На «Первом» ещё не завершилась демонстрация сериала «Переведи её через майдан», но скажу. Два момента. Первый: впечатление, что фильм сделан с целью обелить Сергея Лёвочкина. И это не есть хорошо. Второе: украинская пропаганда от фильма в ярости и шоке. Ну а это просто замечательно.
Теперь по пунктам. В фильме фактически озвучена версия Лёвочкина (экс-главы Администрации президента Януковича), что «реальная вина за избиение людей в ночь на 30 ноября 2013 года» лежит не на нём, а на главе МВД Виталии Захарченко и «прочих лицах».
Разгон остатков жалкого майданного сборища в ночь с 29 на 30 ноября 2013 года стал нажатием спускового крючка, сигнальным выстрелом, за которым последовали все дальнейшие трагические события: переворот и начало войны, так называемого АТО/ООС, переросших в СВО со стороны России.
Янукович в декабре 2014 озвучивал (почти через год) своё мнение по поводу разгона: «Это была хорошо организованная провокация, для того чтобы перевести мирные акции протеста в радикальное русло». При этом он оговаривался, что прямых доказательств у него нет, но есть основания для веских подозрений. Так же и Захарченко утверждал, что команду на разгон дал Лёвочкин. Даже и Арсен Аваков, глава МВД при Порошенко (а затем немного и при Зеленском) в 2016-м, имея свои резоны, обвинял Лёвочкина, как, впрочем, и вся «Юлькина шобла», в «зверском избиении студентов, по сути детей, мирно спавших под стелой Незалежности». Лёвочкин, точнее его пресс-служба, от всего такого гордо открещивалась. А у, казалось бы, всесильного Авакова оказались ручонки коротки, чтобы дотянуться до Лёвочкина: не его компетенций фигура, не по его зубам.
Собственно, почему? Да и какие веские основания имел Янукович, обвиняя Лёвочкина в организации провокации, которая имеет далеко идущие последствия?
Короткое отступление. Лёвочкин в большой украинской политике пребывает со времён президентства Леонида Кучмы. При нём он сделал карьеру, стартанув в 1999-м из молодых научных консультантов президента в кресло 1-го помощника в 2002-м. Лишился должности лишь по результатам оранжевого Майдана, впрочем, без ущерба для себя и своих перспектив. Может, совпадение, но при Лёвочкине «у трона» случился и «нулевой русофобский майдан», потрясший Украину в 2000-2001 акцией «Украина без Кучмы». Он пребывал в жерле «оранжевой революции», водя дружбу с Петром Порошенко. Надо сказать, что Кучма Лёвочкина не на улице подобрал. Отец у Лёвочкина – генерал-полковник внутренней службы, при Кучме глава департамента по исполнению наказаний. А тюрьмы Украины, кто не знает, это колоссальная мафиозная машина, выжимающая деньги из всех и всего, что попадает в её жернова. Когда был завербован С. Лёвочкин ЦРУ «и прочими МI-6» – в годы учёбы или уже в коридорах АП – вопрос пока открытый.
Глава АП С. Лёвочкин к концу 2013 года сосредоточил в своих руках контроль над новостными редакциями ВСЕХ основных телеканалов Украины, какому бы олигарху они ни принадлежали – Коломойскому, Пинчуку, Порошенко, Фирташу… Да и сам Лёвочкин уже стал олигархом, владея, помимо прочего, долей «Интера» на пару с Фирташем (в фильме Фишман), а это первая кнопка. Соросовские деятели, не посвящённые тогда в тонкости спецоперации «Украина – цэ США», выказывали тогда беспокойство по этому поводу, что «пророссийский» Янукович наложил лапу на телеканалы. Какие-то журналисты даже увольнялись, протестуя ужасно! Но вот задымился Майдан и все ТВ-каналы стали его певцами, рассказывая с утра до ночи о тонкостях жизни Майдана, создавая ажиотаж, нагнетая атмосферу. Так было в реальности.
В фильме Януковичем вертит-крутит, как хочет, некая блондинка политтехнолог Алина Никулина, ведя дело к проамериканскому перевороту, убеждая Януковича, что и майдан и нацики – всё нормально, что всё это поможет Януковичу переизбраться на второй срок. А тот лох, и как бы верит.
Здесь мы на детективную и мелодраматические линии сериала обращать внимания мы не будем. Они в картине – фон, не наоборот! То есть не детектив и мелодрама развиваются на фоне Майдана, но Майдан развивается на их фоне. И линии эти выстроены ничуть не хуже чем в сотне других картин (впрочем, есть здесь и оригинальность).
Блондинка-политтехнолог помимо того, что уверенно ведёт Януковича к пропасти, попутно делает внушение и революционеру Порошенке, мол, не гони коней! Это занятно.
Блондинка – любительница коней. Точнее, одного коня, бледного как смерть, который в начале картины болен, но постепенно оправляется и уже вот-вот будет готов принять в своё седло всадника.
Если авторами фильма блондинка задумана как всадник Апокалипсиса, задумано недурно, как предупреждение: «…и вот, конь бледный, и на нём всадник, которому имя Смерть; и ад следовал за ним…» (Апок. 6:8).
Тогда и появление блондинки оправдано, которая заменяет собой в картине реального Лёвочкина. Тот на всадника Апокалипсиса не тянет. Впрочем, и картинному Лёвочкину удаётся поучаствовать в разводке Янека. Узрев в телевизоре 10-тысячный бандеровский марш в Киеве 1 января 2014, Янек вопрошает, поражённый: кто эти люди, они известны? Лёвочкин уверяет: главари все известны, и всех посадим, когда они перестанут быть нужными. И непотопляем Лёвочкин. При Порошенко жил припеваючи. И при Зеленском в 2019 стал не просто депутатом Рады, но вошёл в непростой Комитет Рады – по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки. Ибо имеет перед кем надо заслуги. И с Ермаком, твердят злые языки запрещенного в России «Миротворца», дружен. В Комитете ВР пребывал до марта 2023. Потом Украину якобы покинул. Есть куда! Недвижимость по официальным данным в Греции, Франции… Неужели в РФ и США нет? Однако мы вышли за кадр картины.
Ценность же фильма в том, что он делает попытку показать кухню, закулисную сторону Майдана, ту, которая была скрыта от рядовых и от многих нерядовых участников событий и от всех простых людей, обывателей, так сказать. А на кухне той котлы кипели адские под руководством ЦРУ, обитавшему, если верить фильму, на пятом этаже здания СБУ на ул. Владимирской.
Понятно, киевскому режиму фильм такой очень не по сердцу. Поэтому киевские пропагандисты, посмотрев часть фильма, потеряли дар речи и безо всякого анализа перешли на пафосный визг с пеной у рта: «Евромайдан объединил миллионы украинцев разных регионов, языков, конфессий и политических взглядов в общем стремлении к лучшему будущему… Кино о свободных, снятых рабами – что может быть смешнее?» Продвинутые же политологи режима глубокомысленно вещают: «Откровенная халтура». Рекомендую посмотреть «пару серий – только для того, чтобы оценить уровень «понимания» процессов в Украине российскими идеологами. А уровень там – как в анекдоте: «Вы слушали «Битлз»?» – «Да, как-то Рабинович напевал». Очень остроумно. Но две серии это ведь для того, чтобы не успеть понять, что Майдан это спецоперация ЦРУ под условным названием «Украина – цэ США»?
Ждём анализа картины и версий «как было на самом деле» от прототипов героев сериала, от реальных участников событий. От Царёва, например, Колесниченко, Табачника, Олейника… В свободной России – десятки политиков первого ряда бывшей Украины, сотни – второго плана. Пора бы собрать воспоминания о Майдане, пока память тверда (хочется думать) у всех. Как были в своё время собраны воспоминания участников событий 1917 года.
Дмитрий Иконников, наблюдатель