Новая этика Евразийского Союза

Доклад на конференции «Идеология Евразийского Союза» (Санкт-Петербург, 15 мая 2012 г.)

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) 
0
597
Время на чтение 7 минут
Крошка сын к отцу пришел,

и спросила кроха:

– Что такое хорошо

и что такое плохо?

В.В. Маяковский

I. Постановка задачи.

Опираясь на оценки, сделанные в докладе Института ЕврАзЭС «ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ ОДКБ», можно сделать однозначный вывод: одной экономической выгоды и целесообразности для интеграции в рамках будущего Евразийского союза, а также для адекватного ответа глобальным вызовам (историческим, миропроектным, геополитическим, экономическим, технологическим, финансовым) недостаточно и заведомо проигрышно. Поэтому необходимо найти и сформулировать высшие смыслы совместного гармоничного (ладного) общежития стран и народов на постсоветском пространстве. То есть ответить на вопросы: ЗАЧЕМ ЖИТЬ и ЗА ЧТО УМИРАТЬ?

Вполне понятно, что разумные от народа (ИАС «Русская народная линия») озаботились разработкой идеологии Евразийского союза. Идеология в переводе с греческого может означать: и высокопарное – прообраз смысла, и утилитарное – учение об идеях. Сегодня чаще подразумевается именно второе. Идеологии возникли как инструмент политики в результате перехода от доиндустриальной феодальной эпохи с господствующей религиозной картиной мира к индустриальной капиталистической эпохе с господствующей уже научной картиной мира.

Рассмотрим, насколько применима сейчас идеология при формулировании высших смыслов Евразийского союза.

II. Проблемы идеологии.

Идеология задаёт цель, то есть отвечает главным образом КУДА ИДТИ или К ЧЕМУ СТРЕМИТЬСЯ. Определяя при этом свою опору из триады: либо человек (вообще или с определёнными качествами), либо институт общества (государство, церковь, партия, …), либо общество (в целом или его часть по национальному, классовому, иному признаку).

Достаточно точно задают цели и отображаются в общественном сознании три идеологии:

а) либерализм с опорой на свободного человека;

б) фашизм с опорой на тоталитарное государство;

в) коммунизм с опорой на бесклассовое трудящееся общество.

Коммунизм в СССР, несмотря на обещания В.И. Ленина и Н.С. Хрущёва построить не удалось. Фашизм принёс нашему народу неисчислимое горе и страдание, смерть десятков миллионов сограждан. Либерализм послужил орудием развала Советского Союза и полностью дискредитировал себя в России и других соседних республиках. Поэтому ни одна из вышеназванных идеологией Евразийского союза быть не может.

Социализм как и коммунизм тоже декларирует своей опорой общество, но марксистами он считается только переходным этапом к коммунизму. При этом принцип социализма «От каждого по способностям – каждому по труду» существенно отличается от принципа коммунизма «Каждый по способностям, каждому – по потребностям». В практике реализации идеи социализма зачастую опирались не на общество, а на его институты, причём с достаточно сильными различиями и спецификой. Достаточно сравнить опыт советского социализма, с югославским опытом, со шведской моделью, с ливийской Джамахирией, с китайским «Союзом кланов вокруг престола предков с оттенками цвета срединного государства» (поскольку иероглифа «социализм» нет), с северокорейской чучхе и прочими.

Остальные идеологии также имеют разные сущностные характеристики и их проявления в зависимости от конкретного культурно-исторического контекста. То есть не столько отвечают на вопрос КУДА ИДТИ, сколько апеллируют к различным ценностям.

Консерватизм основывается на традиционных ценностях. Но поскольку традиции и ценности разные, то и характеристики цели, например, у британского и японского консерватизма разные. А в России идут ожесточённые споры, какую традицию восстанавливать – советскую социалистическую, российскую православную имперскую, дораскольную великорусскую или дохристианскую родноверческую?

Национализм основывается на высшей ценности нации, народа или этноса. Однако, например, немецкий, русский и китайский национализмы имеют совершенно разное проявление, крайние формы которого, как германский нацизм и великоханьский шовинизм никогда не были присущи русскому народу. В то же время, поскольку согласно данным переписи населения 2010 года, в России проживают представители более 200 национальностей (этнических групп), то и национализмов у нас может быть более двух сотен. Национализм, также как и либерализм, использовался в качестве идеологического оружия при расчленении СССР, и сегодня используется зарубежными центрами сил для развала России.

Патриотизм основывается на любви к своему Отечеству. Очень мощная мобилизующая идеология, но опять-таки не отвечает чётко на вопрос КУДА ИДТИ. Во время Великой Отечественной войны советский патриотизм поднимал миллионы людей на ратный и трудовой подвиг. Но были и предатели, сотрудничавшие с врагом, по якобы своим патриотическим представлениям. В той же Германии официальному патриотизму Третьего Рейха противостоял истинный патриотизм немцев, понимавших гибельность гитлеризма. Окончательную точку в этой схватке поставило Знамя Победы над Рейхстагом. В последние двадцать лет в России либералы сильно постарались маргинализировать само понятие патриотизма, одна когнитивная диверсия «красно-коричневые» чего стоит. Однако главной задачей патриотов сегодня является необходимость договориться между собой (также как и консерваторам) невзирая о каком бы патриотизме не шла речь – о советском, имперском, русском, украинском, казахском или другом.

Итак, вполне очевидно, что спор о выборе «изма» (а идеологии это как правило «измы») больше разъединяют людей, нежели объединяют их. Это и есть главная проблема разработки идеологии интегративного (объединительного) проекта Евразийского союза.

III. Методология решения проблемы.

Идеология как продукт рационального ума изначально двоична, а, например, марксизм даже включает в себя составной частью материалистическую диалектику – разделение на два. Диалектика оперирует понятиями «свой – чужой», именно поэтому идеологии, а соответственно и их носители находятся в постоянной борьбе.

Идеология как учение от ума в структуре мирового проекта занимает пятый уровень из девяти наряду с доктринами и концепциями. Ниже четыре уровня – стратегии, оперативные планы, тактика и практика. А выше тоже четыре – традиции, методология, мировоззрение и устои сознания (подробнее см. «ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ ОДКБ»). И если четыре уровня снизу от тактики до доктрин, включая идеологии, являются исключительно творением ума (интеллекта) и сугубо рациональны. То верхние четыре являются сферой разума и сознания, и определяются Душой и Духом, которые изначально иррациональны.

Что бы выйти из дихотомичной растяжки «свой – чужой» необходимо диалектику дополнить триалектикой (делением на три), а вместе они дадут пять – число Премудрости Божией Софии. Преимуществом русского типа сознания – людей, кто думает на русском языке, является как раз иррациональность и парадоксальность (нелогичность и непредсказуемость) мышления, которые неоднократно рушили рациональные планы противников.

Дабы уйти от спорных «измов» надо с пятого теоретического уровня подняться на второй мировоззренческий уровень. Именно он отвечает на метафизические вопросы – ЗАЧЕМ ЖИТЬ и ЗА ЧТО УМИРАТЬ. Мировоззрение опирается на ценности, нормы и правила. А составной частью мировоззрения являются нормы и правила морали, нравственные ценности – то, что называется этика. В изначальном смысле при переводе с греческого – нормы совместного общежития, сплачивающие общество. Этика отвечает на вопросы – ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО и ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО.

Ответы на эти вопросы исходят не от ума, а от сердца. Издревле люди в поисках ответов обращались к Всевечному, Всемогущему и Всевышнему и духовным взором находили ответы в своём сердце. Чтобы прекратить гражданскую войну, которая продолжается более двадцати лет в головах людей на постсоветском пространстве, надо обратиться к Душе и почувствовать сердцем – что любо, а что не любо.

Ответы на эти казалось бы простые вопросы позволят договориться людям разных национальностей, верований, традиций, убеждений, профессий, а также разного возраста, пола, образования, достатка и социального статуса. А затем ответить на экзистенциальные вопросы – ЗАЧЕМ ЖИТЬ и ЗА ЧТО УМИРАТЬ. После этого можно обсуждать КУДА ИДТИ или К ЧЕМУ СТРЕМИТЬСЯ.

Итак, прежде чем сформулировать идеологию (доктрину, концепцию) Евразийского союза необходимо:

во-первых, дополнить диалектику триалектикой;

во-вторых, создать новую наднациональную и надконфессиональную этику;

в-третьих, на основе НОВОЙ ЭТИКИ сформировать НОВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ.

IV. Новая этика Евразийского союза.

Как известно новое – это зачастую хорошо забытое старое. Поэтому некоторые подсказки можно и нужно искать в нашей традиции – и в советской, и в российской имперской, и в великорусской православной и даже в ордынской. Имея ввиду не ту Орду, «историю» о которой написали немцы, те с кем боролся М.В. Ломоносов в Академии наук и художеств. А ту великую славяно-тюркскую Орду, подлинную историю которой ещё следует восстановить. Гигантские пространства Орды впоследствии именовались Российской империей, затем СССР и в ближайшем будущем появится новое имя – Евразийский союз.

Основные правила новой этики Евразийского союза предлагаются следующие:

1. Дух Истины (Воля Всевышнего, Воля Неба) превыше ВСЕГО.

2. Премудрость – это Вера, Надежда и Любовь в полноте.

3. Благодать выше Правды.

4. Правда у каждого своя.

5. Гармония (Лад) есть высший Порядок.

6. Милосердие выше Справедливости.

7. Справедливость – это неотвратимость Воздаяния (чаще Наказания, Кары).

8. Справедливость выше Закона.

9. Совесть выше Свободы.

10. От каждого по Совести – каждому по Справедливости.

11. Духовное выше тленного (материального).

12. Власть выше денег.

13. Честь (Достоинство) выше Славы.

14. Служение (Долг и Слава) выше собственности.

15. Общественное (Соборное) выше личного.

16. Круговая порука (артельное) выше коллективного.

17. Самобытное выше мультикультурного.

18. Созидание (Радость творения) выше торговли и кредита.

19. Предательство (измена) тягчайший грех.

Данный перечень далеко не окончательный.

Разумеется, новая этика служения, справедливости и милосердия – это только начало. Начало, которое поможет вновь объединить славян, тюрок, кавказские народы и многих других. Объединить православных, мусульман, иных верующих (включая тех, кто верит в законы природы и науки). Объединить людей разного возраста, общественного положения и материального достатка. Объединить людей в гармоничном и справедливом общежитии под именем Евразийский союз.

Валерий Феликсович Муниров, председатель Совета Института ЕврАзЭС

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. "Триалектика",как диагноз".

Попытка материализма,как мировоззрения,дать целостную картину мира,безусловно провалилась. Да и не могла состояться,поскольку в материализме,по определению,отсутствует созерцательный момент. Вот и проникали в щели,в дыры в мировоззрении-о природе материи,о природе человека,о возникновении вселеленной,о сущности исторического процесса...-"тараканы" или говоря словами Писания-"прузи",получившие полную свободу действия, еще со времен "гласности". Православной Церкви была дана свобода, Проповеди Истины Евангелия,в течение 25 лет. Дать людям Истинную объективную,реальную картину мира,взамен искаженной и неполной,материалистической. Преобразив, накопленные наукой факты, в Знание. Для этого и были даны,по моему скромному разумению,эти двадцать пять лет. Много это или мало? Вина или беда? Это вопрос суда,но не суждения. Не случилось и это,безусловно- беда. Зато,на этом поприще,сумели развернуться "мистики" всех мастей,проникая во все сферы общественной жизни,привнося дух самого откровенного шарлатанства-как в науки духовные,так и естественные. Ныне, самыми дикими суевериями,вот той самой пресловутой "мистикой и поповщиной",с которой, если кто и боролся,так одна Православная Церковь,да еще,пожалуй, ин.им.Сербского, поражены все области человеческого знания,до самых своих основ. Плоды не замедлят. В самое ближайшее время.
Писарь / 24.05.2012, 18:16

2. Какая хитрая статья!

Как всегда - начали за здравие, а закончили за упокой... Я может быть покажусь шовинистом и националистом, которых так клеймят в этой статье, но, на мой, может быть и неправильный взгляд, Россия, да и любой союз в состав которого она входит должен опираться на православие, державность (лучше саоддержавие, но им пока к сожалению и не пахнет), народность. Самый Великий из всех представленных в будущем Евразийском союзе народов и национальностей это русский народ. Значит и народность в-первую очередь русская. РОССИЯ и ЛЮБОЙ СОЮЗ НА ЕЕ ОСНОВЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРАВОСЛАВНОЙ КОНСЕРВАТИВНОЙ ИМПЕРИЕЙ. ТОЧКА.Тогда будет толк. Конечно, мы всегда жили и будем жить в мире со всеми народами, как всегда и было. Но то, что выше - главное. Что предлагает нам эта статья? Отречься от всего того, что было раньше и строить какой-то новый продвинутый тип экономических и социальных отношений. История показала, что эксперименты с Россией приводят к краху. Только здоровая традиция и здоровый консерватизм пойдут на пользу. Мы уже строили "наш, новый мир". К чему это привело? Сами знаете к чему. Такая мультикультурная идеология для Евразийского союза не годится. Нечего нам казаться какими-то уж супер современными перед нашими западными партнерами. Повторю славянофилов в том, что у России свой путь. И он уже прочерчен более чем тысячелетней историей ее развития. Если этот союз не будет традиционным русским имперским государством, то он станет последним гвоздем в крышку гроба России. Мы превратимся в оболваненное население. А с приведенными 19 принципами, похожими больше на какие-то "заповеди", вообще не согласен. Попахивает оккультизмом и язычеством. Подведу итоги. Нам надо продолжать тот путь развития с которого Россия сошла в 17 году, но с учетом современных реалий. Можно взять лучшее и из коммунистического периода, хотя те взяли очень многое из Империи. Идеолоия евразийского союза - традиционный православный консерватизм. Иначе смысла нет этот самый союз создавать. Получится глупая пародия на СССР. Нам уже двадцать лет говорят, что все что было до этого - неправильно, надо все строить заново. Это опасная ложь. Вот в таком ключе написана и эта статья. Все уже понятно и известно, зачем нам изобретать велосипед? Мы уже наэкспериментировались вволю. Надо строить традиционное государство, а не новообразование. Этого очень многие не хотят. А названия можно давать какие угодно, хоть "Общемировой мультисоюз". Главное-содержание. И очень не хочется, чтобы оно в очередной раз было фальшивым. Давайте не будем обманываться. Такая вот статья в статье. Хотел написать короткий комментарий, но зацепило. С Праздником! Простите, ели кого обидел, это всего-лишь мое маленькое мнение.
Руслан / 24.05.2012, 11:45

1. Автору-докладчику.

Что такое - Небо? Какое имя у Истины? Кто такой Всевышний? Чья благодать выше Правды? Созывайте новую конференцию.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Феликсович Муниров
Большая перемена
Большая Россия возвращается к себе и всему миру
13.04.2024
Евразийский Союз: как избежать засады
Валерий Муниров о перспективах интеграции на постсоветском пространстве
24.04.2012
Восточный ответ России
Политолог-востоковед Валерий Муниров полагает, что Большой войны до 2015 года не избежать
23.04.2012
Евразийский союз - это основа Хартлэнда
Русский мишка и уютный европейский домик
10.04.2012
Евразийский Союз и Китай
Политолог-востоковед Валерий Муниров о перспективах российско-китайских отношений
09.04.2012
Все статьи Валерий Феликсович Муниров
Евразийский экономический союз (ЕАЭС)
Курс США на удержание гегемонии обречен на неудачу
Сергей Лавров выступил в ходе Х международного форума «Примаковские чтения»
27.06.2024
День Вьетнама
В Экономическом университете им. Плеханова состоялось важное мероприятие
30.05.2024
Наше партнёрство развивается по всем направлениям
По словам Владимира Путина, доля национальных валют в торговле внутри Евразийского экономического союза уже превысила 90 процентов
26.12.2023
Нам нужен спокойный многополярный мир
В Москве завершает работу Евразийский конгресс народной дипломатии
16.11.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
17.11.2024 23:30
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
17.11.2024 23:10
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:53
Зачем?
Новый комментарий от Человек
17.11.2024 19:46
Святые или нет?
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:37
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Анатолий Степанов
17.11.2024 19:12
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
17.11.2024 17:58