Русские, это кто? Недавно в своем тлг-канале заместитель управделами Патриархии архиепископ Савва (Тутунов) дал определение русского этноса. Оно близко к академическому, но напрягает один момент: «Русские – это этнос тех, кто, кто сами считают себя русскими, став таковыми по рождению или по искреннему присоединению, тех, кто любят русскую культуру и историю, чтят русские обычаи (уклад жизни), знают (не обязательно в совершенстве) и уважают русский язык…» и т.д.
Вот это – «знают (не обязательно в совершенстве)» – и вызывает недоумение. Это как?! Человек считает себя русским, но при этом ни нормально говорить, ни читать по-русски не может! Но как же он тогда узнает русскую культуру и историю?.. И главное – как он перейдёт на «русскую волну», если будет думать на каком-то другом, «своем» языке?!
Возникает вопрос, зачем высокий чиновник Патриархии эту несуразицу написал? Он, что, не понимает простых вещей? Моё мнение: всё он понимает, но!.. Но все дело в том, что владыка Савва – французский гражданин. Он родился и вырос во Франции, в эмигрантской семье. Даже успел там получить университетское образование. По имеющимся в сети сведениям, его мать – француженка русского происхождения с дворянскими корнями (из первой волны белоэмигрантов), отец – русский эмигрант в первом поколении (с 1970-х).
Видимо, поэтому «двойной гражданин» владыка Савва весьма критично относится ко всему советскому (особенно он не любит Сталина!) и гордится своими титулованными предками, среди которых, по преданию, были потомки Голицыных, Трубецких и пр.
В гордости за своих предков ничего предосудительного нет. Проблема в другом – от первой волны эмиграции из России на Запад (около 2 млн. чел.), сегодня почти ничего не осталось. А ту горстку людей, что осталось, с очень большой натяжкой можно назвать русскими – это уже давно западные люди: европейцы, канадцы, американцы, в лучшем случае – с русским культурным следом. Вероятно, вот этих людей, практически, потерявших свою национальную идентичность, архиепископ Савва (Тутунов) и решил записать в русский этнос! Ну, а заодно и какое-то количество свежих «русскоговорящих» эмигрантов (с 1990-х), которые бросили Россию в трудное время! Да-да, именно бросили!.. (Как говорил таксист из известного фильма: «Сегодня родина там, где задница в тепле!..»). И то, что какая-то часть из этих «русскоговорящих» иногда скучает по родине, сути дела не меняет.
Зачем чиновнику Московской Патриархии с французским паспортом понадобилось трактовать понятие русскости так «расширительно» (этничность – это не «резиновая квартира»!), да еще в условиях, когда Франция отправляет на Украину уже не только оружие, но и своих солдат, можно только догадываться…
Впрочем, это тема для отдельного разговора, а пока – немного истории.
Чужие люди. У нас принято считать, что после революции 1917 года большевики или поубивали, или выгнали за границу всех лучших людей России. Отчасти это так, «мировые революционеры», среди которых русских почти не было, принесли стране много вреда. Пока их не придавил тов. Сталин в 1936-38 гг. Что же касается эмиграции, то тут не всё так просто, как кажется.
Что представляли собой русские дворяне и аристократы перед революцией 1917 года? А большинство из них, особенно высший слой, представляло большую проблему! Почему? Да потому что за двести лет культурной европеизации и физического онемечивания (с Петра I) эти люди превратились в чужестранцев в собственной стране! Русскими они быть перестали, а европейцами так и не стали. Это про их «просвещённых» предков А.С. Пушкин писал: «Она по-русски плохо знала,/ Журналов наших не читала,/ И выражалася с трудом/ На языке своем родном». И еще – о дворянах-русофобах: «Ты просвещением свой разум осветил,/ Ты правды чистой свет увидел,/ И нежно чуждые народы полюбил,/ И мудро свой возненавидел»…
Разумеется, не все дворяне были западниками и чужестранцами в своей стране, но, повторю, – очень много! Главная проблема «старого режима» заключалась в том, что к началу XX века российская элита дегенерировала и перестал быть элитой! Она потеряла главное – пассионарность и национальную идентичность. Поэтому нуждалась если не в полной замене, то в серьезной чистке! (Это – в идеале. Подробнее см. в моей кн. гл. «Фаза надлома»).
Те дворяне и интеллигенты, которые чувствовали себя «своими», после революции 1917 года остались в России. Позже некоторые из них пострадали от большевиков, но не все. Большинство же «белых» убежало за границу и… растворилось в песках истории. И как-то очень быстро растворилось, уже во втором-третьем поколении. Из двух миллионов эмигрантов – остался мизер!..
С людьми, которые имеют чёткую национальную идентичность, такого не происходит. У Льва Гумилёва это называется этнической химерой!..
Сегодня немногие оставшиеся потомки эмигрантов первой волны хоть и говорят по-русски (иные «не обязательно в совершенстве»), но русскими себя почти не ощущают. И помогать России, как когда-то в 90-х надеялись наивные правые патриоты, вовсе не собираются. А некоторые из «бывших» говорят откровенно: Я люблю русскую культуру, но не русский народ; а за что их любить, ведь они выгнали нас из России!
Все правильно – выгнали! С треском! По Гумилёву это называется – раскол этнической системы в фазе надлома, на две враждебные группы с разной ментальностью, даже глубже – разными этническими полями (по аналогии с биополем). После чего люди одного этноса начинают люто ненавидеть друг друга! И воевать друг с другом. Иногда такой раскол происходит на уровне одной семьи.
Во Франции, например, такими группами были католики и протестанты (см. гл. «Фаза надлома» и гл. «Комплиментарность»). И тут уже, кому остаться, а кому бежать решает большинство, что, собственно, и было зафиксировано выборами в Учредительное собрание в 1917 году (победили социалисты) и, соответственно, – результатами Гражданской войны!
Но, повторю, всё это – с поправкой на террор красных глобалистов (революционеров-космополитов), которые грубо вмешались в естественный исторический процесс и ужесточили внутреннюю Русскую смуту (см. статью «О красных и белых» на РНЛ).
Таким образом, все эти российские и иностранные потомки «русской аристократии», в том числе «плохо-говорящий-по-русски» Георгий Гогенцоллерн («Романов»), со своей мамой, раздающей «ордена» и «дворянства», являются уходящей натурой. Точнее – уже ушедшей. Этот тот случай, когда «музыка давно смолкла, а они еще танцуют»… Чужие люди. Смешные люди… (Увы, не все «белые» патриоты это понимают; некоторые даже считают за честь быть приглашенными на их «царские» свадьбы...)
Впрочем, если говорить об оставшихся в России аристократах, то здесь есть свои исключения. Например – Никита Михалков, потомок нескольких дворянских фамилий. Когда-то он не любил Сталина и критиковал советскую действительность. Потом поумнел, и стал Сталина если не оправдывать, то отдавать ему должное. И это правильно, идеализировать вождя не нужно…
Но как тогда быть с «дегенерацией» дворянства? Ну, во-первых, не все дворяне выродились, особенно, нижний слой, а, во-вторых, высокая пассионарность Никиты Сергеевича (а он человек мощный!) досталась ему, вероятно, не от Михалковых, а от сибирских казаков Суриковых, через маму.
И в нём, кстати, тоже был свой «раскол» (свой среди чужих, чужой среди своих – говорил он про себя). Но когда страну загнали в угол – Суриковы взяли верх!
А, вообще-то, из нынешних потомков русских аристократов я знаю только одного последовательного патриота – Петра Толстого. Да, и еще были два «красных графа» – сталинский разведчик Алексей Игнатьев и писатель Алексей Толстой («Хождение по мукам» – лучший роман о Русской Смуте XX века!). Это если по-крупному.
P.S. Радует, что в епископате Русской Церкви в России двойные граждане (из стран НАТО) – большая редкость. В политико-олигархической и пр. «элите» – это, увы, почти закономерность. Дожили!..
P.P.S. А вообще-то, во этих «эмиграциях», старых и новых, есть и конструктивный момент. Таким образом, на крутых поворотах истории (в т. ч. в фазе надлома) происходит очищение этноса от чуждого и враждебного элемента – этнических химер, антисистем и прочего балласта, мешающего жить. Поэтому – пускай валят! Главное, чтобы не прибежали обратно, когда в европах и израилях им сделается нехорошо...
Евтушенко Евгений Альбертович, историк, Красноярск
2. Ночной кошмар
Но вот однажды, в два часа ночи, в квартире режиссёра раздался телефонный звонок: "Вас хочет видеть товарищ Сталин. Будьте готовы через десять минут. Машина за Вами выслана". Через двадцать минут Никита Сергеевич, дрожа коленками, вошёл в кремлёвский кабинет да, в аккурат, в тот самый момент, когда Верховный, в окружении соратников, смотрел ту самую сцену из фильма "Утомлённые солнцем-2", где комбриг Котов (в исполнении мощного Михалкова) макает хлюпика Сталина мордой в торт. Иосиф Виссарионович, завидя вошедшего Никиту Сергеевича, поднял трубку и кратко распорядился: "Товарищ Поскрёбышев, остановите сеанс и принесите торт для товарища Михалкова". Когда секретарь внёс торт и поставил на стол перед сидящим вождём, Сталин обратился к Никите Сергеевичу: "Товарищ Михалков, мы тут с товарищами посоветовались и, уважая Ваше дворянское происхождение, решили сделать Вам приятное. Вы можете осуществить Вашу заветную мечту в реальности. Вот Вам торт, а вот Вам я. Действуйте!" Михалкова прошиб холодный пот. Все присутствующие внимательно смотрели на него в ожидании. В кабинете повисла мёртвая тишина. Никита Сергеевич не мог ни сдвинуться с места, ни слова вымолвить. Наконец, устав ждать, Иосиф Виссарионович, затянувшись трубкой, поднялся из-за стола и направился, мягко ступая по ковровой дорожке, к стоявшему у дверей Михалкову. Тут Никиту Сергеевича прорвало: "Товарищ Сталин! Я... я..." - начал он и... проснулся. "Фу-ты - ну-ты, приснится же такая ерунда" - ещё не веря своему счастью, обрадовался режиссёр, вытирая лицо полотенцем: "Видимо вчера на солнце переутомился..."
1. Евгений Альбертович Евтушенко
Любая аристократия разная по сути,но такого подлого по своему дегенеративному статусу,как советская ещё нигде тне было.
Если бы,дореволюционная аристократия было вырожденческой,то её,как родную бы приняли в свои ряды большевики-вырожденцы!
Как приняли большевики в вои ряды всех уголовников маргиналов.Нет на Руси больше той старой элиты,и поэтому нет и подлинной естественной по сути элитарной защиты для России и никогда не будет.
Посмотрите на ряды всех революционных вырожденцев,и поймёте,что страна докатилась до ручки.Вороватость нового постперестроечного верхнего слоя не имеет границ.Это самое,по словам о.Николая Велимировича,подлое преступление-выворовывать государственный бюджет.Ибо за государство сложили гловы миллионы защитников и это есть кража у тех,кто защищал наше Отечество.
Отсутствие нашего природного русского элитарного слоя и есть причина всех этих бед.Когда гонялся Сталин с кочергой за всеми "выходцами из народа",то беда лихоимства была латентной и малоозвученной.Но,только ослабли зубы дракона,то быдло стало воровать без стеснения.
Тем более быдло,это название малороссов поляками,а не русских-великороссов.
Сталин подпустил к кормушке малороссов и всё страна полетела кувырком.