«Все пожекты зело добрыми быть должны, дабы казну зряшно не разорять и Отечеству ущерба не чинить. Ежели кто прожекты начнёт абы как ляпать, тому чина лишу и кнутом драть велю» (Пётр I)
Прозападники совместно с финансируемыми Соросом академиками и стипендиатами, ставшие авторами многих школьных учебников, не простояв и дня за учительским столом, так накуролесили в образовании, что их последствия не может устранить даже Президент, занимаясь постоянно. Они отравили не только сознание народа, но и подсознание, что отразилось даже чехардой в изменении названия соответствующего министерства: Министерство народного просвещения (таковым оно было до начала горбачёвских реформ на протяжении полутора веков) → Министерство народного образования → Министерство образования (в России вернулись к Министерству просвещения).
Но если образование не народное, то каково оно?
Это, во-первых. А во-вторых, образовывать – давать знания, а просвещать – и образовывать, и воспитывать.
Но реформаторам неймётся, и они пошли дальше – добрались до вузов. Они теперь не храмы науки и просвещения, а учреждения. Названием их, как и школы, приравняли к конторе Вторсырья. Даже названия школьных предметов изменили до неузнаваемости. Раньше на протяжении многих веков по названию школьного предмета можно была догадаться о его содержании. Что изучают первоклассники теперь на уроках математики? Или что такое Читалочка? Ведь Математика – это совокупность наук, изучающих величины, количественные отношения, а также пространственные формы. Это тоже самое, что в медицинских вузах курс Анатомия человека переименовать в Медицину человека. По международному рубрикатору УДК различных математических наук более 100.
От цунами всевозможных реформ, начатых с хрущёвских времён, стонут родители, стонут учителя, но больше всех страдают дети. И их страдания не уменьшаются, что пора уже «Песню первоклассника», 1978 года создания, петь в новом варианте: «Нагружают больше нас// Взрослые до дури.// Нынче в школе первый класс// Как в аспирантуре».
Страдание каждого ребёнка – это мои страдания. Я не могу слышать и видеть страдания детей. Такова моя надломленная психика малолетнего узника.
Диалектическое мышление не возникает сразу в готовом виде, а проходит через определенные ступени своего развития в разные возрастные периоды.
Серьезные издержки педагогика имеет при стремлении уже в начальных классах обучать детей сразу высшему уровню мышления. Такая методика способна только затормозить умственное развитие ребенка, так как мешает осуществлению естественного, поступательного развития логики мышления. Можно заставить ученика начальных классов твердить, что Земля вращается вокруг Солнца. Но весь его конкретно-чувственный опыт будет противоречить этому: он постоянно видит, как Солнце «ходит» по небу.
Проведённые советскими психологами опыты показали, что уменьшения сроков формирования ступеней мышления за последнее столетия не произошло. А анализ педагогической литературы показал, что и белорусские, и российские учителя и преподаватели педагогических вузов слабо подготовлены по части знания психического развития ребенка.
Поскольку ни учителя, ни родители не соглашаются с вышеприведённым утверждением, радуясь, как дети легко запоминают конкретные операционные действия со смартфоном, приведу пример из российской прессы: «Н.И.Чиркова, О.А.Павлова (кандидаты педагогических наук, преподаватели вуза) «Развитие начальных логических умений на уроках математики».
Пример 1. Первоклассникам предложили построить ломаную линию из нескольких звеньев, количество которых не называлось. Затем им надо было начертить отрезок, равный сумме длин звеньев ломаной. С этим заданием школьники справились. Отвечая на вопрос: «Что можно сказать о длине ломаной и длине получившегося отрезка?», ученики говорили, что длина отрезка больше, чем длина ломаной.
Пример 2. При формировании представления о площади фигуры второклассникам дали два одинаковых прямоугольника и предложили сравнить их по площади способом наложения. Ученики убедились, что площади прямоугольников одинаковые. Затем в каждом прямоугольнике провели диагональ. Один прямоугольник разрезали по диагонали на два одинаковых треугольника, из которых составили разные фигуры. Сравнивая прямоугольник и получившиеся фигуры по площади, ученики не видели, что она равна. Причину допущенных ошибок можно объяснить недостаточно развитым умением дифференцировать признаки предмета. Результат – изменение одного свойства принимается за изменение другого (форма – длина, форма – площадь). Конечно, со временем логические ошибки такого вида исчезают, но сохраняются другие. Например, зачастую школьники полагают, что квадрат не является прямоугольником, хотя определения понятий «квадрат» и «прямоугольник» знают. Причина ошибки в том, что при подведении под понятие они опираются на отдельные признаки, а не на их систему, указанную в определении» («Начальная школа», № 5, 2017, с. 61).
Научить нажимать на кнопки можно и обезьяну, а вот мыслить логически – никогда. Простите за грубость. Может быть, когда человечество себя погубит, обезьянам придётся поумнеть, пройдя эволюционный процесс в миллионы лет.
Когда первоклассник правильно отвечает на вопрос – что легче, килограмм пуха, или килограмм железа? – у меня такие дети вызывают опасение за их дальнейшее психическое развитие.
Сколько сейчас развелось классов, в которых обещают родителям за деньги логически развивать детей с пелёнок.
К сожалению, педагогически правильный процесс формирования диалектического мышления нарушен всеми авторами белорусских школьных учебников. В большинстве из них язык изложения научный, а содержание приближается к институтскому. Получается не учебник, а энциклопедический справочник. Нарушены и другие педагогические принципы как написания учебников, так и их методического обеспечения. Теперь уже все педагогические журналы подчёркивают, что они научные. От авторов требуют, чтобы их статьи соответствовали требованиям ВАК. Учитель и его проблемы уже для журналов второстепенная фигура. Но об этом разговор должен быть со специалистами.
Чтобы понять не только специалистам, но и родителям, как трудно учиться их детям, покажем на примере учебников по географии для 6-го и 7-го классов с русским языком обучения, созданных авторским коллективом под руководством декана факультета БГУ. Как сообщается на сайте университета, она проходила стажировку в Швеции, Литве, Израиле.
Рассмотрим эти учебники
Кольмакова Е.Г., Пикулик В.В. География. Физическая география. 6-й класс (год издания 2016). Уже с первых уроков на учеников, у которых ещё конкретно-образное мышление, обрушивается огромный массив абстрактных текстов (нарушен процесс формирования знаний – от навыков к знаниям, а не наоборот). Судите, читатели сами.
«Современная география включает целую систему наук. Традиционно географию делят на две крупные ветви – физическую и социально-экономическую.
Физическая география (от греч физис – природа) изучает природу нашей планеты, а социально-экономическая – население Земли и его хозяйственную деятельность. Каждая из них подразделяется на ряд отраслевых наук. Особое место отведено общегеографическим наукам, в том числе картографии. Именно она обеспечивает географию своим собственным незаменимым языком – географическими картами.
Как любая наука, география обладает собственными методами исследования. Самые древние из них – сравнительный и описательный. По мере изучения неизведанных земель к ним добавился экспедиционный метод.
Во время путешествий составлялись планы и карты открытых земель – так возник – картографический метод» (с. 8).
Или. В восьмом параграфе «Внутреннее строение Земли. Литосфера» (не более 5страниц текста – материал одного урока) темы «Литосфера и рельеф Земли» четыре пункта. Процитируем некоторые сведения второго пункта «Внутреннее строение Земли». Ученикам сообщается, что они узнают:
«Как изучают строение Земли?
О многослойном внутреннем строении нашей планеты.
В чём различие земной коры под континентами и океанами?
О дрейфе литосферных плит» (с. 45).
После изучения только данного материала ученики должны знать, что «Изучение внутреннего строения Земли производят сейсмическими методами. Земля имеет многослойное строение и состоит из ядра, мантии и земной коры. Материковая земная кора состоит из 3 слоёв осадочного, гранитного, и базальтового. В океанской коре гранитный слой отсутствует» (с. 50).
Но на этом же уроке сообщается материал ещё трёх пунктов этого же параграфа.
Не лучшего качества и учебник для учащихся 7-х классов 2017 года издания. Ограничимся рассмотрением первого урока, тема которого «Введение. Географическая оболочка как объект изучения физической географии».
«Географическая оболочка и её границы. Вы знаете, что компоненты природы воздух, вода, горные породы, почва, растения и животные (выделено мною – И.М.) постоянно взаимодействуют между собой, образуя природный комплекс. Природные комплексы различаются не только сложностью организации, но и размерами. Самый крупный природный комплекс нашей планеты — географическая оболочка» (там же, с. 7).
Как известно, о чём сообщается во всех энциклопедиях и Википедии, компонентами природы являются: климат, а не воздух, вода, рельеф (не указан в перечене), горные породы, почва, растения и животные (Лярскі П.А. Прырода Беларусі. Мн., 2005, с. 11).
Воздух – газообразное вещество, составляющее атмосферу Земли, а климат – метеорологические условия, свойственные данной местности. Климат рядом расположенных возвышенности и низины различаются при одном и том же воздухе.
Цитируем далее. «Зональность географической оболочки проявляется в её разделении на географические пояса и природные зоны.
Наряду с зональностью географической оболочки проявляется и азональность. Азональность – это неоднородность географической оболочки, связанная с проявлением внутренних процессов Земли. Азонально размещаются материки и океаны на поверхности Земли, горы и равнины на материках и на океаническом дне».
За один урок ученик должен понять и запомнить: «Географическая оболочка – крупнейший природный комплекс, в состав которого входят вся гидросфера и биосфера, верхние слои литосферы и нижние слои атмосферы. Для географической оболочки характерны: целостность, ритмичность, круговорот вещества и энергии, зональность и азональность. Ноосфера – современный этап развития географической оболочки» (там же, с. 12).
Дети в детский сад, а школьники в школу должны бежать с радостью. Но на пути создания ШКОЛЫ РАДОСТИ как стояло, так и стоит Министерство образования (прекратило со мной переписку и все контакты после обсуждения на приёме у Министра 2-го ноября 2022 года поднимаемых в этой статье вопросов). И не только оно. Ещё 10 июля 2020 года я передал высокопоставленному минскому чиновнику записку с предложением своих услуг, если будет запрос власти, – как не допустить в стране Майдан. В краткой беседе я сказал, что страну будет постоянно лихорадить пока не будет ликвидирована издательско-информационная мафия. На его возражение, что у него нет данных ни за, ни против, сказал, что первоначальные данные я предоставлю, а дальше должны работать специалисты. И тогда в образовании откроются безобразии покрупнее, чем в медицине.
Некачественная медицина приносит, в основном, физические страдания, а некачественное образование – и физические, и духовные.
ШКОЛА РАДОСТИ не маниловские фантазии, а реальность, которая создавалась на базе Кадинской СШ Могилёвского района, и научно-педагогический комплекс на базе СШ № 1 г.Чаусы, в которых применялись разработанные мною материалы, прошедшие проверку в экспериментах Академии педнаук СССР. Об этом показывали на телевидении, писали газеты и журналы как республиканские, так и всесоюзные. Так во всесоюзной «Учительской газете» было опубликовано несколько статей. Например, уже 6 ноября 1989 года появилась статья «Четвёртая встреча», после появления которой Кадинскую школу посетили десятки делегаций учителей со всех уголков России.
По комплексу был нанесён удар – штаб комплекса, начиная от заместителя председателя райисполкома до директора школы, уволен. Подверглись наказанию и учителя, которые применяли мои методические материалы. Был уволен и я по инициативе соросского академика с должности проректора.
Очень жаль, если за провалы в образовании придётся отвечать одному неплохому Министру образования с большими потенциальными возможностями, если ему помогут навести порядок в своём министерстве, а также будет наведён порядок в других министерствах и ведомствах.
Сегодня мировой исход битвы сил Добра и Зла, когда решается вопрос – быть или не быть цивилизации? – решается за школьной партой. Этот должен понять каждый человек, какую бы должность он не занимал и какой бы национальности не был.
Иван Мартынов, кандидат физико-математических наук, зампредседателя городского «Русского общества», Могилёв
2.
1.
Дорогой автор, реформаторы - либералы это прекрасно понимают. Потому и реформируют неутомимо. Реформируют, реформируют...