Пафос статьи нашего постоянного автора писателя Максима Воробьёва мне понятен, понятна его тревога о состоянии нашего образования. Я со многими тезисами вполне согласен. Но хочу всё-таки выступить в неблагодарной роли защитника Минпроса и министра С.С. Кравцова. Понимаю, что рискую подвергнуться остракизму, поскольку министр Кравцов нынче у патриотов – излюбленный объект критики, наверное, следующий «по излюбленности» после Набиуллиной, Силуанова и Грефа. Но, как говорится, справедливости ради.
Во-первых, нужно понимать, что проблемы в системе образования копились не одно десятилетие и быстро их решить проблематично, даже если завтра вместо Кравцова министром назначат меня или Максима Зотиковича или того, на кого мы с ним укажем.
Во-вторых, история с чирлидингом и гольфом, которая вызвала приступ ярости в СМИ, всё-таки выглядит несколько иначе, как потом выяснилось. Конечно, тупость чиновников Минпроса, обосновавших включение их в программу воспитанием патриотизма, трудно оспорить. Но эти виды всё-таки предназначены для английских школ и подобного рода заведений, а не станут обязательными для всех школьников России. А в таком виде это вполне имеет право на существование.
В-третьих, конечно, бесцеремонность администраций школ, пропускающих экзаменующихся школьников не только через металлоискатели, но и порой через процедуру обыска, достойна осуждения. Но контролировать всё-таки надо, чтобы на экзаменах не списывали, и нечестные не уравнивались с честными. За нами на экзаменах тоже ведь следили, хотя многие умудрялись списывать. Конечно, тогда не было смартфонов и были вступительные экзамены в вузах, что нивелировало последствия списывания на школьных экзаменах. А сейчас можно списать, получить высокий балл и поступить в вуз, заняв чьё-то место. Поэтому и меры ужесточаются. Эту проблему нужно обсуждать, а не ставить безапелляционно в вину Минпросу. Проблема носит общий характер.
Наконец, в-четвёртых, многие критикуют ЕГЭ, но у этой системы есть и свои плюсы, нельзя с порога ее отвергать. По крайней мере, ЕГЭ позволяет талантливой молодёжи из провинции поступать в столичные вузы. Кстати, были свои плюсы и у Болонской системы с ее разделением на бакалавриат и магистратуру. Возможность исправить неправильно сделанный в 17 лет выбор с поступлением в вуз после бакалавриата, например. В наше время был некий аналог бакалавриата – «неполное высшее», которое позволяло занимать какие-то должности. Но недостатков было больше, поэтому и отменили.
Надо всё-таки анализировать проблему спокойно и объективно. Вот с чем связана моя защита Минпроса и министра Кравцова.
Анатолий Дмитриевич Степанов, гл. редактор «Русской народной линии»
Всем, кто хоть немного интересовался тем, что происходит у нас с образованием, памятны недавние инициативы Г. Грефа, направленные на воспитание из ребенка потребителя, а также настойчивые усилия по цифровизации процесса обучения. И вот как-то незаметно глава Сбербанка отошел от этой повестки, полное молчание по этому вопросу. Знаете почему? Потому что все идеи, изложенные Г. Грефом, с настойчивостью и рвением проводит в жизнь Рособрнадзор и Министерство просвещения России.
Деятельность Минпросвещения иначе как антирусской назвать нельзя.
Достаточно ознакомится с приказом от 28 февраля этого года за подписью министра образования С.С. Кравцова. Он должен вступить в силу 1 сентября 2025 г., но надеюсь, не вступит. Эти мои надежды разделяет подавляющее большинство преподавателей в России. В документе насчитывается более 1600 страниц и там можно найти множество любопытных вещей. В школах вводится компьютерный спорт как составляющая физической культуры. Знаете, какое обоснование этого нововведения? Цитирую: «понимание роли и значения занятий компьютерным спортом в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья».
Каким образом управление джойстиком укрепляет здоровье, конечно же, не объясняется. Со всей ответственностью могу заявить, что компьютерный спорт не только не улучшит индивидуальное физическое здоровье ребенка, но и навредит его умственному развитию.
Смотрим дальше: в качестве дополнительных занятий рекомендован гольф и чирлидинг. Кто не знает, чирлидинг – это подтанцовка полуобнаженных девушек или девочек на разных соревнованиях, типа поддержка своей команды. И вот она теперь официально в школьной программе, пусть даже в виде дополнительного модуля. Знаете почему? Вот вам объяснение: «укрепление психологического здоровья обучающихся», «удовлетворение индивидуальных потребностей»; «проявление чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России».
Как игра, распространённая в культуре наших противников, может вызвать чувство гордости за Россию и ее народ? А может зрелище полуобнаженных школьниц укрепляет патриотизм? Ах. да, в приказе же написано про «удовлетворение индивидуальных потребностей». Иначе, как издевательством подобные заявления назвать невозможно. На самом деле идет подспудное насаждение западных ценностей. Дети, как губка впитывают все: и хорошее, и плохое. В том числе цивилизационную идентичность и культурный код. Так идет подмена русской идентичности идентичностью западной. Оглянитесь вокруг. Никого же уже не удивляет засилие англицизмов в языке, боевики, навязчивая реклама, порнография, отбивающая мозги музыка с бессмысленными текстами. Новое поколение воспринимает эти явления как норму.
Ну а как выполняются поручения Президента? Напомню, что В.В. Путин после выборов поручил исключить избыточный контроль в ходе реализации основных образовательных программ. В том числе уменьшить количество контрольных и проверочных работ. А что же Минпросвещения и Рособрнадзор? Поступили совершенно наоборот. Немного уменьшили число контрольных по пройденным темам и значительно увеличили число ВПР (Всероссийских проверочных работ). После чего на голубом глазу отчитались о выполнении поручений. Вот как надо работать, если кто не понял. То же касается и внедрения цифровизации в образовании. Она внедряется планомерно и неуклонно, несмотря на все протесты общественности, родителей и даже депутатов.
Теперь о приведении учебников к единому стандарту.
С каким пафосом Минпросвещения презентовала новые учебники 2024 г.! Дети отучились по ним целый год. Каков итог? По мнению профильных педагогов, учебники были выбраны самые неудачные. А если, случайно были допущены нормальные, то их постарались максимально переработать, сделав неудобоваримыми. Как, например, произошло с учебником по физике за 7-й класс. Практически по всем дисциплинам учебники написаны так, чтобы максимально затруднить понимание смысла.
Что же происходило в этом году со сдачей столь любимых всеми ЕГЭ и ОГЭ? Дабы исключить возможность подсказок и списывания под непрерывным просмотром камер видеонаблюдения, Рособрнадзор приказал начинать экзамен в строго определенное время. Только вот незадача, случился компьютерный сбой, и многим школьникам пришлось ожидать начала экзамена без возможности покинуть помещение и поесть. В Москве ожидание длилось 2 часа в Нижнем Новгороде более 4-х. Кто ответит за издевательство над детьми? Только не Рособрнадзор.
Знаете чем закончилась нашумевшая история, когда школьников в Воронежской школе заставляли снимать обувь, металлические украшения, в том числе и нательные крестики, и раздеваться перед входом на экзамен? Рособрнадзор похвалил организаторов за проявленную принципиальность и твердость! Руководитель ведомства Анзор Мурзаев даже объявил благодарность стоявшим на рамке. Если рамка звенит, то должны раздеваться!
А вот как прокомментировал произошедшее министр просвещения С.С. Кравцов: «Что касается Воронежа, то разобрался Рособрнадзор, и вот те факты, о которых говорили, – они не соответствуют действительности. Там всё было сделано в соответствии с регламентом».
Главное – регламент, а чувства, нравственность и все остальное – ерунда. Правда министр образования Воронежской области Н. Салогубова, несмотря на благодарности вышестоящих инстанций, все же отстранила бдительных сотрудников от дальнейшего участия в госэкзамене. Остаётся надеяться только на следственные органы, куда обратились школьницы и их родители, но разве они доберутся до Минпросвещения и Рособрнадзора? Вряд ли, хотя давно пора. Правда теперь и депутаты Госдумы озаботились творящимся беспределом. Посмотрим, как будут развиваться события.
Для полноты картины надо отметить, что случай в Воронеже – далеко не единственный. Подобное, совершенно точно, происходило в Чувашии, да надо полагать и еще много где. Регламент-то один на всю страну. А самое-то главное, чего так боится Рособрнадзор? Что шпаргалки пронесут с гаджетами? Так и пусть проносят, ведь все-равно выпускники ничего не знают, а что знают, забудут на следующий день после ЕГЭ. Причем разница в знаниях между теми кто сдаст ЕГЭ на 100% и на 30% невелика. И это заслуга исключительно Минпросвещения. Благодарение Богу, есть еще молодые люди обладающие знаниями и ясным умом, но они сейчас стали редким исключением из общей серой массы.
И, да, самое главное: в этом году подавляющее большинство школьников снова (как и в прошлом) списало ответы по ОГЭ и ЕГЭ. Цена вопроса – 1000 рублей. Если кто интересуется технической стороной дела – обращайтесь к самим школьникам и учителям.
При утверждении кандидатуры С.С. Кравцова на должность министра Просвещения он был подвергнут жесткой критике спикером парламента. В.В. Володин сделал будущему министру ряд замечаний и задал несколько вопросов, но ни на один из них не получил ясного и четкого ответа.
Многие вопиющие факты происходят потому, что Минпросвещения и Рособрнадзор относится к педагогам даже не как к холопам и рабам, а как к бездушным винтикам и шестеренкам, которые должны исполнять спущенные сверху инструкции без обсуждений и эмоций, как роботы. Тем, кто пытается высказывать недовольство, грозят штрафами и увольнениями. Неудивительно, что учителя, мягко говоря, не любят С.С. Кравцова, как, впрочем, и родители. Но вот всенародного нелюбимца оставили на посту министра и учителя буквально взвыли. Какой смысл работать в системе заведомо неэффективной и даже вредной?
Поскольку положение раба и безгласной шестерёнки не может удовлетворить нормального человека, учителя массово увольняются из школ, в настоящий момент учить детей уже некому. К началу нового учебного года 2024-2025 дефицит учителей станет критическим. Буквально на днях побеседовал с давним знакомым, преподавателем колледжа, который готовит будущих учителей. Из всех будущих педагогов только пятеро собираются работать по специальности. Остальные – ни за что! Зачем молодому человеку нужно становиться бесправным рабом, терпеть постоянные унижения от Рособрнадзора с одной стороны, и от обнаглевших школьников и родителей с другой? Да еще за мизерную зарплату. Получают хорошо учителя только в Москве. В Московской области зарплаты в 3-4 раза меньше, как, впрочем, и в других регионах России. Поэтому молодые педагоги идут в салоны красоты, становятся визажистами, блогерами, кем угодно, только не учителями. Если ситуация не изменится, нас ждет катастрофа не когда-то в будущем, а уже в 2024-2025 годах. Хотя С.С. Кравцов продолжает уверять, что все идет отлично, но никто ему не верит.
Что нужно предпринять? Ликвидировать Рособрнадзор как ненужную и вредную структуру. В образовательном процессе излишний контроль приносит только вред. Чем больше контроля – тем больше вреда. Доверять надо педагогам, доверять! Без доверия и уважения к учителю педагогический процесс не имеет смысла. В целях спасения системы образования нужно полностью поменять руководство Минпросвещения. Только не говорите мне о специалистах. Любой адекватный человек, даже не имеющий отношения к педагогике, все равно будет работать лучше. Во-первых: потому что хуже уже некуда, а во-вторых: потому что не связан с системой. Назначение А.Р. Белоусова министром обороны и происходящие с его приходом изменения – прекрасный пример. Такую же чистку необходимо провести и в Минпросвещении.
В современной российской школе учащиеся, вместо того чтобы получать знания и расширять свой кругозор, готовятся к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. Причем все эти испытания не соотносятся со школьной программой почти никак. Школьная программа – одно, а тесты по ВПР, ОГЭ и ЕГЭ – совсем другое. У многих возникает недоуменный вопрос: а зачем тогда учиться? Ведь блестяще усвоив всю школьную программу ЕГЭ ты скорее всего сдашь не более, чем на 50-60%. Какие такие знания? Более того, учебный процесс построен таким образом, чтобы мозг учащегося не развивался, а деградировал. Достигается это завышенными требованиями к младшеклассникам и упрощающимися год от года требованиями к ученикам старших классов. На выходе полная стерильность мозга. Незнание элементарных вещей на каждом шагу приводит к комическим, а то и трагическим случаям. Ладно, незнание, но ведь у детей начисто отбивается желание что-то узнавать самостоятельно. Какое будущее может быть у страны с полуграмотным населением? Тотальное отупение и как результат отсутствие хороших специалистов в науке и высокотехнологических областях – это наш нацпроект? Происходит настоящая диверсия в образовании, но почему-то никто из высокопоставленных чиновников этого не замечает.
Война за души наших детей не менее важна, чем Специальная военная операция на Украине. Если мы ее проиграем, у нас не будет будущего.
Максим Зотикович Воробьев, член Союза писателей России
14. Ответ на 13, Советский недобиток: хронострой
13. Ответ на 6, Наблюдатель: Cдаемсу!
Но. Если каждое из событий вопросника включено в хронологическую таблицу учебника, то, вызубрив всю таблицу (дело представляется не архисложным), можно бы попытаться выглядеть достойно, взявшись за такой гуж. ))
12.
Отдельная благодарность комментаторам (прочёл NN 1-9) - на удивление никто никому не хотел перегрызть глотку. Прямо чудо какое-то!
11. Ответ на 8, Константин В.:
Честно говоря, да. Заканчивал истфак...
Вы знаете, чем отличается советский человек от нынешнего?
Советский человек - универсален. Он готов был стать практически ответственным работником в любой области, по специальности. Быть инженером, конструктором, врачом, учителем, ученым, военным, шахтёром, металлургом, химиком, строителем и пр. Иными словами, советский человек был Тружеником, Созидателем, Творцом, Защитником нашей социалистической родины-Матери.
Нынешняя шпана только и мечтает об айфонах, тачкам, тёлках, отдыхе. В шахте отработали две смены подряд, ... Отдых вам нужен.
Сегодняшний вы...ь, щенок, только и мечтает
10. Ответ на 8, Константин В.:
Честно говоря, да. Заканчивал истфак...
Примите уважение.
9. Ответ на 8, Константин В.: каркас и скрепы
Хотя, все же сомневаюсь, у нас разные историки с хорошими знаниями хронологии приходят к весьма разным (вплоть до диаметрально противоположенных) концепциям причинно-следственных связей и выводам. Именно потому, что каркасы у них разные, значит они чем-то другим формируются. Вот тут-то к ЕГЭ как раз главный вопрос - способствует ли они формированию правильного каркаса? Сдается, что нет.
У нас как-то по другому процесс обучения строился: самая продвинутая группа часть экзаменов сдавала в ИЯФе, на экзамен можно было приносить с собой кипу книг и учебников, но при этом нужно было решить достаточно сложные задачи. Т.е. в голове должны быть методики решения, зачем ее забивать многочисленной конкретикой, все равно на нее никакой головы не хватит. Тем более в условиях постоянного расширения и обновления знаний, избыток скреп тут даже мешать может.
8. Ответ на 6, Наблюдатель:
Честно говоря, да. Заканчивал истфак...
7.
"
Здоровая мать и отец, больной гипертрихозом, решили завести ребенка. Известно, что ген гипертрихоза сцеплен с Y-хромосомой. Каков шанс, что ребенок родится здоровым?
0/ 25/ 75/ 100/
Ответ:
Y-хромосома, за исключением случаев мутации, передается потомству в неизменном виде. Поэтому шанс, что ребенок не унаследует гипертрихоз от отца, практически нулевой.
"
Дебилы не знают, что у женщин нет У-хромосомы. Если у пары родится девочка, у нее не будет У-хромосомы, не будет гипертрихоза. Вероятность 50/. Но в предложенных вариантах этой цифры нет.
Дебилы, ...!
6. Ответ на 4, Советский недобиток и 5, Константин В.:
5. Ответ на 3, Наблюдатель:
Скорее всего, комментарий липовый. Полагаю, даже абитуриент истфака решает данный тест с результатом 10/10. Не каждый зубрила - историк. Но любой гуманитарий должен по умолчанию иметь представление о хронологии всех перечисленных событий.
Нападая на ЕГЭ, нужно предлагать не облегчать, а усложнять программу.