На почве и в атмосфере двух лет войны поднялось и расцветает новое русское искусство! Основной признак не песни и стихи, не фронтовые байки и миниатюрные зарисовки, хотя и они, конечно. Но кино и театр; вероятно, уже и большая проза не за горами.
23-24 февраля «Первый канал» России показал значительный художественный фильм «20/22» (режиссёр Андрей Симонов, 1984 г.р.). Арифметическая дробь в названии, видимо, подразумевает зримость разрыва незабываемого года и жизни Русской цивилизации в ХХI веке «на до и после». Картину бы можно отнести к разряду мелодраматических боевиков «как в Голливуде». Но к разрядам относить не приходится. Это великолепный русский художественный фильм, дающий панораму политический предпочтений, мнений и мотиваций в эпоху начала СВО.
Первый серьёзный фильм о новом времени, если не считать «Лучшие в аду», режиссёра Андрея Батова (Щербинин). «Лучшие» предельно доходчиво несёт в себе одну мысль: война – бессмысленная мясорубка. Напомню, идёт штурм жилых домов в городе. «Жёлтые» мочат «белых», «белые» – «жёлтых». До конца картины нельзя понять, кто в бою ВСУ, кто «Вагнер». Все погибают. На следующий день личный состав подразделений «жёлтых» и «белых» полностью обновлён, впереди очередной день войны. «Лучшие в аду» можно счесть как бы даже иллюстрацией к словам Иисуса Христа: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит (Мф. 12:25). Демонстрируется опустение. В «Лучших» нет и намёка на рецепт сшивки русского царства, спасения Русской цивилизации.
В картине «20/22» мы видим студентов журфака МГУ (элита элитная) в момент начала СВО, они на митинге протестуют, уже объявив: «Журналистам здесь больше нечего делать. Пора валить из этой страны». Есть в картине, как водится, любовь-морковь, взгляды у влюблённых разные. У неё – заукаинские, он – из Севастополя, чей брат много лет воют в ДНР. Главного героя «петушня московская подставила», чтобы не сесть в тюрьму, отправляется на войну, и в первом же бою позорится, теряет пулемёт, из-за него гибнут люди «Сомали». Возникают острые психологические и идеологические конфликты. Возлюбленная отправляется искать героя и совершает своё хождение по мукам. Приоткрываются и люди ВСУ с разных сторон, и в «Азове»*, понятно, народ разный – и те, кто украинскую присягу в Четырнадцатом в Крыму не нарушил, и поклонники мрачных кровавых культов. Картина многопланова. Образы, порой, и близко не ходульные – люди ярко живые, как, скажем, Бегемот – «православный казак местного разлива, немножечко философ, немножечко рецидивист, а так вообще редкостный м..к». Это командир нашего героя, истинный воин. Смотрится кино с волнением. Документальный момент: в картине участвуют в роли самих себя военкоры Павел Чуприн и Семён Пегов.
Кто пропустил, можно наверстать с «20/22». На фоне вздорных кинолент последних двух лет, в том числе изрядно премированных, – событие. Двухчасовой фильм разбит на четыре серии. Предполагается, вероятно, и «сезон 2», посмотрим.
О театре. В Севастополе в театре им. А.В. Луначарского 21 и 22 февраля прошли премьерные показы спектакля «Город Марии». Документальную драму о жизни Мариупольского драмтеатра в марте 2022 года, – когда Русская армия штурмом освобождала город, – поставила Анжелика Добрунова, проработавшая в мариупольском театре два десятка лет, поставив в нём более 20 спектаклей. А. Добрунова говорит о своей работе: «Мы научились говорить с Богом… Прокручивая в памяти события тех дней, лишь один вывод не вызывает у меня сомнения: увидеть, понять, помочь, спасти человека может только человек. И важно, что этот человек – с Богом в сердце». Эта постановка на русской сцене – трудное возвращение современного гламурноватого ныне театра к актуальному высокому искусству. Здание мариупольского театра, имевшего 146-летнюю историю, капитально пострадало 16 марта 2022 года. В настоящее время здание восстанавливается, работы предполагается завершить в нынешнем году. Готовится пополнение театральной труппы. В Петербурге в РГИСИ произведён набор студентов для театра в Городе Марии.
Писатель и фронтовой волонтёр Даниэль Орлов объявил о создании писательского «Союза 24 февраля». Главное в декларации «союзовцев»: «Мы считаем, что государство имеет возможность четко заявить о своих интересах в литературе, а не пускать процессы на самотек. Государство должно прекратить тратить средства на демонстративно политически нейтральные проекты в сфере литературы, не говоря о финансировании тех, кто занимается откровенным саботажем или культурной диверсией… «Союз 24 февраля» считает, что литература – неотъемлемая часть культуры и, более того, ее смысловая основа. Воссоединение литературы с остальными сферами культуры позволит государству задавать творческому сообществу приоритеты на основе наших национальных ценностей, одновременно и традиционных и новаторских… Мы не ждём от государства материальных пособий. Мы рассчитываем быть полезными своей стране и ожидаем помощи в нашей работе, например, в издании и распространении книг и журналов. Вместе с тем мы бы хотели заявить о перспективах более широких: СВО рано или поздно закончится, уверены, нашей Победой, но и с ней наболевшие вопросы организации литературного дела в стране сами собой не рассосутся. Поэтому наш союз – всерьёз и надолго».
Примерно тоже самое Орлов говорил и 12 лет назад в интервью «Литературной газете», конкретизируя даже детали, во время белоленточных волнений: «…Надо создать единое государственное некоммерческое издательство с условным названием "Союз Писателей” (вероятно, теперь “Союз 24 февраля”) с отделениями в большинстве регионов Российской Федерации и квотой на тиражи с гарантированным распространением таковых по магазинам государственной книготорговой сети. Это позволит не только издавать книги достойными тиражами, но и даст возможность читателю приобретать их без коммерческой наценки, а лишь с учётом в отпускной цене производственных и накладных расходов…».
Тогда важные государственные люди не прислушались. Может, сейчас услышат. Соображения о правильной организации русской культурной жизни вновь стала актуальной творческой задачей.
Новые песни и стихи все слышали. Вот и питерский актёр Игорь Растеряв вновь запел! Многих когда-то зацепила его песни о комбайнерах и о девочке с георгиевской ленточкой в косичке. Теперь о госпиталях, в которых родная обожжённая страна глазами раненых в его гармонь смотрит, и о войне, о том, «как их зашло 150, а вышло 30».
Самый читаемый ныне жанр – посты в соцсеятх. Понятно, посты постам рознь. Но вот порой воспринимаются иные как классические миниатюры «Опавших листьев», «Крохоток», «Затесей», «Мгновений»… Например публикация Захара Прилепина от 22 февраля.
Операция «Труба». «Раз уж президент упомянул о трубе, то можно… Труба, это один из ключевых успешных элементов захвата Авдеевки. Диаметр её 1,4 м. Протяжённость 3,7 км.
Представьте, что в полусогнутом состоянии в броне с грузом нужно пройти этот путь и быть готовым к выполнению дальнейших задач...
На пути в некоторых местах по пояс воды, где-то не хватает кислорода.
На всем протяжении разбросана снаряга. Шлема, бронежилеты... Люди просто скидывали лишний вес, чтобы дойти.
По дороге вам может встретиться сошедшие с ума, голые солдаты... Раненые, погибшие, вытащить которых сейчас практически невозможно, так как весь маршрут в полной экипировке занимает часов 12...
Слышимость такая, что на метров 300 тебя отлично слышно, если ты говоришь обычным голосом. А во время прилёта в трубу ты просто теряешь сознания и приходишь в себя часа через 3...
Связь с внешним миром по телефону на проводе (тапику) который стоит на 1,5, 2,6, 3,7 км… Провод периодически рвётся и тут отдельным героическим стержнем выступают связисты, шастающие туда-сюда в поисках обрыва.
Вот ты дошёл до точки. Нужно как-то греться, спать, что-то есть, ходить в туалет...
А так же нужно копать дыру наружу. Где ты вылезешь известно только Богу. А если дырку заметит противник, выпутаться из ситуации будет сложно...
Далее скопление и вылазки на штурм.
Дыры рано или поздно засекают, туда летят коптеры, сбрасывается газ, работает арта.
Мы ротировали группы раз в 2-3 суток. Каждый вернувшийся был с пневмонией, народ потихоньку заканчивался…
Вот тот подвиг, что скрывается за операцией "труба" и весёлыми картинками русских черепашек-ниндзя в ливнёвке Авдеевки».
Пробьёмся!!!
Дмитрий Иконников, обозреватель.
* Организация, запрещенная на территории РФ