» (сгорело).
В списках тех же летописей 17 века рассказ о пожаре записан иначе, очевидно, открылись ранее неизвестные факты. Упомянуто, что мощи чудесным образом сохранены от пожара, при этом людям было небесное видение - князь Александр на коне поднимался вверх. Очевидно это видение послужило в дальнейшем ярким образом для создания памятника Петру Великому – Медного Всадника. Памятника Государю, заложившему град в местности, где его Святой предшественник одержал великую победу над тевтонцами. И в память о том, что Пётр Великий велел установить раку с мощами Святого правителя в Александро-Невской лавре. Образ всадников, но уже других - Государя Александра Благословенного и полковника Най-Турса – будет запечатлён в XX веке писателем-киевлянином Михаилом Афанасьевичем Булгаковым в романе «Белая гвардия».
Кадр из х/фильма «Александр Невский», режиссер Сергей Эйзенштейн, 1938 год
В 1547 году, спустя триста лет, на Церковном Соборе благоверный князь Александр Невский, а также его дядя благоверный князь Михаил Всеволодович Черниговский с боярином Феодором, были причислены к лику святых. Летописи сохранили имя сына боярина-мученика Феодора – Борис, который «по кончине отца своего пошёл в Тверь, где от него пошли Шетневы».
В Лицевом летописном своде, созданном приблизительно в 60-70-х годах XVI века, помещено повествование о сохранении мощей, но без небесного видения поднимающегося на Небо всадника Александра. В летописном своде Иоанна Грозного 1491-1510 годов сказано, что мощи, хотя немного и пострадали от пожара, но, как и пелена на гробе, были сохранены Богом. Здесь же помещён рассказ, который ведётся от первого лица, о чудесном исцелении руки «синкелла» Благовещенского собора Афанасия. Ранее «синкеллом» именовали церковный чин при Византийских патриархах и епископах, изначально сокелейника, в дальнейшем, лицо, сопровождавшее патриарха на соборы. Предположительно, речь идёт об Афанасии, митрополите Московском. Владыка был во Владимире в свите царя Иоанна Грозного во время Казанского похода, молился у гроба Александра Невского, вложил руку в отверстие, находящееся на гробе, и получил исцеление. Этот рассказ повторяется в Степенной книге редакции 18 века с добавлением Небесного видения - князь Александр на коне поднимается вверх.
Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 года Святые мощи Александра Невского доставлены в Шлиссельбург 20 сентября и оставались там до 1724 года, когда 30 августа/12 сентября были установлены в Александро-Невской церкви Александро-Невского Свято-Троицкого монастыря (ныне Александро-Невская лавра) по повелению Петра Великого. При освящении в монастыре в 1790 году Троицкого собора мощи положены в нём в серебряной раке, пожертвованной императрицей Елисаветой Петровной в 1753 году.
Фотография всадника
Ратные и духовные подвиги Святого благоверного Великого князя Александра Невского почитал другой легендарный полководец кавалерист, также не ведавший поражений в битвах, но иной уже войны начала 20 века - Великой войны 1914-1918 годов – граф Фёдор Артурович Келлер. Генерал, оставшийся верным Государю после вынужденного отречения Святого Царственного Страстотерпца Николая. В годину разразившейся Смуты, воин Феодор Келлер находился в Харькове, где постигал глубины веры, учась смирению в сложившихся новых обстоятельствах и сопутствовала ему супруга Мария Александровна, рождённая княжна Мурузи, представительница древнего молдавского обрусевшего православного рода. Графа Келлера часто видели в Харькове на богослужениях – высокого роста генералу трудно было оставаться незамеченным. Супруги Келлер почитали духовные подвиги Александра Невского, в память о ком был наречён дипломат Александр Константинович Мурузи, отец Марии Александровны. В 20 веке Александра Невского стали особо чтить дипломаты как Небесного покровителя своей профессии.
На фото: Командир 3-го конного корпуса, генерал-лейтенант граф Фёдор Артурович Келлер и офицеры 1-го Оренбургского казачьего полка на Буковине. Фрагмент фото 1915 года, автор - Борис Фёдорович Келлер, ЦДКФФАУ им. Г.С. Пшеничного
Легендарный командир Фёдор Артурович Келлер скорее отождествлял себя с Феодором - боярином Святого князя Михаила Черниговского, дяди Александра Невского. Супруги Келлер нарекли своего сына Борисом – в память о сыне Святого боярина Феодора. Будучи фотографом-любителем, поручик Борис Фёдорович Келлер создал несколько десятков военных снимков 1914-17 годов. На одном из них запечатлён всадник – его отец. Этот образ в начале 1920-ых годов Михаил Афанасьевич Булгаков перевоплотит из фотографического в литературный в своём романе «Белая гвардия».
В память о подвиге Александра Невского решение об иночестве супруги Келлер по обоюдному согласию приняли ещё в Харькове после трагической вести об убийстве Государя Николая Александровича и всей Царской Семьи, а осуществили замысел в ноябре 1918 года.
В последние дни своей жизни 14-19 декабря 1918 года, в добровольном «заточении» в Михайловском Златоверхом монастыре в Киеве, генерал граф Келлер действовал как дипломат. Он не воспользовался не только предложением германцев спасти ему жизнь «переодевшись немцем», но отверг помощь монахов покинуть обитель через потайной ход вслед за спасенными им офицерами. В попытке избежать братоубийственной войны, имея на то благословение Святейшего Патриарха Тихона, генерал отдал своё оружие противнику, рассчитывая на понимание петлюровцами воинского этикета – старым генералам оставляли оружие, доверяя слову!
Увы, «разношёрстые полуинтеллигенты» Петлюра, Винниченко и Грушевский, не находившие согласия даже между собой, были далеки и от понимания дипломатии. По иронии судьбы, дипломатическую миссию новоявленной украинской державы в то время выполняла супруга учёного-лингвиста Зигмунда Келлера, сестра Левко Чикаленко, помощника Владимира Винниченко. Без суда и следствия Директории генерал Фёдор Артурович Келлер, тайный монах, был убит ночью выстрелом в спину возле памятника «киевскому Медному Всаднику» - славному гетману Богдану Хмельницкому. В ту ночь свидетелем как Директория «умыла руки», стала надпись на пьедестале – слова запорожцев на Переяславской раде 1654 года: «Волим под царя московского, Православного!»
Отпет воин мученик Феодор Келлер был тайно и под «другим», монашеским именем, погребён в Свято-Покровской обители, устроенной Великой княгиней Александрой Петровной, в тайном постриге Анастасией, ныне святой преподобной Анастасией Киевской. В 1930-ые годы могила воина была разграблена, а Святые мощи мученика исчезли. Киевляне верят в обретение мощей воина Феодора Келлера и надеются на всенародное прославление легендарного командира, повторившего подвиг своих Святых предшественников 13 века - Александра Невского и Феодора, боярина Великого князя Михаила Черниговского.
Киевляне, современники графа Фёдора Артуровича Келлера, сразу отождествили мученическую кончину генерала, а, затем, его сына Бориса, с подвигом первых русских христиан варягов-мучеников - отца и сына - имевшем место за 5 лет до Владимирова Крещения Руси в 988 году и оказавшем решающее влияние на цивилизационный выбор Святого Равноапостольного Великого князя. Михаил Афанасьевич Булгаков отразил мнение киевлян в своем романе «Белая гвардия». Писатель зашифровал имена варягов-мучеников в загадочном имени Най-Турс своего персонажа полковника, который в сонном видении явился в виде Небесного всадника.