«Эх, если бы руководители страны чаще прислушивались к нашему мнению, мнению творческих людей, – каких бы бед и лишений не выпало бы в 20 веке на наш народ! Ведь творческий человек всей своей душою, всей своей кожей предчувствует и предвидит многие беды» (А.Т. Твардовский, из рассказа И.С. Соколова-Микитова при встрече со смоленскими писателями и композиторами в 1969 году в Карачарово на даче писателя).
Нацию надо оздоравливать не только физически, но нравственно и духовно. Нация, её душа должна развиваться гармонично. Гармонично развитая личность – это здоровая основа любого общества. Разве можно жить без высокого искусства? Оно нужно людям, как пища и воздух! Человек может отказаться от многого, но отказаться творить прекрасное, внимать и любить прекрасное, – это выше его сил. Цитата из моей статьи «Феномен чужих детей и что дальше будет» (журнал «Смоленская дорога», 2007, №№ 1-3). С дополнениями и уточнениями.
«Творческая личность – это штучный товар» – народная мудрость.
Я обращаюсь к руководителям всех рангов, ко всем россиянам, что без культуры, без искусства любые приоритеты ни в образовании, ни в демографии, ни в здравоохранении, ни в любой деятельности, как человека, так и государства полноценно не состоятся.
Хочу напомнить всем, что культура в переводе с греческого – это воспитание, взращивание, возделывание, обрабатывание, – это совокупность материальных и духовных ценностей создаваемых человеком.
Изучая традиции культуры уничтоженных русских усадеб, русских деревень – крестьянских усадеб, их обычаи и традиции, культуру воспитания молодого человека, эти традиции должны нам помочь в возрождении в первую очередь национальных культурных традиций. Только национальная культура, православие поможет выстоять России как государству и в первую очередь русскому народу как этносу, основа объединения всех Российских народов, малых и многочисленных, вокруг себя, как в нынешнее время, так и в будущем, и даже при создании искусственного интеллекта.
С распадом, а вернее с предательством и уничтожением великого государства СССР, был уничтожен статус творческих Союзов – объединений, которые играли великую и важную роль в воспитании советского человека к национальным традициям, обычаям и нравственности, духовности и патриотичности – любви к Родине, особенно в годы Великой Отечественной войне 1941-45 гг.
Здесь необходимо вспомнить 20-е годы прошлого века, когда после Октябрьской Революции в хаосе гражданской войны, в стране создалась сложная обстановка общественно-политической и культурной жизни, которая породила обилие творческих группировок и объединений. Были организованы и действовали: АПМ (Ассоциация пролетарских музыкантов), Пролеткульт, РАМП (Российская ассоциация пролетарских музыкантов), ОРКИМД (Объединение революционных композиторов и музыкальных деятелей), АСМ (Ассоциация современной музыки) и т.д. Это только среди музыкальных деятелей. Такая же пестрота была и среди писателей, художников, театральных деятелей. Все эти объединения враждовали между собою. Многие выдающиеся деятели культуры, не выдерживая такую враждебность между различными объединениями, вынуждены были покинуть страну.
Руководство страны, понимая огромную значимость культуры в построении новой формации, новой страны, в 1932 году опубликовало постановление «О перестройке литературно – художественных организаций», в результате, которого были ликвидированы РАМП и многие другие творческие объединения. В 1933 году в результате Постановления Правительства были организованы творческие Союзы: Союз композиторов СССР, Союз писателей СССР, Союз художников СССР. В это же время начали издаваться многие литературные и музыкальные журналы, в том числе журнал «Советская музыка», сыгравшие огромную роль в развитии советской российской культуры, в том числе музыкального искусства, в том числе и в индустриализации страны. Больших успехов в этот период достигают литература и кино, значительными событиями стали декады братских республик в Москве. Всё это тот результат объединения литераторов, музыкантов, художников, кинематографистов. В результате такой политики государства, с развитием массовой грамотности народы СССР стали самыми читающими жителями мира. Стране потребовалась новая литература, новая живопись, новая музыка, помогавшие объединению всех слоёв советского народа.
В этот период были созданы выдающие произведения музыкального искусства в различных жанрах: в опере, симфонической музыке, в балете, в хоровом и песенном искусстве. Выросла огромная плеяда выдающихся писателей, художников, композиторов и музыкантов-исполнителей, принесших великую мировую славу (в литературе: М. Горький и М. Шолохов, А. Толстой и А. Иванов, А. Твардовский и М. Исаковский, М. Булгаков и К. Симонов, – перечислять всех, список получится очень большой; в музыке: Д. Шостакович и А. Хачатурян, Н. Мясковский и С. Прокофьев, А. Александров и Р. Глиер, В. Шебалин и Т. Хренников, Г. Свиридов и А. Штогаренко, П. Майборода, А. Богатырёв и Е. Глебов (оба родом из Смоленской области), в песенном творчестве огромная плеяда выдающихся прекрасных композиторов. Были приняты Постановления о материальной поддержке деятелей культуры. Министерству Культуры вменялась в обязанность закупка достойных произведений. При Министерстве культуры СССР, а затем и РСФСР, в республиках и областях, а также на радио и телевидении работали так называемые оценочные комиссии, которые принимали и приобретали новые произведения писателей, композиторов, поэтов, драматургов, затем издавали малым тиражом и рассылали этот тираж по театрам, концертным организациям, в симфонические оркестры, в хоровые коллективы, с рекомендацией для исполнения в концертах, спектаклях. Благодаря такому действию весь мир узнал многих выдающихся деятелей русской и советской культуры, творческие коллективы и исполнителей, прославивших нашу страну как страну высочайшей культуры. Экономисты подсчитали, что в советское время искусство приносило доход государству примерно такой же, как нефтяная труба. Только это экологически чистый доход.
К сожалению, развал СССР в первую очередь ударил по культуре и особенно музыкальной. По инициативе Чубайса, Гайдара, Березовского Творческие Союзы – созидательные Союзы были исключены из государственных структур. Фраза Чубайса «Живите на членские взносы» была воплощена в жизнь. Творческие Союзы были переведены в так называемые НКО (некоммерческие организации, а в некоторых регионах даже в негосударственные) наравне с филателистами, коллекционерами, ветеранскими, женскими, спортивными и т.д. При этом, если ветеранские, женские и, особенно, спортивные организации со стороны государства значительно поддерживаются, то творческие, созидательные Союзы были исключены из поддержки государства. В результате творческие Союзы стали распадаться на мелкие объединения. Мало этого. Творческие профессии не были включены в подзаконные акты «Закона о труде». Вы в нём не могли найти профессию писателя, драматурга, поэта, художника, композитора. Эти профессии были исключены из жизни нашего государства. Слово есть, а профессий писателя, художника, композитора, нет. Результат – деградация российского общества.
Общественно-политическая жизнь словно вернулась в 20-е годы прошлого столетия и породила обилие творческих группировок и объединений, в принципе враждующих между собой. По словам господина М. Швыдкова, бывшего Министра культуры РФ, произнесённых в Смоленске, «в стране сейчас литературных, музыкальных объединений, объединений художников более 250 и государство не в состоянии содержать такое количество творческих организаций». Для сравнения, в СССР было пять творческих Союзов, а сейчас оказалось более 250. И число таких объединений катастрофически росло. В Смоленске в настоящее время уже 4 писательских организации.
Борьба с коммунистической идеологией нанесла культуре в первую очередь непоправимый урон. С водой выплеснули ребёнка. И особенно огромный урон был нанесён в первую очередь русской культуре. Почти полностью в бытовании и в исполнительстве исчезла русская народная песня и русский мелос. Сейчас деструктивные силы взялись за уничтожение русского языка. Посмотрите на телевидение: «ВСЕНАМАТЧ», «СИДИМДОМА» – это как один из примеров новой орфографии, ненормативная лексика, употребление матерных выражений в эстраде, в телевизионных передачах.
Предательство возводится в героизм. В настоящее время в стране совершаются те же преступные ошибки, что и в СССР, когда в республиках, населявших их «отсталыми народами», приветствовали развитие и укрепление национальных традиций, национальных культур, отпуская значительные финансовые средства. А в это время постепенно с уничтожением церквей в сёлах и городах, уничтожались русские обычаи, деревни – хранительницы русского уклада и обычаев русской культуры, русская народная песня, русские народные хоры. При «царствовании Хрущёва» в России варварски были взорваны, закрыты тысячи соборов и церквей, а почти во всех областях в 1963 году были уничтожены русские народные хоры, в том числе и в Смоленске. Т.е. уничтожался тот базис, на котором выстраивалась многовековая культура всей России, а в дальнейшем и вся советская культура. «Музыку создаёт народ, а мы, композиторы, её аранжируем» – великое изречение Михаила Ивановича Глинки стали саркастически произносить, выхолащивая смысл фразы гениального композитора новые «создатели» культуры и искусства.
СССР, к сожалению, распался. Но те же действия происходят, к сожалению, и в настоящее время. Почти во всех национальных республиках творческие Союзы поддерживаются под разными финансовыми формами, тогда, как в Российских регионах, почти все региональные творческие Союзы работают без помещений, без транспорта, без современных видов техники, без штата (председатели работают безплатно, отсутствует бухгалтер, секретарь, нет музыкального инструментария, нет достойного финансирования на все мероприятия). Такое положение не даёт возможность работать в полную силу всем региональным творческим Союзам по работе с населением, по пропаганде новых произведений среди народа и прежде всего подрастающего поколения, в его нравственном, духовном и патриотическом воспитании. В Смоленске и области Дворцы и Дома Культуры, на заводах рабочие клубы с прекрасными творческими коллективами, особенно детскими кружками, за последние 15 лет в царствование Губернатора Островского проданы под различные торговые дома: «Магнит», Пятёрочка», «Дикси» и т.д. Это ощутимый удар по культуре и искусству.
Многие композиторы, работающие в классических традициях, основанных на национальной народной основе, не могут своим творчеством заработать себе и своей семье средства на жизнь. Это для власти, для СМИ – не формат. Слово-то какое гадкое – не формат. Попробуйте из регионов пробиться на центральные СМИ. Это же не формат. Сколько талантливых творческих людей ушло из жизни, так и не дождавшись внимания и признания общества и государства. Несметное количество, в том числе и из Смоленской области. Поэтому творческие молодые кадры стараются уехать и работать в Москве или в Санкт-Петербурге. Худо-бедно, но в Москве, и в Питере, и во многих Республиках помещения отданы в безвозмездное пользование. В Москве, в Питере, в Татарстане и Башкирии и в других Республиках свои Музфонды. Это небольшая, но все-таки финансовая поддержка. Достаточно сказать, что в Москве Мэр города С. Собянин издал Постановление для поддержки творческих ветеранов, имеющих звания Народных, заслуженных и установил ежемесячную добавку к пенсии в размере от 37 тысяч рублей. Очень даже прекрасно. Это даёт возможность композиторам, художникам, писателям создавать новые произведения, не думая об обеспечении. А в регионах? В Москве и в Питере «дорогая жизнь»? А в регионах? Это другие государства?
В Совете по культуре при Президенте представители культуры Москвы и Питера. А где представители культуры из регионов? Кого награждает Президент? Представителей культуры Москвы и Питера, в редких случаях из более самостоятельных республик России. А где представители дотационных регионов? Что? Там нет никакой культуры и её представителей?!!!
Работая много лет членом Ревизионной комиссии СКР, я знаю, как трудно пробиться творческому человеку не из столичных регионов на высокую награду Правительства. Это, какой-то мелкий чиновник из региона, а затем из Федерального округа позволяет занизить творческое достоинство не столичного писателя, артиста, композитора, художника. По их мнению – это только в Москве, Питере могут творить и работать высокоодарённые творческие деятели, но не в регионах. А бывший глава Смоленского региона, поздравляя с днём культуры работников данной отрасли сказал (цитирую дословно): «Нам сейчас не нужны ни музыка, ни литература, ни живопись! Нам нужно, чтобы вы, работники культуры учили народ, чтобы он не бросал бумажки, окурки и не плевал в неположенном месте. Вот, когда я был депутатом, я позволял себе бросить бумажку в неположенном месте, но, когда я стал Губернатором, я теперь нигде не бросаю ни одной бумажечки». Вот такое представление о роли культуры и искусства у некоторых Губернаторов. Другой Губернатор из соседней области произнёс в адрес композитора: «Ну что даёт нам ваша музыка? Она ничего нам не даёт»!!! А депутат города Смоленска, при обсуждении кандидатуры на соискание Почётного Гражданина города героя Смоленска в адрес народной артистки РФ Ольги Борисовне Воронец заявил, что «она для Смоленска ничего не сделала. Подумаешь, выступала с концертами. Так это ж она зарабатывала себе деньги. Приехала, выступила, получила деньги. И всё…». Для такого депутата мерилом деятельности артиста являются деньги, а не великое музыкальное и артистическое искусство.
От такого отношения к искусству, к творчеству обедняются регионы, их население, которое отлучается от высокого искусства. Вот так и уничтожались деревни и сёла, потому что в первую очередь бросаются на произвол судьбы и уничтожаются Дома культуры, библиотеки, детские музыкальные школы и т.д. А с телеэкранов и разных СМИ восхваляется и несётся на всю Россию в попсе пошлость, лжепатриотизм, предательство. Совсем недавно в Совете при Комитете культуры в Государственной Думе в списке советников по культуре можно было увидеть фамилию Шнурова, – руководителя группы, носящей имя Города-Героя «Ленинград» и пропагандирующей среди молодёжи похабщину; и Макаревича, – это он, в то время, когда на Донбассе убивали русских детей и мирных жителей, выступал перед фашистскими боевиками. Это ли не предательство. И эти «деятели» рекомендовали статьи в Закон о культуре? Можно только представить, какая это будет узаконенная «культура». А советник Президента по культуре М. Швыдкой запланировал провести и проводил в России юбилейные концерты матерщинника Шнурова по регионам!!!. «Ладу не жди, если в доме царит сквернословье» – говорила и предупреждала нас моя безграмотная бабушка Прасковья Никитична Писаренко. Как она была права.
Для сравнения посмотрите состав Верховных Советов СССР и союзных республик. В них обязательно избирались представители творческих Союзов: Шолохов, Айтматов, Бондарев, Хренников, Шостакович, Кабалевский. Хочу напомнить, что именно на заседании Верховного Совета СССР первый секретарь Смоленского Обкома КПСС И.Е. Клименко и генеральный секретарь Союза композиторов СССР Т.Н. Хренников договорились о восстановлении Дома М.И. Глинки в Новоспасском. Тогда Смоленская область и Союз композиторов выделили по 3 миллиона!!! на восстановление дома и усадьбы М.И. Глинки. Теперь это Дом-музей в Новоспасском. Была запланирована постройка Дома творчества композиторов в Новоспасском, были выделены 6 гектаров земли под строительство Дома Творчества Союза композиторов России, под творческие дачи и под социальную инфраструктуру. Руководители области и Союза композиторов думали о возрождении села Новоспасское. Но, увы… Перестройка!!! Развал Советского Союза!!!
Кто из нынешних известных писателей, композиторов, художников входят в Государственную Думу России. Я затрудняюсь назвать. Вот представителей спорта в Государственной думе около 30 человека. Может поэтому в Госдуме около 40 лет не принимается Закон о культуре и о творческих Союзах. Некому бить в колокола в защиту русской культуры.
Разъединение во все времена и в любой сфере пользы ещё никому не приносило. По одному легко уничтожить все структуры как в промышленности, в сельском хозяйстве, так и в общественной жизни, в том числе и в культуре.
Возвращаясь к эпиграфу статьи, к предупреждению А.Т. Твардовского, могу добавить, что в 1985 году на партсобрании в филармонии на Кавминводах в Кисловодске при обсуждении Постановления о Перестройке я озвучил поговорки русского народа о перестройке. Что тут началось! Как только меня не называли. Были предложения об исключении меня из рядов партии. Но я не успокоился и написал письмо Горбачёву по поводу Перестройки. В письме я сослался на В.И. Даля и привёл народную мудрость – изречения из его «Толкового словаря» по поводу перестройки.
Перестроить – это значит: «На всякую перестройку смело клади в половину больше против сметы», «Прихотливые ломки, перестройки хоть кого разорят». И поскольку я музыкант, то не мог не привести в письме такую народную мудрость, записанную В.И. Далем: «Рояль от частого перестрою (выше, ниже) портится». Думаю, что это письмо Горбачёву не показали. А может, показали, но похохотали и откинули в корзину. Вот и дохохотались и доперестраивались. До самого развала СССР!
Могучая русская культура в России объединяла культуры всех народов в единое целое. Но, сейчас она ослабла и её надо поддерживать, прежде всего, руководством страны: Правительством, Думой, Советом Федерации, руководством регионов. Особенно сейчас, когда в мире махрово расцвела русофобия, стремительно возрождается фашизм, вопрос о возрождении нашей национальной культуры стоит очень остро. Национальное искусство – это могучее оружие в борьбе с врагами нашего многонационального государства. Для примера вспомните могучую песню композитора Анатолия Александрова и поэта Василия Лебедева – Кумача «Священная война», которая буквально поднимала всю страну на защиту Отечества от нашествия немецко-фашистской Европы. Как сейчас нам не хватает таких песен-Гимнов великой борьбы за нашу свободу, борьбы с русофобством. Хочу напомнить всем, что 2 мая, после водружения Знамени Победы солдатами Советской Армии, в том числе смолянином Михаилом Егоровым, на ступенях перед поверженным Рейхстагом выступала с русскими народными песнями Лидия Русланова, а после вся площадь с солдатами – победителями пела и танцевала под песню смолянина поэта Михаила Исаковского и композитора-брянца М. Блантера «Катюшу». Русская народная песня и песня «Катюша» тоже Победители фашизма.
Как пример оболванивания народа, пропаганда нацистской бандеровщиной – пропаганда ненависти ко всему русскому, уничтожение на Украине Русской православной церкви, православной веры, запрет русского языка, русской народной и советской песен, уничтожение книг русских-советских писателей, уничтожение памятников Великой отечественной войны, надгробий советским солдатам, маршалам и генералам, Героям Советского Союза. В такое время как никогда нужна поддержка российской культуры со стороны власть придержащих. Без всякого хвастовства, но будучи делегатом Съездов Союза композиторов России я на каждом Съезде поднимал вопрос о внесении в Закон о труде профессии творческих Союзов: композитора, писателя, художника – тех творческих созидательных профессий, без которых нация прекращает существовать как нация. Уничтожение культуры нации, есть уничтожение любого государства.
Объединение писательских организаций в последнее время по инициативе Мединского породила в душе надежду, что руководство государства возьмёт под своё крыло все творческие созидательные другие творческие организации.
Ещё в древние времена в библейских заповедях нас, ныне живущих, предупреждали: - «Дом, разделённый изнутри, не устоит!» Задумайтесь, люди!!! Хочется воскликнуть лозунгом: «Творческие организации – Объединяйтесь!
Николай Егорович Писаренко, Председатель Смоленского РООО СКР (28 лет на общественных началах), композитор и певец, Кавалер Ордена Почёта, Кавалер Ордена РПЦ преподобного Серафима Саровского, Заслуженный деятель искусств РФ, Почётный деятель Союза композиторов России, Лауреат премии им. В.П. Соловьёва-Седого, Лауреат Всероссийского конкурса композиторов, Лауреат Государственной премии ЦФО 1-й степени «За достижения в области музыкального искусства», Лауреат с 1954 года многих региональных композиторских конкурсов