11 сентября в Нижнем Новгороде открылись II Всероссийские игры святого благоверного князя Александра Невского. Соревнования организованы Патриаршей комиссией по вопросам физической культуры и спорта совместно с Министерством спорта России, Правительством Нижегородской области и Нижегородской митрополией. Игры проводятся по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Эти детско-юношеские соревнования (возраст спортсменов – от 12 до 16 лет) имеют огромное воспитательное значение. Они содействуют духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодёжи, укреплению межнациональных и межконфессиональных дружественных связей, способствуют тому, чтобы юное поколение уважало и ценило великую историю России. В одной из дискуссий на играх выступил с репликой наш постоянный автор протоиерей Вячеслав Пушкарёв, приславший нам текст своего выступления.
Любая тема связанная с кибернетикой сегодня так или иначе актуальна, и вопрос нашего участия в понимании этой актуализации — не является надуманным или бессмысленным. Сегодня в этой теме самый важный смысл нашего развития в ближайшие годы.
Стоит напомнить, что идею частичного перехода православной миссии на кибернетические рельсы мы подняли еще на третьем миссионерском съезде нашей патриархии, но тогда были мы осмеяны, и нас постарались не услышать. Хорошо, что информация имеет свойство просачиваться через самые качественные преграды.
Кибернетическая революция поставила соискателя знаний в очень непростое положение… Ведь если в прошлом, научная литература (как главный источник знаний) создавалась и пополнялась с максимальной осторожностью и ответственность и потому была авторитетной, то сегодня, когда книги ушли в прошлое, а доступ к научному интернет-контенту имеют мало контролируемые люди, вся информация в этом контенте стала мало авторитетной для серьезного соискателя. Всё приходится перепроверять и при этом иметь в виду погрешности. Это плохо для науки, но — открывает новые просторы для педагогики и для образования.
Старый (практически малоприменимый в прошлом) педагогический постулат, что дети должны учиться играя, в наш кибернетический век обретает более конкретные черты и границы применимости. Мир компьютерных игр и компьютерного спорта ограничен своим числом любителей и профессионалов, но их число внушает оптимизм тем, кто пошёл за Христом «ловить человеков». Мы найдём там много своих…
Известно, что бывают одарённые и не очень одарённые памятью дети и подростки. Они объективно имеют проблемы, как наполняемости знанием, так и самоидентификации — одним «знание в голову не лезет», а другим «ум девать некуда». Как показала практика, компьютерные игры и особенно онлайн-игры решают эти вопросы. Не на раз, но решают хорошо. Так, например, всего за полгода-год подростки, севшие за международные игровые столы, выучивают разговорный английский язык и при этом запоминают все редкие специальные термины. Это даёт им дополнительные возможности для самоопределения, как иллюзорно — за клавиатурой, так и реально — в различных отраслях жизни.
Таким образом, киберспорт может и должен стать системой нашего проникновения в умы всего играющего человечества. Ведь, как известно, «капля камень точит». Союз богословов, практических психологов, литераторов, аниматоров, переводчиков, графических редакторов, программистов и самих игроков, объединённый церковным финансированием, способен создавать онлайн-игры и прочий игровой контент на уровне произведений Ф.М. Достоевского, который понесёт в себе всё учение христианства и всю практику их приложения к жизни. Для этого необходимо только максимальное качество игровых приложений.
В среднем нормальные школьники и студенты (не игроманы!) проводят за клавиатурой 3-7 часов в сутки. Практически один и тот же уровень (чтобы его пройти) ими повторяется от 3- х до 20-и раз. По сути, это та же зубрёжка, только по ходу дела и без занудливости, без подзатыльников. Правильно и интересно построенные картинки видео-ряда, закадровые звуки, монологи главных героев — всё это, будучи наполнено нужным содержанием и уровнем психического напряжения, способно (почти) заменить учителя и выполнение домашнего задания по любой дисциплине. И вот точно так же с возможностью выстроить христианское мировоззрение и алгоритмы христианской практической жизни — это возможно в смысле накопления знаний и готовых алгоритмов поведения. «Repetitio est mater studiorum» — повторение мать учения. Незаметно, играя, получая удовлетворение, геймер одновременно учится, учится, учится и учит, учит, учит (если может), ведь он ведёт живой диалог с товарищами по команде или с оппонентом. Здесь даже те самые «ослы» в любом случае будут иметь какой-то прибыток знаний, умений и даже утешение.
Отличный пример для рассмотрения и изучения онлайн-игры: «Цивилизация», «Ведьмак», «Танки» и др. топовые игры, ведь через них игроки получают и закрепляют в себе огромное количество реальных знаний по технике, тактике, стратегии, дипломатии, магии, истории и пр… Да что ещё нужно? Лётчиков и космонавтов учат на онлайн-играх управлять сложнейшими машинами и принимать реальные важнейшие решения.
Оставим акт воцерковления в стороне, потому как не мы призываем верных в лоно Церкви-матери, а Сам Господь Иисус Христос — Спаситель мира. Нам довольно исполнять порученное от Него послушание: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:16). Для этого, на данном этапе, Церковь определила священство заниматься оглашением и это худо-бедно работает. Однако если посмотреть в глубины истории, мы увидим, что такой опыт уже у нас был, и институт оглашения потихоньку ушёл в анабиоз. Это связано с недостатком качества и личной активности, т.е. с человеческим фактором, что в любом случае неизбежно. Современное же увлечение молодёжью онлайн-играми, снимает этот аспект — лёгкого, но всё же насилия и делает воцерковление постоянным действом, которым можно заниматься всю жизнь, если можно так сказать, походя — через все возможности кибернетики. Так сказать от косяка к косяку, от врат к вратам, на которых написано: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» (Втор. 6:4-9).
На вопросы: «Где?» и «Как?» есть только один ответ — без сотрудничества с государством, которое очень заинтересованно в этом, больших результатов может и не быть. Но ежели всё же без государства, то нужно максимально сократить весь аппарат епархиальных и патриархийных чиновников, начать экономить на бумаге, электричестве, чернилах, на зарплате фотографов и модераторов приходских и епархиальных сайтов, закрыть все епархиальные газеты и журналы, оставив только патриархийные. Высвободившиеся средства консолидировать в патриархийном Институте Онлайн-образования, который будет координировать идеи и финансировать необходимый игровой и образовательный контент, программное обеспечение.
Понятно, что всё это не просто, но уже сейчас видно, что это реально может быть. «Per aspera ad astra!» — через тернии к звёздам. Нужно только решение, чтобы рискнуть.
Протоиерей Вячеслав Пушкарев, историк, писатель, Иркутск