Данная статья навеяна работой П.В. Тихомирова «Патриотический» «православный» «сталинизм» непременно заканчивается реабилитацией бесов революции.
Происходящее в последние годы переосмысление советского периода в сторону его положительных оценок, безусловно, связано со враждебной и экспансивной политикой коллективного Запада по отношению к России и с откровенно антисоветским характером украинского национализма, где антисоветский пафос несомненно совмещён с мотивом демонизации любой власти в России: будь то Ленин, Сталин, Пётр Великий или Святой Царь Николай II.
Но независимо от этих процессов, по мере развития постсоветской государственности в России, происходит и развитие гражданского сознания россиян. Гражданское сознание выражается также и в отношении к истории родной страны и её народа.
На этом же фоне происходит переоценка роли Сталина с нарочито негативной на положительную. На наш взгляд такого вульгарного термина, как «православный сталинизм» лучше избегать. Для гражданина России, не важно, является он православным, или нет, Сталин – это неотъемлемая часть истории. А попытка же «православных патриотов» обособиться в некую маргинальную группу бросает подозрительную тень на церковность вообще и кое-чем напоминает обособление тех же старообрядцев.
Тем более, что даже в среде верующих и даже иерархов Церкви отношение к некоторым государственным деятелям не является однозначным и постоянным в ходе истории. Как самый яркий пример – Николай II, ныне чтимый Церковью как святой страстотерпец. Ныне это – один из самых почитаемых русских святых.
Но если мы окунёмся в события февраля 1917 года, то увидим, что отречение Императора в ходе Февральского переворота было встречено многими верующими и даже иерархами Церкви очень положительно. Епископ Рыбинский Корнилий (Попов): «Сейчас мы слышали об отречении государя Николая II. Тяжелым крестом для России, для русского народа было его царствование. И недаром же русский народ почитается всегда народом-страстотерпцем! До бессилия был доведён народ старым правительством...». Епископ Переславский Иннокентий (Фигуровский): «Как мы все искренно радовались и торжествовали, когда низвергнут был Богом с престола безвольный император, и волею Божией, а не волею народа — как ложно утверждают неверующие – во главе нашего Отечества поставлены были лучшие люди» (см. здесь).
Так высказывались архиереи на факт свершившегося Февральского переворота и отречения Божиего Помазанника от Российского престола.
Потребовалось пройти через кровавое лихолетье Гражданской войны, многим русским людям оказаться в эмиграции, чтобы осознать, что Император Николай Александрович был на самом деле хороший государственник, трепетный семьянин.
К сожалению, даже сейчас, в 20-е годы XXI века не все ещё осознали ужасной роли Великобритании в деле осуществления революции в России.
Поэтому, нет абсолютно ничего удивительного и противоестественного, что отношение к Сталину с годами так же стало меняться по мере накопления исторического опыта.
Противопоставление советского и русского является примером выраженной исторической вскусовщины. Для одной группы советское – это «не русское», для другой группы якобы не русским является период истории, начиная с Петра Великого. Самый абсурдный пример подобного – это неоязычество, когда «не русской» объявлена вся история после Крещения Руси. Налицо попытки самомаргинализации по примеру тех же старообрядцев.
Принятие и понимание непрерывности и единства всей русской истории – это признак зрелого и развитого гражданского сознания и подлинного патриотизма.
Алексей Николаевич Ощепков, Русское собрание, г. Пермь
2.
Главное - единство истории.
1.
До поры, до времени единое христианство - Третий Рим - Государство. Но без Культуры. Третий Рим - это Государство единого христианства, но по духу, а не по букве. Поэтому нельзя говорить ничего, кроме - Государство. Ибо Государство во все времена и страны - это оплот воли и силы.
Но Государство как Третий Рим - единое по духу христианство- не имеет Культуры своего выражения. Не имеет буквы выражения. Имя Третьего Рима как Государства есть - оплот воли Москвы. Но здесь нет буквы единого духа христианства. Москва имеет волю единого христианства, но не имеет буквы единого христианства. Потому, что по букве Культуры, единое христианство остается расколотым на два Рима.
Именно в силу этого раскола Культуры единого христианства, нельзя отождествлять Культуру Третьего Рима с только и только русской истории, на основании которой и создать Культуру Третьего Рима. Ибо это будет тот же раскол Культуры Третьего Рима - суть Второй Рим(только православный и только католический, протестантский) .
Культура Третьего Рима - Абсолютная Всемирная история. Она дана нам в опыте. В опыте двадцатого века, в лице десяти правителей, по сути Государей (цари в Откровении), начиная от Ленина и до Путина сегодня.
Идеология Третьего Рима - она же Культура Третьего Рима - снятие десяти правителей России. По Гегелю. Снятие есть то же самое, что и снятие первого и второго Рима в Третьем Риме.
Соединить снятое и есть это дело. Это же вопрос о двух правдах и их Порядке первой правды воли и второй правды чувства. Воззрение на Мир от сотворения его, и Историю его как то же самое - два мира. А Третий мир - это соединение сотворенного Богом мира с Историей мира, которая развивается по законам сотворения первого мира. Третий мир и есть мировоззрение Третьего Рима.