Светлой памяти Сергея Михайловича Вдовина (г. Омск) – Человека, видевшего суть.
Радуга подковою –
Значит, непременно,
Ждёт нас что-то новое,
Ждёт нас перемена!
Песня из к/ф «Большая перемена»
В классической физике обычно всё просто – при наблюдении объект не меняется. В квантовой физике говорят уже есть парадокс – эффект наблюдателя, и объект меняется. Но в метафизике происходит чудо – при наблюдении меняется субъект, сам наблюдатель.
Помните Ф. Ницше «если долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя»? Да, человек рискует превратиться в чудовище, нелюдя творящего жуткое зло ради самого зла. Правда и обратное, всматриваясь ввысь душа узрит свет небес, преобразится и стяжает силу духа на подвиг и даже самопожертвование ради справедливости. Каждому своё, и пчёлы и мухи найдут желанное. И это пчела зачастую гибнет, жаля врага, защищая улей и потомство.
Законы метафизики также верны для стран и народов. Особо в военную годину, когда обстоятельства вздымают перед людьми вопросы «Зачем жить?» и «За что умирать?». Почти все знаковые перемены у нас были во время, на фоне или после войны. Причём сама война не столько причина, а скорее побудитель изменений. Во время Русско-японской войны забурлила Первая русская революция. К концу Первой мировой – грянули сразу две революции Февральская и Октябрьская. Затем Гражданская, породившая Советский Союз. На фоне Афганской войны вспыхнула Перестройка, спалившая СССР. В обрамлении двух Чеченских войн разгульная Свободная Россия превратилась в чинное Долгое государство.
В Великую Отечественную войну Русская Православная Церковь вышла из опалы. Роспуск Коминтерна закончился позже борьбой с космополитизмом и низкопоклонством перед Западом. На плечах ВПК засияла мечта о покорении космоса и обуздании энергии атома. Но главная послевоенная перемена – передача власти от партии к госорганам не случилась, ушла вместе со Сталиным.
Зато пока советские лётчики сбивали американских в Корейской войне вдарила хрущёвская «оттепель», предвестник Перестройки и ельцинского лихолетья. Тогда появилось много произведений, чаще комедий, менявших общественное сознание, одна «Карнавальная ночь» чего стоит. В 1962 году Георгий Садовников написал повесть, по которой уже в брежневские времена сняли сериал «Большая перемена» (1972).
Почему его сняли сложно сейчас сказать, вероятно, в рамках выполнения директив XXIV съезда КПСС (1971) по повышению производительности труда и укреплению трудовой дисциплины. То время потом лгуны гласности заклеймят «Эпохой застоя». Причём даже антисоветская Вики сообщает: «Если в 1960 году объём промышленной продукции СССР по сравнению с США составлял 55%, то через 20 лет, в 1980 – уже более 80%». Нам бы такие показатели и темпы роста!
Чуть-чуть наивный и по меркам тех лет, это всё-таки фильм притча. О чём? Понятно, что речь не о школьном перерыве, а о Большой перемене в умах и сердцах советских граждан. Вкратце. Учёный-историк с говорящим именем Нестор Петрович Северов волей судьбы попадает в вечернюю школу рабочей молодёжи. Нестор отсылка к летописцу, а Северов к гиперборейско-норманской теории, которая весьма популярна, вот и статья В. Суркова называется «Рождение Севера». Отчество Петрович намёк на Отца Отечества – это один из официальных титулов Петра I в «Северной Пальмире». Новоявленному учителю достаётся самый трудный 9 «А» класс в школе №17, напоминание о Великом Октябре 1917 года. Взрослые ученики через одного разгильдяи и прогульщики без тяги к знаниям.
Педагоги школы – это образ госаппарата власти, поддерживающий порядок и дисциплину. Школьный класс – тот самый как тогда называли рабочий класс. А учитель истории – мистик меняющий этику и общественное сознание, устремлённое в будущее с опорой на прошлое. Пропустим все перипетии, но в итоге мистик блестяще справляется со своей задачей: разгильдяй прекратил безобразия, наставник-стяжатель стал бескорыстным и ответственным, прогульщик начал учиться, тунеядка взялась за работу, все стремятся к знаниям. Исполнив миссию Нестор воссоединяется с возлюбленной Полиной, смысл её имени «Солнечная».
То в кино, а в жизни совсем иная Большая перемена началась через энное число лет с приходом М.С. Горбачёва в 1985 году. Гимном Перестройки стала песня незабвенного Виктора Цоя:
Перемен требуют наши сердца,
Перемен требуют наши глаза,
В нашем смехе и в наших слезах,
И в пульсации вен
Перемен!
Мы ждём перемен!
Следом на краю пропасти разочарования и краха надежд ободряюще вторила чужеземная баллада «Wind of Change» («Ветер перемен») рок группы «Scorpions».
В результате тех событий, обрушивших великую единую державу, уже Россия по «Пути в Дамаск» сирийской кампании свернула на Украину. И в конце августа 2022 года на главном гостелеканале «Россия 1» запустили передачу о ремонте и перестройке жилища «Большие перемены» – из анонса «Герои новой программы готовы идти на самые неожиданные эксперименты ради больших перемен… Мастера найдут самые простые решения самых сложных задач». Звёзды так сошлись, что через день испустил дух Михаил Горбачёв – «главный архитектор» приснопамятной Перестройки в общежитии СССР. Не пережил свой 91 год, также как Союз 91-й год прошлого века. Ещё через месяц Россия приобщила к себе четыре земли Новороссии.
А в 2023 году вышел сериал «Крутая перемена», усиливаем тезис. Опять вкратце. С советским предшественником он схож темой школы и перевоспитания, но совсем уж сказка. Главный персонаж, он же главный перевоспитываемый – аферист, неудачливый бизнесмен, ушёл в учители литературы и ради денег проворачивает очередную аферу, пытаясь продать отчий дом, используя и подкупая для этого даже заключённых из колонии, где, по словам её начальника, «коммунизм» (знакомая либеральная шарманка). При этом духовно окормляемые им школьники назовут своего учителя героем. На уроках периодически проскальзывают экивоки в сторону того или иного современного «борца за свободу».
Примечателен его ответ ученикам (или особым зрителям?) на свой же вопрос, что двигало Раскольниковым из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»:
– Деньги. На первый взгляд так может показаться, но, если мы копнём чуть-чуть глубже, мы поймём, что Раскольниковым, как и нами всеми, двигает мечта. Странно, да, с одной стороны мечта, но при этом он совершил тяжелейшее преступление… Популярность, деньги, власть, ребята с этим со всем надо уметь обращаться. Достоевский говорит нам – будьте осторожны на пути к своей мечте, важно, чтобы никто не пострадал.
Но в последней серии ключевой «крутой» тезис неоднозначного персонажа о служивом Гринёве из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»:
– У тебя служба, бросить нельзя, уедешь тебя казнят. Не всё так просто, да? Либо сохранить верность присяге, либо спасти любимую. Верность долгу или любовь, что выберешь?
– Любовь, конечно.
– Все смыслы повести актуальны сейчас. Гринёв в итоге нарушил присягу, покинул место службы, но разве мы виним его в этом? Нет, потому что он сделал это ради любви…
– А Вы на что бы пошли ради любви? Вы бы пошли ради неё на смерть?
– Конечно.
Вот так, «построй свою любовь» хоть к кому-то или чему-то и всё – «Рафик ни в чем не виноват».
Да уж, какие заказчики – такие фильмы. И настойчивый символизм на экране треугольников, пеликанов и прочих почудился. А все аллюзии с крутым бизнесменом, чуток детским литератором, который кормил учеников обедами, был не чужд аферам и осуждён среди прочего за мошенничество, при нужде использовал заключённых, яростно поучал других, в дни школьных выпускных поднял мятеж (ради чего же он учинил раскол, мнения и сейчас разнятся), притом не лишён званий героя, но не дожил немного до премьеры сериала – сочтём просто фантазией. Равно как и аллегории с иными «борцами».
Сегодня народ пристально вглядывается в события на Украине. Кто-то ненасытно и страстно прильнув к экрану, сопереживая всей душой, а кто-то ненароком или украдкой, как бы пытаясь удержать прежний уклад жизни. Вглядывается в кровь, боль, ужас переполнившие многострадальный Донбасс и расплескавшиеся по всей «незалежной», незалежной от первооснов бытия – свободы, порядка и справедливости. Вглядываясь общество исподволь преображается, изгоняя глумливое бесовство – наследие «дружбы» с Западом.
Одновременно священный и инфернальный огонь СВО выжигает мерзость измен и поражений – первородный грех либеральной (свободной) России, поправшей вопреки обещаниям человеческое достоинство, зубоскалившей над честью и службой Отечеству. Обожжённые этим пламенем ветераны, вернувшись домой, принесут своё видение правды и справедливости. Не всем оно будет по нраву, такое случается после каждой войны. Но чаяния молодых справедливости и могучей державы налицо. Лишь бы не повторить беды Перестройки…
Глыба льда, рухнувшая на страну в декабре 1991 года, треснула в марте 2014-го, а с февраля 2022-го крошится и тает, освобождая место новому Городу саду. Неумолимая Большая перемена уже идёт. Где, когда и как она окончится неведомо никому, кто бы что ни твердил. Важно, что Большая Россия возвращается к себе и всему миру, и ведь точно вернётся.
Но есть на свете ветер перемен,
Он прилетит, прогнав ветра измен,
Развеет он, когда придёт пора
Ветра разлук, обид ветра.
«Ветер перемен» из к/ф «Мэри Поппинс, до свидания»
Валерий Феликсович Муниров, председатель Совета Института ЕврАзЭС
1.
Вернее бы сказать, что перемены в жизни нашей не идут, а пытаются идти, но их, перемены, взнуздали и крепко держат.
А в отношении, что Россия возвращается... Если Россия это русский народ и народы около русские, то он, народ, никуда не уходил - как жил, так и живёт. Какая то небольшая часть народа вовлекалась в 90-е в либеральную бесовщину, но быстро пришла в себя. Нынче люди устали от идеологии бабла, ждут перемен, оказали поддержку Президенту. Что будет дальше, поживём - увидим.