На завершившемся в Санкт-Петербурге уже традиционном Петербургском международном экономическом форуме главное внимание закономерно было приковано к выступлениям Президента России Владимира Путина. И среди его заявлений особое внимание для людей, интересующихся вопросами идеологии, привлёк пассаж о ненужности государственной идеологии.
Как понимать эти слова Путина?
Ко мне, как к человеку, который давно ратует за государственную идеологию, не раз выступал на эти темы в разных аудиториях, многие коллеги обращались именно с этим вопросом: как понимать слова Президента? Может, мы идём не в ногу?
Давайте разберёмся. Прежде всего, нужно отметить, что адекватное понимание любого заявления или действия возможно только тогда, когда мы учтём контекст сказанного или сделанного. Только тогда событие обретает полноту и красочность.
В каком же контексте Путин выступил против идеологии?
На мой взгляд, модератор, известный политолог Сергей Караганов, задал Президенту вопрос по идеологии в довольно провокационной форме. Судя по всему, сам Караганов является противником идеологии, поэтому он, надо отдать ему должное, довольно искусно сформулировал вопрос, чтобы президент выступил против государственной идеологии.
Караганов спросил Главу государства: почему российские власти «боятся ввести жёсткую государственную идеологию для всех тех, кто хочет и готов служить государству и обществу?»
Уже сама по себе такая формулировка – «жёсткая государственная идеология» – вызывает отторжение у любого человека, который всерьёз размышлял об идеологии. Идеология не может быть жёсткой, иначе она нежизнеспособна. Идеология – это не уголовный кодекс.
Мы жили, в том числе Владимир Путин, в условиях жёсткой государственной идеологии, которая в итоге оказалась выхолощенной и не смогла противостоять распаду Советского Союза. О чём сразу же вспомнил Президент России Такая идеология абсолютно не нужна. И здесь можно согласиться с Президентом.
Идеология не предполагает никакой жёсткости. Идеология вовсе не об этом, идеология – не о создании «истинной партии, руководствующейся единственно верным учением».
Поэтому Президент совершенно точно сформулировал разницу между «жёсткой идеологией» и «объединяющей идеей». Говоря о том, что нужно России, он заявил, что нужна объединяющая идея и нужны традиционные ценности.
А это и есть идеология!
По сути, Путин выступил не против идеологии, как это подали журналисты, а против реставрации аналога советской идеологии, которая оказалась нежизнеспособной.
На самом деле, Путин за идеологию. Что об этом свидетельствует?
Давайте предельно кратко определим, что такое идеология? Идеология – это ценности, цели и смыслы существования государства, общества, человека.
Путин об этом, собственно, и сказал. Он сказал, что нашей идеологией должен быть патриотизм. Иными словами, речь идёт о смыслах жизни человека и общества, а этих смыслов служение государству и обществу, т.е. патриотизм наивысшее.
Далее, Президент сказал о традиционных ценностях, которые он ввёл своим Указом.
В этой идеологической триаде – ценности, смыслы и цели – не хватает только определения целей. А вот с этим, к сожалению, у нас плохо – власть до сих пор не озаботилась задачей формулирования вместе с обществом образа будущей России, той России, к которой мы стремимся, которую мы строим. И вот этим нужно сейчас срочно озаботиться – нужно размышлять, рассуждать, обсуждать эту проблему. И в этом общество должно помогать власти.
Поэтому, если внимательно с учётом контекста послушать или прочитать ответ Владимира Путина на вопрос Сергея Караганова, то можно сделать вывод, что Путин – сторонник идеологии. Президент точнее и глубже понимает тему идеологии, чем Караганов. Владимир Путин прекрасно понимает, что государству нужна идеология. Без идеологии государство не сможет существовать. Но идеология нужна не жёсткая, не топорная, не разделяющая государство и общество, а объединяющая общество и государство в служении тем высшим целям, которыми веками жила наша Россия.
Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России
48.
А. Д. Степанов:
«В этой идеологической триаде – ценности, смыслы и цели – не хватает только определения целей. А вот с этим, к сожалению, у нас плохо – власть до сих пор не озаботилась задачей формулирования вместе с обществом образа будущей России, той России, к которой мы стремимся, которую мы строим.»
///////////////////
Не «шиворот-навыворот» ли получается – и «ценности» объявлены-«закреплены», и даже смыслы «имеются», а вот что касаемо цели… Впрочем, а кто из «жевунов» и гостей Изумрудного города вынужденных зрить на действительность чрез зеленую «оптику» ведал о желанной цели-мечте своего правителя Гудвина Великого и Ужасного - «возвернуться» (хоть пешим ходом?) в «Канзас»?
47.
«По сути, Путин выступил не против идеологии, как это подали журналисты, а против реставрации аналога советской идеологии, которая оказалась нежизнеспособной.»
/////////////////////
Да если даже всеми «фибрами» души и мускулатуры нынешняя, скажем так - «симфония» возжелала бы «реставрации» Советской Идеологии, то надорвалась бы еще на подходе к штанге – разве такое принципиально возможно - рвануть в этой категории выше ПИКА в Истории человечества в нынешнем-то состоянии?
«Вроде» сайт с религиозным уклоном, а выводы…. – скажут же – нежизнеспособная? Тривиальный вопрос на понимание – а с чем, в таком случае, связана "довольно" длительная «жизнеспособность» в ЦЕЛОМ (без множества вариаций) западной идеологии в «кильватер» к коей «пристроилась» в сравнительно недавняя время Россия?
46. Ответ на 45, Серега с Малой Бронной:
45. И это все о нем
Ныне вам трудно оппонировать так же, как и идти супротив рожна.
Уверен, что возглавляемый вами ресурс ожидает качественно новый импульс в развитии. Ибо вначале происходят изменения в области духа, а затем уже на почве.
Движение только вперед!
С нами Бог и Андреевский флаг!
Честь имею!
44.
А. Д. Степанов:
«На завершившемся в Санкт-Петербурге уже традиционном Петербургском международном экономическом форуме главное внимание закономерно было приковано к выступлениям Президента России Владимира Путина. И среди его заявлений особое внимание для людей, интересующихся вопросами идеологии, привлёк пассаж о ненужности государственной идеологии.
Как понимать эти слова Путина?»
///////////////////
Без «наворотов», на «бытово- практическом» уровне, это может пониматься и так: – идеология - не единственный инструмент управления…. Или, как однажды выразился «некто» из руководителей – Закон – это он! И разве нет в том «определенной» логики?
43.
А. Д. Степанов:
«Караганов спросил Главу государства: почему российские власти «боятся ввести жёсткую государственную идеологию для всех тех, кто хочет и готов служить государству и обществу?»»
/////////////////////
Ввести для тех, кто ныне вне «системы управления», а те, кто «у руля» не служат, что ли? – так следует понимать вопрос иль… наоборот – находятся «в системе», но… действующий «механизм-установки» (скажем так – либеральные?) не позволяют им в полной мере развернуться, сдерживают в служении государству и обществу?
42.
«Ответ на 11, РОНОЛ:
…Вы верно подметили особенность стиля Путина. Он с либералами как либерал, с левыми как коммунист, с правыми как консерватор.
И в этом он повторяет апостола Павла, который для иудеев был как иудей, для еллинов как еллин, чтобы побольше людей собрать для царства Небесного.
Вот так и Путин.»
//////////////////////////
Увы, но с приводимым «подобием» апостольству, похоже, НЕСТЫКОВКА? Неужель уважаемый главный редактор «подзабыл» собственную (в соавторстве с Павлом Тихомировым) публикацию «по встрече» с Такером Карлсоном в контексте религиозной стороны вопроса?
41. Ответ на 30, Анатолий Степанов: общий знаменатель
Не откажу себе в удовольствии по этому поводу еще раз процитировать "фашиста" И.Ильина:
"Ибо политика есть искусство объединять людей — приводить к одному знаменателю многоголовые и разнообразные желания людей... Надо организовать и верно выразить единую всенародную волю, и притом так, чтобы это единение не растратило по дороге силу совокупного решения".
Однако проблема нашего сегодняшнего общества в том, что нет политических механизмов для такой объединительной работы. Выборы всех уровней давно превратились в откровенный фарс, СМИ монополизированы, на предприятиях думают только о работе предприятия - о доходах и расходах, живая общественно-политическая мысль и обсуждения загнаны в чаты, в которых не могут рождаться "решения".
Относительное единство общества сохраняется как раз на на основе безидейности: у каждого может быть своя идея, а общей иметь не положено. Но интуитивно понятный патриотизм народа действительно пока спасает страну от раздрая и распада... хотя есть люди, которые усиленно работают над его подрывом, и особенно среди новых подрастающих поколений. И, что самое возмутительное, такая подрывная работа ведется некоторыми госструктурами, такими, как, например, "Первый" канал ТВ или тот же минобр.
40.
Тогда Путин есть царь и его слово и есть идеология, в которой опыт Власти в опыте России совпадает с Предначертанием Третьего Рима и особенного Истории так, что Путин видит собственную хитрость Власти на опыте. И только он, исходя из личного опыта (хотя возможность подобного имеем мы все, абсолютно) может уразуметь мудрость Власти в России, соединить всех Правителей России в особенном Истории, начиная от Ленина и до сегодня, - не противоречиво опытно, ибо видит их хитрость во Власти, как свою.
Поэтому слово Путина сегодня - и слово царя и слово идеологии. Надо слушать внимательно слово царя и на этом, исходя из собственной веры и опыта - строить отношения друг с другом.
Понятно, что Путин выражает суть царя и идеологии, а не является по форме ими.
Поэтому, с другой стороны, нужна формальная картина мира - мировоззрение. Которую надо строить параллельно и формально без привязки к словам Путина. Просто строить мировоззрение на основании библейском и современном знании.
С одной стороны - начинать надо из самой глубины мироздания Истории - с сотворения мира; с другой стороны - здесь и сейчас надо слушать царской слово Путина принимая его как дух того же самого мировоззрения. Как дух, но не как мировоззренческие знания. Дух этих знаний, но не знание мировоззрения. И не путать их друг с другом - строящееся мировоззрение и веления Путина как исполнителя этого царского духа в актуальный момент развития России. Эти линии должны быть параллельны и не пересекаться, пока это не станет свойством самой Истории в современности.
39. Ответ на 37, Наблюдатель: