В фильме Павла Зарубина и Саиды Медведевой (полная версия фильма см. здесь), который показал канал «Россия 1» 4 мая, прозвучало несколько важных идеологических тезисов, которые важно зафиксировать.
Первое. Президент, рассуждая об отношениях с Западом, уверенно произносит формулы старца Филофея «Москва Третий Рим и четвертому не бывать». Это само по себе примечательно. Путин произносит идеологическую формулу Московского царства без оценки, но это показывает, что он в теме и того, что Россия – это Катехон (Удерживающий) и что Россия – Третий Рим, т.е. он знает и понимает проблематику, связанную с идеей предназначения, миссии России.
Второе. Путин рассуждает о «вековом противостоянии России с Западом». Стало быть, для него само собой разумеющимся является мысль о неслучайности нынешнего противостояния, о несвязанности нынешнего обострения отношений России с Западом с политикой современных лидеров стран Запада. А это базовая идея для русской идеологии. Причём, Путин уверенно углубляется в историю и приводит хрестоматийные исторические доказательства. Например, борьба с католической экспансией св. князя Александра Невского в битве со шведами. Первый русский царь Иван Четвёртый отвергает притязания папского престола и сразу становится для Запада «Иваном ужасным». Путин демонстрирует глубокое понимание преобразований Петра Великого, к которому у нас в церковной и патриотической среде часто сохраняется негативное отношение. Но Президент чётко поясняет: Пётр хотел использовать достижения Запада для безопасности и величия России.
Третье. Звучит фраза о «примирении с украинской частью русского народа». Хотя так формулирует вопрос журналист Зарубин, но Путин его не поправляет, а значит, он согласен с такой формулировкой «украинская часть русского народа». Надо понимать – триединого русского народа! И Путин уверен, что примирение двух частей русского народа состоится.
Четвёртое. Очень точно и тонко говорит Президент о вере и религиозности. Вера присуща любому русскому человеку, даже атеисту, поскольку в отличие от западного человека русский больше думает о вечном. Словом, русский человек более религиозен, чем западный. Путин показал «церквушку» в кабинете, т.е. домашнюю церковь, в которой молится, по крайней мере, в центре стоит аналой, на котором лежит книга. Но только журналисты расположились в «церквушке» поговорить о религии, Путин увёл их в кабинет, – нечего всуе о сакральном, не стал тему веры забалтывать. И вообще на тему веры особо не распространялся, хотя и рассказал, что коленопреклоненно молился тут во время Норд-Оста.
Примерно так я отреагировал вчера по горячим следам в заметке в Telegram-канале РНЛ. Но потом мои коллеги обратили внимание ещё на два важных тезиса В.В.Путина, которые также заслуживаю внимания. Итак.
Пятое. Президент говорит о рядовом гражданине, о воине России как главной опоре государства. Путин понимает, что нужно выстраивать связи Верховной власти с народом, и Специальную военную операцию понимает, в том числе, и в этом плане – поднятии духа народа. Примечательно, что в этом ключе Путин говорит о простом народе как подлинном русском «глубинном государстве». «Глубинное государство» по-русски – это не «хозяева денег», не теневые масонские структуры, а народ! Это очень важный тезис.
Шестое. Путин рассказал историю про героев СВО, которые удерживали позицию, даже будучи ранеными. Это были русские ребята из Бурятии. И когда Президент похвалил их за мужество, что они не побежали, то один из них серьёзно ответил: «Мы – буряты – не бегаем». Это – удивительная формулировка, которая показывает, что надэтническое понимание единства есть в народе. Это, по сути, еще один приговор русскому национализму!
Седьмое. Поскольку фильм был подготовлен к 25-летию первой инаугурации Владимира Владимировича на пост Президента и в фильме Путин говорит, что он постоянно думает о преемнике, один из коллег выдвинул гипотезу, что фильм создан для того, чтобы предупредить, что Путин скоро уйдёт. Вот, мол, подпишет соглашение о прекращении войны на Украине и через некоторое время уйдёт. Возможно, что и так – надо помочь преемнику или преемникам утвердиться на руководящих должностях. Но всё это гадательно. В любом случае, вопросы государственной идеологии прорисовываются всё чётче.
Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России