По словам одного из лучших современных иконописцев Александра Чашкина, «Россия – понятие не только географическое. Это понятие мистическое. Пока есть Православная Церковь – Россия жива, ибо только в храме посредством молитвы и икон, мы входим в общение с Небесной Церковью и Небесной Россией, где святые и мученики являются светочами, освещающими нам путь к Богу и жизни Вечной».
Эти проникновенные мудрые мысли опубликованы в Aльбоме «В поисках красоты и истины. Творчество Александра Чашкина», изданном в 2011 году. С тех пор прошло немало времени. Альбом посвящён светлой памяти Сергея Георгиевича Лунёва, прославленного донецкого шахтёра, по инициативе которого рядом со Святогорским монастырём в селе Богородичное был построен храм «Всех скорбящих радости», освященный в 2005 году, позднее разрушенный вместе с мостом через Северский Донец отступающей Украинской армией. Более того, наместник Святогорской Лавры Митрополит Арсений до сих пор находится под арестом в Днепропетровске в ожидании суда по обвинению в помощи Русской Армии.
«Каждая человеческая судьба промыслительна – пишет Александр Чашкин. К иконописи он шёл долгим путём. Увлекался конным спортом, пел в оперной студии, а затем в церковном хоре, закончил четырёхгодичное вечернее отделение живописи в МГХИ им. Сурикова с дипломом художника-монументалиста.
Его первые детские впечатления связаны с красотой Иссык-Куля и Тянь-Шанских гор, где отец Иван Николаевич Чашкин родом из Харьковской области, руководил конным заводом. В начале 60-х годов знаменитого создателя новокиргизской породы лошадей пригласили на работу во Всесоюзный институт коневодства, расположенный на Рязанской земле в посёлке Дивово, неподалёку от Есенинского села Константиново.
С железнодорожной станции Дивово в своё время юный Есенин уехал искать счастье в Москву. В 1915 году в стихотворении «Табун» он вспоминал:
В холмах зелёных табуны коней
Сдувают ноздрями златой налёт со дней.
С бугра высокого в синеющий залив
Упала смоль качающихся грив.
Дрожат их головы над тихою водой,
И ловит месяц их серебряной уздой…
Думается, промыслительно, что мне, в будущем автору книги «Златоглавый. Тайны жизни и гибели Сергея Есенина» (1995, 2005), довелось познакомиться в 1970-е годы с Александром Чашкиным на Рязанской земле.
В Москве нас жизнь свела с кругом гениального художника-самородка Василия Яковлевича Ситникова, который открыл свою бесплатную Академию живописи для всех желающих на улице Ибрагимова в однокомнатной квартире, все стены которой были завешаны иконами, собранными на помойках. Лучшим учеником Ситникова в те годы считался глубоко религиозный художник Александр Харитонов, которому удавалось воссоздавать потусторонний мир с ангелами.
Наш учитель Василий Яковлевич утверждал, что в природе не существует линий, а только объёмы. Более того, любая точка имеет глубину. Одним цветом, чаще всего синим ультрамарином сухой кистью, он создавал удивительные картины: бесконечные просторы России, сливающиеся с небом, и храм на горизонте, к которому ещё надо найти дорогу.
Некоторые его работы стали называть Nude (обнаженная), а по сути, он изобразил «Превращение в Свет». Нет, мы не исчезнем. Мы превратимся в Животворящий Свет. Таким будет итог нашего земного пути, где-то запечатленный. Однажды мы с Василием Яковлевичем говорили о том, что закон сохранения энергии равен бессмертию души.
В 1975 году неожиданно для всех Ситников, получивший признание за рубежом, засобирался на Запад. Некоторые утверждали, что он, словно Садко, отправляется в дальнее странствие. Отговаривал его только известный коллекционер греческого происхождения Георгий Дионисович Кастаки. А я приводила свои доводы: «Россия для тех, кто её любит». Мне казалось, что Ситников за границей не приживётся. Так оно, к сожалению, и случилось. Закончив в Австрии огромное эпическое полотно с так называемыми героями нового времени, Ситников направился в Нью-Йорк, где заказы сначала были, а потом иссякли. Оставалось писать письма родному брату Николаю, который, завершив карьеру переводчика-международника, решил заняться живописью по Васиной методике.
28 ноября 1987 года, в первый день Рождественского поста, великий художник скончался в возрасте 72 лет. Своё отношение к западной безбожной жизни он выразил в картине «Возвращение Европы». Это своего рода продолжение полотна Валентина Серова «Похищение Европы». Размалёванную красавицу Европу в конце концов насилует азиатский Бык. Получается, Ситников оказался провидцем.
К сожалению, Академия Ситникова распалась сразу после его отъезда. Однако она осталась не только в нашей памяти. О Ситникове много пишут и слагают легенды.
Прославленный иконописец Александр Чашкин вспоминает его как своего первого учителя. У Ситникова он встретил чудесного живописца Александра Харитонова, ставшего его другом и единомышленником. А позже судьба привела начинающего художника в иконописную мастерскую иеромонаха Зинона (Теодора). Вслед за ним Чашкин из Данилова монастыря поехал в Псково-Печерскую Лавру, где послушником осваивал мастерство. Многому научился.
Его светозарные иконы можно увидеть в Москве в часовне Иверской иконы Божией Матери при входе на Красную площадь. В храме Георгия Победоносца на Поклонной горе Александром Чашкиным выполнен целый иконостас. Потрудился иконописец и для Высоко-Петровского монастыря, Пюхтицкого подворья в Москве, для храма Иконы Влахерской Божией Матери в Кузьминках, церкви Бориса и Глеба в Зюзине и для многих храмов необъятной России, включая Ясную Поляну, Рязанскую землю с её возрождённым Иоанно-Богословским монастырём, куда перебрался с Афона великий старец Авель. Александр Чашкин работал в Самаре, Дмитрове, Переславль-Залесском, Городце, в других городах и весях России. Кроме того, он расписал Православный Никольский собор в Вашингтоне, который признан культурным достоянием американской столицы. По благословению Митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия состоялась выставка в Белграде, а затем русскому иконописцу доверили роспись в Черногорского монастыря Дайбабе в городе Подгорица.
Мы очень долго не виделись с Александром Чашкиным. Встреча произошла благодаря сотрудникам московской галереи «Маршан», которые занимаются сбором материалов о школе В.Я. Ситникова и его учениках. Меня пригласили на выставку «Окно в Вечность», где представлены последние иконописные работы мастера. Думается, из этого Небесного Окна, приоткрытого иконописцем, на нас пролились потоки Света, которые Василий Ситников учил воссоздавать на холсте. Поверьте, и на том свете есть Свет.
PS. Выставка «Окно в Вечность. Возрождая древние традиции» иконописца Александра Чашкина, отмеченного многими Государственными и Церковными наградами, продлится в галерее «Маршан», основанной меценатом и предпринимателем Константином Копёнкиным до первых чисел июня. Адрес: Москва Камергерский пер., дом 5/7. Посещение по предварительной договоренности. Контакты на сайте галереи.
Наталья Кирилловна Сидорина, член Союза писателей России
Фото экспозиции предоставлены галереей «Маршан»
Остальные фото выполнены Григорием Калюжным