Редакция РНЛ получила это сообщение, которое мы, стилистически поправив, предлагаем вниманию читателя. Полагаем любому церковному человеку ситуация понятна. Православная Церковь остаётся последним бастионом в христианском мире, который пока не покорил агрессивный феминизм. И вот процесс, похоже, начался.
В Финляндской православной церкви продолжается и даже усиливается дискуссия относительно возможного рукоположения женщин в диаконский сан. Хотя официального решения ещё не принято, Церковный совет сделал значительный шаг в январе 2025 года, назначив рабочую группу для изучения вопроса в богословском, историческом и пастырском контекстах (см. об этом здесь).
Вопрос был официально поднят на Церковном Собрании (фин. Kirkolliskokous) в ноябре 2024 года, на котором делегат от мирян Ким Килпинен выступил с речью в поддержку рукоположения женщин в диаконский сан.
«Если мы верим, что женщины, как образы Христа, могут вести и учить в нашей Церкви, тогда мы должны спросить себя: не пришло ли время признать их диаконами в литургическом служении? Это не вопрос власти, а вопрос служения, который Церковь должна рассматривать с молитвой», — заявил он.
Размышления по этому вопросу не ограничиваются синодальным уровнем. Свято-Троицкий женский монастырь Линтулы недавно опубликовал финский перевод книги Кэрри Фредерик Фрост «Церковь наших внучек», которая ярко выступает за рукоположение женщин во все три степени священства. Примечательно, что переводчиком книги выступила Элси Такала, которая также является членом вновь назначенной рабочей группы.
Официальный церковный журнал Aamun Koitto сыграл значительную роль, опубликовав более десятка блогов, что сделало его одной из самых активных площадок в православном мире по этому вопросу.
Внутри самой церкви также возникли дебаты по поводу состава рабочей группы. Мария Хаттунен, глава церковной службы коммуникаций, подала особое мнение — не против исследования по женскому диаконату, а против внезапного добавления двух мужчин (по предложению митрополита Арсения Куопиоского и Карельского) в уже полностью мужскую группу, выражая озабоченность в связи с отсутствием гендерного баланса.
Среди других ключевых фигур: Риина Нгуен, председатель церковной миссионерской и благотворительной организации, поддерживающая открытый диалог; Сусанна Сомппи, главный редактор Aamun Koitto, при которой журнал открыл пространство для разнообразных пастырских и богословских взглядов; Элси Такала, переводчица, богослов и член рабочей группы.
Хотя официальные церковные решения ещё не приняты, многие наблюдатели считают, что этот многослойный и всё более публичный диалог представляет собой важный момент богословского различения для Финляндской православной церкви — и, возможно, повлияет на весь православный мир.
Напомним, что Финляндская православная церковь возникла как автономия после большевистской революции 1917 года и дарования советской властью независимости Финляндии. Вначале, в 1918 году как самочинная автономия, которой финские власти передали имущество, реквизированное у Русской Церкви в Финляндии, а затем с 1921 года как законная автономия Русской Церкви. Однако в 1923 году по сговору финского правительства, Константинопольского патриархата и части духовенства автономия вошла в состав Константинопольского патриархата, а протоиерей Герман Аав был хиротонисан патриархом Константинопольским Мелетием во епископа (как всё напоминает современные события на Украине!). Глава автономии архиепископ Выборгский и всея Финляндии Сергий (Лукьянов) был противником смены юрисдикции и его отстранили от руководства церковью, сослав в Коневецкий монастырь, вместо него автономию возглавил новиспечённый епископ Герман. В богослужении был введён финский язык, церковь перешла на григорианский календарь (ФПЦ – единственная церковная структура в православном мире, которая полностью живёт по католическому календарю, в том числе по григорианской пасхалии). После 1945 года предпринимались попытки вернуть ФПЦ в лоно Московского Патриархата, но они успехом не увенчались. В итоге было создано только Финляндское благочиние РПЦ, объединяющее русские приходы и монастыри.