События, которые вслед за печально известным «Норд Остом» 23.10.2002 года, теперь будут именоваться «Крокус – 22.03.24», уже стали частью нашей истории. Специалистам и правоохранителям ещё предстоит установить имена заказчиков, прямых и косвенных виновников и соучастников массового убийства, мельчайшие детали этого теракта. Но есть и другая, главная, сторона данного страшного события – духовная, которая также требует изучения и ждёт своих специалистов.
Выбравшие Жизнь Вечную. Отчасти это по «горячим следам» уже сделали многие популярные православные ЛОМы: священнослужители-проповедники и религиоведы-богословы. Не будем отнимать у них хлеб, сняв предварительно перед многими из них шляпу. Имея некоторый опыт и соответствующее образование, дерзнем взять на себя труд обсудить события церковного календаря и тексты Священного Писания, которые были прочтены в тот трагический день в Православной Церкви. Ведь известно, что через Священное Писание, устами Своих пророков и апостолов с нами говорит Господь! А когда Он говорит, надлежит этому со страхом и благоговением внимать. Поскольку эти тексты записаны при непосредственном участии Святого Духа и потому являются богооткровенными, это накладывает серьёзную ответственность на работу с ними, поэтому заранее просим нас грешных строго не судить.
Итак, теракт произошел 22.03.2024 поздно вечером, т.е. по церковному календарю (где новые сутки начинаются с вечера) было уже 23.03., когда чтутся определённые святые, каждый из которых несёт свою духовную и смысловую нагрузку. В этот день (10 по ст. стилю) Церковь чтила память великомученика Фёдора Тирона, 40 севастийских мучеников и мученика Кодрата. Что это за люди? Чем прославили себя и за что мы их чтим? В основе их житий лежат протоколы допросов и подробное описание пыток и казни, которые велись согласно Римской юриспруденции.
Первые жили в первой половине IV века в период гонений на христиан, пострадав за исповедание Христа ценой своих жизней. Фёдор Тирон был молодым воином (на латинском tiro значит «новобранец», «рекрут»), уроженцем прибрежной Малоазийской провинции на территории современной Турции, откуда и был призван в Римскую императорскую армию. По законам империи того периода, каждый воин, принимая присягу на верность императору, должен был принести символическую жертву идолам или статуе императора, приравненного Сенатом к римским богам, подчёркивая тем самым свою лояльность власти. Фёдор, не уклоняясь от самой воинской службы, публично назвав себя христианином, отказался приносить жертву идолам, т.к. Христос запретил покланяться творениям – делам рук человеческих. Он знал, что за этим последует. В итоге, после недолгих уговоров и мучительных пыток, Фёдор был казнён, не переставая перед смертью славить своего Господа. Собственно, именно за это – свободное волеизъявление, за которое он заплатил своей жизнью, воин и стал святым мучеником, канонизированным Церковью.
40 севастийцев тоже были христианами и воинами Римской армии, стоявшие гарнизоном в Армении близ озера Севан (Севаст). Их непосредственный начальник, ярый противник Христа язычник Агриколай принуждал их отречься от Него, и не добившись своего приказал раздетыми загнать воинов в воды холодного озера. Каждый, кто готов был отказаться от веры, мог тут же попасть в жарко натопленную баню, стоявшую на берегу. Средняя температура этого горного озера в это время едва достигает +5 градусов. Всю ночь воины, поддерживая и ободряя друг друга, стояли по пояс в ледяной воде, поя псалмы и призывая Христа в помощь. Наконец, уже под утро один из них, ослабев в борьбе и не выдержав мук холода, отделился от своих товарищей и побежал в жаркую баню, но едва переступил её порог, как пал замертво! В это же время конвоир по имени Аглаий явно увидел над головами непокорённой дружины невидимые прочим сияющие венцы над головами! Поняв всё, он, сбросив с себя одежду и доспехи, занял освободившееся место, восполнив сакральное число 40! Убедившись, что дух воинов-христиан необычайно силён и, казалось, только укрепился от ледяной воды, раздосадованный Агриколай приказал, перебив голени, бросить воинов живыми в огонь.
Кодрат из Никомидии жил на век раньше и был богатым и влиятельным человеком – гражданином крупного приморского города на берегу Мраморного моря, искренним христианином. Когда после долгого затишья в середине III века при императоре Декии возобновились гонения на христиан, многие из них по причине излишней привязанности к земле и потери подлинного смысла жизни, стали отрекаться от Христа или покупать себе липовые свидетельства о мнимом отречении, готовясь принести жертву идолам. Кодрат был не из таких, он смело предстал перед новым градоначальником Перением, прибывшим в Никомидию с целью преследования христиан, и открыто исповедовал свою веру. Поражённый язычник попытался сыграть на высоком положении и богатстве Кодрата, называя его безумцем, т.к. принадлежность к христианству влекла по действующим законам как минимум к потере свободы, чести, славы и имения… Но это не остановило мученика. Он горел любовью к Христу и жаждал пострадать за своего Спасителя, смело обличая в заблуждениях самого Перения.
Приговорённый к пыткам, смотреть на которые были согнаны жители города, включая отрекшихся христиан, Кодрат не переставал проповедовать Спасителя и под ударами бича, и подвешенный на дыбе, опаляемый огнём. Мало того, ему удалось своим примером вызвать раскаяние у отступников, которых он убеждал не бояться страданий, ради вечной жизни, дарованной Христом. Некоторые из них, укреплённые его примером и словами, устыдившись своей слабости, объявляли себя христианами и готовы были встать рядом с Кодратом! Все они были обезглавлены, наследовав вечную жизнь, которая обещана верным христианам!
Эти три примера очень хорошо показывают неоспоримые и неизменные идеалы подлинного христианства, которое формально является доминирующим в России, но основательно подзабыто или изрядно искажено, оставаясь для большинства даже православных какими-то сказками, древними мифами или байками. Конечно, они в полной мере касаются и уже коснулись нас, в т.ч. жертв теракта, остальных москвичей, всё чаще петербуржцев, ростовчан и курян, не говоря уже о жителях Белгородчины или Донбасса… Ради чего и как надлежит жить? Что ставить «во главу угла» и как относиться к неизбежной и пугающей нас смерти?
С началом 50-дневного строгого Великого Поста, посвященного добровольным страданиям Христа за нас, добровольное же посещения сомнительного концерта коллектива с явно антихристианским контентом, не может быть объяснимо с точки зрения христианской этики и догматики, что доказали Фёдор Тирон, доблестные севастийские мученики и Кодрат из Никомидии. Но может быть оправдано милосердным Христом, к которому и стоит обратиться если не когда-то тогда – то уж точно теперь!
Соработники 11-го часа. Теперь, что касается собственно Священного писания этих дней. В отрывке из Евангелия от Матфея (гл.20) нам возглашается о некоем прообразе Царствия Небесного, в которое призывает всех нас Господь: «Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой. И, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что́ следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то́ же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что́ вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, полу́чите» (Мф.: 20:1-7).
В толковании этого отрывка известного знатока вопроса, святого Феофилакта Болгарского текст объясняется так: «Царство Небесное есть Христос. Он уподобляется человеку, потому что принял наш образ. Он домовладыка, так как господствует над домом, то есть церковью. Сей-то Христос исшел из недр Отца и нанимает работников в виноградник, то есть для изучения Писаний и исполнения заповедей, содержащихся там. Можно и так понимать: Он нанимает всякого человека возделывать виноградник, то есть совершенствовать во благом собственную душу. Он нанимает одного утром, то есть в детском возрасте, другого – около третьего часа, то есть в отроческом возрасте, иного около шестого и девятого часа, на двадцать пятом или тридцатом году, вообще, в мужском возрасте, и около одиннадцатого часа – старцев, ибо многие уверовали, будучи уже старцами...».
И далее: «Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? Возьми свое, и пойди; я же хочу дать этому последнему то́ же, что́ и тебе; разве я не властен в своем делать, что́ хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр? Так будут последние первыми и первые последними; ибо много званных, а мало избранных» (Мф. 20:8-16).
Феофилакт продолжает: «Вечер есть кончина века; при кончине все получают по динарию; динарий – это благодать Святого Духа, которая преобразует человека по образу Божию, делает его причастником Божеского естества… Те, которые в юности уверовали, несут более труда, чем пришедшие ко Христу в старости. Юноша переносит “тяготу” гнева и зной похоти, а старик спокоен от этого. Тем не менее, все сподобляются одинакового дара Святого Духа. Притча научает нас, что можно и в старости чрез покаяние получить Царство Небесное, ибо старость и обозначается одиннадцатым часом…».
Итак, дерзнём сделать свой скромный вывод для нашего дня, что прийти ко Христу, чтобы наследовать самое главное богатство – Царствие Небесное можно всегда, но до наступления «вечера» – смертного часа, наступления которого не в нашей власти. Узнать его – удел святых, нам же необходимо, не дожидаясь его прихода, как можно раньше стать соработниками Бога. Успели ли это сделать те, кто погиб в тот день, мы не знаем, но во что очень хочется верить!
Терпением спасайте души ваша. В тот же день читается еще два Евангельских отрывка от Луки и от Иоанна. Дабы не перегружать неподготовленных читателей, приведём несколько выбранных стихов, наиболее, по нашему мнению, близких известному событию. В Евангелии от Луки написано: «…Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое. Но и волос с головы вашей не пропадет, – терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:16-19).
Феофилакт предлагает такое толкование: «Сказав это и уменьшив их страх от неучености, Господь высказывает ещё обстоятельство, необходимое и могущее поколебать души, именно: что они преданы будут друзьями и сродниками. Предсказывает о сем обстоятельстве для того, чтобы, случившись внезапно, оно не смутило их… Сказав это и то, что их будут ненавидеть и некоторых из них умертвят, присовокупляет величайшее утешение: “волос с головы вашей не пропадет”. Вы, – говорит, – будете спасены, и ни малейшая частичка ваша не пропадет, хотя многим и будет казаться, что пропала; только нужно терпеть. Ибо терпением вы можете приобрести ваши души. Враг приступает, как бы с намерением взять в плен, и старается захватить ваши души, наведя на вас бедствия; но вы вместо серебра дайте терпение, и этим выкупом приобретете ваши души и не потерпите в них вреда. Обрати внимания на выражение: “некоторых из вас умертвят”, и ты уразумеешь оное несколько глубже, именно: умертвят вас не всецело. Вы состоите из двух частей: души и тела. Не ту и другое, но одно у вас, то есть тело, умертвят, а души ваши вы терпением приобретете…».
Наконец, в Евангелие от Иоанна – наиболее близкого к Христу ученика – автора книги последних времён Апокалипсис, которого справедливо называют Апостолом Любви. Читаем: «Сие заповедаю вам, да любите друг друга. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир...» (Ин. 15:17-19).
Феофилакт поясняет так: «За сим присовокупляет и другой способ утешения, более обязательный. Вам, – говорит, – напротив, нужно было бы скорбеть в том случае, если бы мир, то есть злые люди, любил вас. Ибо, если бы они любили вас, это было бы знаком того, что и сами вы имеете с ними общение в той же злобе и лукавстве. А теперь, когда злые ненавидят вас, вы радуйтесь. Ибо они ненавидят вас за добродетель; иначе, если бы вы не были добродетельны, мир любил бы свое. Но как Я отлучил вас от злобы мирской, то мир и ненавидит вас за то, что не участвуете в делах его».
И, пожалуй, самое важное в этом отрывке: «…даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Ин. 16:2). Толкователь поясняет, что: «… и примете смерть, и смерть поносную, ибо вас будут убивать, как людей вредных, врагов Божиих. И всякий убивающий вас будет так стараться об убиении вас, что “будет думать, что он тем служит Богу”, то есть будет думать, что он совершает дело богоугодное и святое».
От себя добавим, что поскольку следствием уже установлены непосредственные убийцы, придерживающиеся радикальных, экстремистских и псевдорелигиозных взглядов, то они, очевидно, вполне оправдывали себя тем, что угождали своему «богу». Но это для жертв имеет обратное значения, поскольку большинство убиты, как христиане, имеющие добродетели, которые не разделяли их палачи!
Бьёт – значит любит! Наконец, кроме Евангелий, в тот день читались и апостольские послания, например апостола Павла к евреям, где есть такие неожиданные, но много проясняющие строки: «…вы… забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей – для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евр. 1: 1-12).
Феофилакт поясняет: «Итак, искушения посылаются Богом; если же Богом, то, без сомнения, для нашей пользы. Ибо или Самому Ему угодно прежде подвергнуть нас искушениям, чтобы тем избавить от грехов, или допускает их для испытания и для больших наград. Из числа любимых Богом нельзя найти никого, кто бы был без скорбей… На примере тех, о коих они думали, что они оставлены Богом, показывает им, что они составляли для Бога предмет попечений. Ибо если бы вы были чужды скорбей, то оказалось бы, что вы незаконные дети, а не сыны. Ибо какой отец печется о воспитании и целомудрии незаконных сыновей? А так как вы подвергаетесь притеснениям, то … Бог поступает с вами, как с сынами, и печется о вас, чтобы вы, будучи невоспитанны, не отпали, и чтобы Он за это не лишил вас наследства. На основании их собственных обстоятельств снова показывает, что необходимо терпеть… Ибо в противоположность плотским отцам назвал духовным. И прибавил: “чтобы жить”, с целью показать, что тот, кто не повинуется, и не живет: ибо он вне Бога, Который есть жизнь… Бог же, всегда воспитывая, может сделать совершенными. Бог же ведет воспитание к нашей пользе, не с тем, чтобы получить от нас что-нибудь, но чтобы еще более приобщить нас к Его святости, то есть чистоте Его, так, чтобы, говорит, мы сделались способными к восприятию благ Его. Итак, воспитание есть приобщение к святости, и совершенно естественно: ибо обращает душу к святому Богу, не позволяя ей обращаться к чему-нибудь человеческому».
Подводя итог под столь сложным и, наверное, непривычным текстом, поспешим утешить тех, кто потеряли в ходе теракта своих родных и близких. Всё произошло не без промысла Божьего, изволившего таким путём взять в удобный для Него момент то, что принадлежит, по правде, Одному Ему – души. Они, как хочется верить, попали в Райские обители, будучи убиенными – пострадавшими и успевшими покаяться в своих прегрешениях. И наша задача – помочь им в этом своими молитвами и пожертвованиями нуждающимся, как тому учит Церковь.
Учитывая, что нам всем объявлена беспощадная война, которая попущена Богом для назидания и спасения наших душ, необходима прежде всего духовная мобилизация и объединение вокруг Него всего народа!
Роман Алексеевич Илющенко, религиовед, ветеран боевых действий; Андрей Дмитриевич Редкозубов, религиовед, полковник в отставке
1. Трагедия в Крокусе попущена Господом или произошла по Его Воле.